Роль социально-культурной среды для укрепления национальных традиций посредством народных игр

В статье обусловливается роль социально-культурной среды для укрепления национальных традиций посредством народных игр.

Аннотация статьи
традиция
ребенок
народная игра
социально-культурная среда
Ключевые слова

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания дошкольника. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами живем, в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте.

Взрослые и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют, познают мир. Новый поток информации поступает очень большой и сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным играм. Им на смену приходят мультики и игры Запада. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения, а иногда и наоборот опасные тенденции. Отношение к ним у ребенка одноразовое: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.

Поэтому сейчас в современном мире актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания ребёнка. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.

Так как игра, является жизненной необходимостью ребенка, она занимает важное место в развитии дошкольника и является главным средством патриотического воспитания. Исторически сложилось так, что в народных играх ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются наиболее доступным, понятным материалом для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. И задача педагога дать правильное направление, для восстановления между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке, что будет способствовать формированию у дошкольников первых чувства дружбы и патриотизма.

Подвижная народна игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Современным детям необходимо знать природу, историю и культуру своего народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена своя культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народов, история его развития. Народная игра живёт рядом, пришедшая к нам из глубины веков она до сих пор актуальна в наши дни. Народные игры без преувеличения можно назвать «витаминами» для душевного благополучия ребёнка.

Русские народные игры так же ценны в педагогическом отношении они помогают решать следующие задачи:

  • Приобщение к народным ценностям и обычаям
  • Умение выполнять игровые образы
  • Улучшение всех психических процессов
  • Улучшение физических качеств
  • Формирование индивидуальностей в развитии вкуса
  • Формирование духовной сферы патриотических чувств

Народные игры способствуют развитию логического мышления, коммуникативных качеств. В своих правилах игры ставят перед детьми задачи требующие размышления, хитрости, смекалки, умения договариваться. А всевозможные заклички, считалочки способствуют развитию речи. Подвижная игра имеет большое влияние на воспитание характера, воли, развивает нравственные чувства патриотизма.

Занятие по физической культуре можно полностью составить из народных игр разной интенсивности. Народные игры включены в прогулку и позволяют детям весело и с максимальной пользой для здоровья провести время на улице. И конечно, настоящим украшением игра будет любого праздника или развлечения. Эти мероприятия знакомят детей с народными традициями, обрядами, фольклором своего края.

Праздники, которые отмечаются в детском саду, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, сформируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете.

В нашем детском саду часто проводятся спортивные мероприятия посвящённое народным играм Белгородского края. Такие мероприятия являются одним из средств патриотического воспитания и приобщения детей к традициям и обычаям родного края. Эти музыкально-спортивные праздники народных игр способствуют передаче младшему поколению наших воспитанников от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой и является неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

У русских народных игр есть свои признаки: это орнаменталика, считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. К ним можно отнести: язык игры (понятийность, речевой словарь) Считалка – это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты.

Заклички – ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму.

Через народные игры, речёвки, упражнения, считалки дети попадают в прошлое и узнают о традициях и обычаях своего города, что способствует формированию у дошкольников первых чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю. Полученные знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Это развлечение стало одним из средств патриотического воспитания и приобщения детей к традициям и обычаям малой Родины.

Играя, ребенок познает ценности и символы культуры своего народа, окружающий мир, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии. Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.

Ну и в заключении хотелось бы сказать, что игра – это ведущий вид деятельности, а русская народная игра – учит молодое поколение относиться друг к другу и к своей стране, краю, традициям с любовью и уважением.

Текст статьи
  1. Куприянова Л.Л. Русский фольклор, М., Мнемозина, 2002г.
  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., Просвещение, 1988г.
  3. Лямина Л.А. Народные игры в детском саду, М., 2008г.
  4. Якуб С.К. Вспомним забытые игры, М., Детская литература, 1988г.
Список литературы