«Научиться можно только тому, что любишь»
Иоганн Вольфганг Гёте
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда.
Инновационные технологии в логопедической практике
- это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие;
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Классификация инновационных логопедических технологий производится по разным основаниям:
а) по цели воздействия различают:
- развивающие технологии (эмоциональное, сенсомоторное воспитание; мнемотехники, тренинги мыслительных процессов и др.);
- психокоррекционные технологии (арт-терапия, сказкотерапия, смехотерапия, цветотерапия, психогимнастика и др.);
- здоровьесберегающие технологии (логопедический и пальцевый массаж, су-джок-терапия, ароматерапия, дыхательные техники и др.).
б) по инструментам воздействия различают:
- информационно-коммуникационные технологии;
- дистанционные образовательные технологии.
в) по степени инновационности (традиционности) различают:
- педагогические технологии с использованием нетрадиционных для логопедии приемов (ароматерапия, хромотерапия, библиотерапия, криотерапия и др.);
- смешанные технологии – традиционные логопедические технологии с использованием нововведений.
Использование тех или иных инновационных логопедических технологий в коррекции речи старших дошкольников с ОНР должно быть полностью обосновано структурой дефекта.
1. С целью коррекции памяти, внимания, наглядно-образного мышления я использую:
- Информационно-коммуникативные технологии (обеспечивают наглядность, доступность, вариативность и возможность быстрого создания обучающего материала, удобство объективного контроля развития и деятельности детей, расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности, визуализацию акустических компонентов речи, расширение спектра невербальных заданий).
- Мнемотехники (система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций).
- Лэпбук – объединяет в себе игру, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, помогает систематизировать знания и просто интересный вид совместной деятельности учителя-логопеда, родителей и ребенка.
- Квест-технология относится к организационным инновационным технологиям в логопедии и представляет собой современную форму работы с детьми с нарушениями речи. В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете.
- ИКТ (информационно коммуникативные технологии) мультимедийный интерактивный проектор, презентации, развивающие интерактивные игры «Мерсибо».
2. С целью коррекции моторных функций применяю телесно-ориентированные техники:
- биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
- логопедический массаж – активный метод механического воздействия, помогающий нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков (ручной, точечный, аппаратный, пальцевый массаж, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж зондами, зондозаменителями; массаж приборами су-джок-терапии;
- логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
3. С целью стабилизации эмоциональной сферы применяю арттерапевтические методики:
- музыкотерапия;
- изотерапия (нетрадиционные техники рисования: кляксография, пальцевая живопись, рисование мягкой бумагой, рисование тычком жёсткой полусухой кистью, ниткография, рисование манной крупой, листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками, рисование ладонями и др.);
- сказкотерапия (метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром);
- крупотерапия (способствует более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы);
- песочная терапия одна из разновидностей игровой терапии. В одних ситуациях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, в других – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.