Главная
Конференции
Современная парадигма социально-гуманитарного знания
Инновационные технологии, методы и приемы в работе учителя-логопеда

Инновационные технологии, методы и приемы в работе учителя-логопеда

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

инновационные технологии
технология диагностики
технология звукопостановки
технология формирования речевого дыхания
эффективных средств коррекции

Аннотация статьи

В статье говорится о том, что инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Текст статьи

«Научиться можно только тому, что любишь»
Иоганн Вольфганг Гёте

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике

  • это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие;
  • новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;
  • новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
  • новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Классификация инновационных логопедических технологий производится по разным основаниям:

а) по цели воздействия различают:

  • развивающие технологии (эмоциональное, сенсомоторное воспитание; мнемотехники, тренинги мыслительных процессов и др.);
  • психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, смехотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.);
  • здоровьесберегающие технологии (логопедический и пальцевый массаж, су-джок-терапия, ароматерапия, дыхательные техники и др.).

б) по инструментам воздействия различают:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • дистанционные образовательные технологии.

в) по степени инновационности (традиционности) различают:

  • педагогические технологии с использованием нетрадиционных для логопедии приемов (ароматерапия, хромотерапия, библиотерапия, криотерапия и др.);
  • смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.

Использование тех или иных инновационных логопедических технологий в коррекции речи старших дошкольников с ОНР должно быть полностью обосновано структурой дефекта.

1. С целью коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления я использую:

  • Информационно-коммуникативные технологии (обеспечивают наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания обучающего материала, удобство объективного контроля развития и деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи, расширение спектра невербальных заданий).
  • Мнемотехники (система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).
  • Лэпбук – объединяет в себе игру, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя-логопеда, родителей и ребенка.
  • Квест-технология относится к организационным инновационным технологиям в логопедии и представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи. В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете.
  • ИКТ (информационно коммуникативные технологии) мультимедийный интерактивный проектор, презентации, развивающие интерактивные игры «Мерсибо».

2. С целью коррекции моторных функций применяю телесно-ориентированные техники:

  • биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
  • логопедический массаж – активный метод механического воздействия, помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков (ручной, точечный, аппаратный, пальцевый массаж, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж зондами, зондозаменителями; массаж приборами су-джок-терапии;
  • логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

3. С целью стабилизации эмоциональной сферы применяю арттерапевтические методики:

  • музыкотерапия;
  • изотерапия (нетрадиционные техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями и др.);
  • сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром);
  • крупотерапия (способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы);
  • песочная терапия одна из разновидностей игровой терапии. В одних ситуациях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, в других – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Список литературы

  1. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику. Сборник статей; методические пособия для дошкольных образовательных учреждений – М: Линекс – Пресс, 2008 г.
  2. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с не резко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: (Практ. Пособие) / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. – Воронеж: Учитель, 2001.
  3. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов / Сост.; С.М. Босова, Л.Н. Коротовских, Э.Ю. Злобина. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.

Поделиться

3995

Сяськина Е. В. Инновационные технологии, методы и приемы в работе учителя-логопеда // Современная парадигма социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/5497-innovatsionnie-tekhnologii-metodi-i-priemi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря