К вопросу о кавказском тексте русской литературы

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

кавказский текст
Кавказ
ориентализм
романтизм
мифологизация пространства

Аннотация статьи

Научная работа посвящена анализу кавказского текста русской литературы как важного явления русской культуры девятнадцатого века. В работе анализируется сущностное понимание кавказского текста как литературного явления, проводится сравнение кавказских текстов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого. Автор приходит к выводу о том, что данное явление носит комплексный характер и трансформируется в зависимости как от исторического контекста эпохи, так и о смены доминирующих направлений в русской литературе.

Текст статьи

Исследование конфликтных сюжетов главных шедевров русской литературной традиции, на наш взгляд, дает нам возможность по-новому оценить важнейшие вызовы современной эпохи. Именно по этой причине внимание широкого ряда литературных исследователей сосредоточено на изучении кавказского текста русской литературы как важнейшего материала, в рамках которого изучаются специфические особенности менталитета кавказских народов, исследуются их ценностные ориентиры, а также выявляются общие аспекты и точки противоречий между российской культурой и культурой народов Кавказа. Изучение кавказского текста русской литературы, на наш взгляд, имеет принципиальное значение не только с позиции проведения более глубокого анализа русского литературного наследия, но и с позиции необходимости гармонизации отношений между русским народом и народами Кавказа [1, с.54].

Рассуждая об особенностях формирования кавказского текста русской литературы необходимо, прежде всего, обратить внимание на тот факт, что тема Кавказа являлась одной из основных тем русской литературы на протяжении двух последних столетий. События Кавказской войны девятнадцатого века, в которой в той или иной степени участвовало большое количество русских писателей, от Александра Пушкина до Льва Толстого, оставило отпечаток на их творчестве. Огромная разница в образе жизни, менталитете и ценностных установках жителей России и народов, населявших Кавказ, также оставила свой отпечаток в произведениях русских писателей, посвященных теме Кавказа [3, с. 65].

Давая характеристику особенностям интерпретации «кавказского текста русской литературы» российским исследователями, важно обратить особое внимание на то, что они рассматривают данный феномен в контексте тех знаковых культурных концептов, которые в европейской культуре связываются с просветительскими идеями и романтическим ориентализмом. При этом большинство исследователей кавказского текста русской литературы одновременно отмечают наличие двух противоположных тенденций в развитии кавказского текста русской литературы, а именно «мифологизирующего» и «ре-мифологизирующего» начал [1, с.76].

В основе восприятия Кавказа русскими писателями в начале девятнадцатого века легла тенденция к романтизации Кавказа. Первым русским писателем, писавшим о Кавказе, являлся Александр Сергеевич Пушкин. В своих произведениях Пушкин рисовал романтический образ Кавказа, с которым он ассоциировал тему свободы, достичь которую было невозможно в условиях Николаевской России первой половины девятнадцатого века. Видение Пушкины Кавказа было основано на его личных впечатлениях, сформированных им в ходе поездки на Кавказские минеральные воды летом 1820 года. Впечатления от этой поездки получили свое отражение в одном из первых произведений «кавказского текста» русской литературы – в поэме «Кавказский пленник», опубликованной в 1820-1821 годах. На этом этапе своего творчества Пушкин сформировал романтическую традицию кавказского текста русской литературы, в которых восхваляется смелость, отвага и страсть к свободе народов Кавказа и в которых битва русских казаков и черкесов интерпретируется как естественное явление и славный бой [2, с.29].

Данный романтический подход Пушкина к Кавказу в значительной мере повлиял на развитие всего кавказского текста русской литературы и расширился в отношении представлений русских писателей относительно всей восточной тематики их творчества. В частности, его традиции прослеживаются в текстах более поздней эпохи развития русской литературы, на которой речь шла не о серьезной ориентации на традиции романтической поэмы, а об игре с традицией, о полемическом отталкивании от нее. К таким текстам относятся рассказ Льва Толстова «Кавказский пленник», повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» и поэма Н. Муравьева «Киргизский пленник».

Однако в последующие годы Александр Пушкин также стал автором более глубокого подхода к теме Кавказа. Этот переход к постепенной трансформации кавказского текста русской литературы в творчестве А.С. Пушкина обозначился в 1829 году, когда было написано стихотворение Пушкина «Кавказ подо мною». В этом стихотворении поэт уже отразил гораздо более сложную и неоднозначную картину Кавказа и его отношений с Россией. Кавказ предстает в этом стихотворении как свободный и дикий край, который не просто не равнозначен, а противоположен по своей культуре России [2, с.45].

Данный реалистический подход к теме Кавказа нашел своей отражение в творчестве Михаила Лермонтова и Льва Толстого. Наиболее значимыми произведениями кавказского текста русской литературы, созданными этими писателями стали поэмы «Мцыри», «Демон», а также роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, а также толстовские рассказы «Казаки» и «Хаджи-Мурат». В этих произведениях речь идет не просто об открытии русской литературой ранее неизвестной ее темы Востока, сколько о начале диалога между двумя цивилизациями. Именно по этой причине в них сформировались такие свойственные кавказскому тексту русской литературы характеристики, как ее внутреннее развитие сюжета и тема противопоставления культурных миров.

С именем Лермонтова и Толстого связан тот аспект «кавказской темы» русской литературы, который заставляет задуматься о Кавказе как исторической реальности, воздействующей на саму русскую литературу. Кроме того, в значительной степени именно в контексте темы Кавказа русская литература сталкивается с проблематикой войны как места встречи культур. Тема войны в контексте кавказского текста русской литературы была обозначена Лермонтовым и Толстым, и с этой точки зрения в творчестве двух писателей имеют схожие мотивы [5, с. 56].

Значительным сходством отличаются такие тексты, как поэма Лермонтова «Валерик» и произведение Толстого «Набег». В обоих произведениях отражается культура народов Кавказа, а также имеет место строго реалистический анализ темы Кавказа и человека на Кавказе. Наиболее сложный и драматический взгляд на тему взаимоотношений России и Кавказа сформировался в кавказском творчестве Льва Николаевича Толстого. Для Толстого, чья жизнь с 301851 года по январь 1854 года протекала на Кавказе, тема Кавказа стала одной из ключевых в жизни и творчестве. В ходе своего пребывания на Кавказе Лев Николаевич Толстой написал первая часть романа «Детство», рассказы «Отрочество» и «Юность», «Святочная ночь», «Записки маркера», «Набег» и «Рубка леса. Также на Кавказе были начаты произведения писателя «Роман русского помещика», «Казаки» и «Дневник кавказского офицера».

Именно на Кавказе сформировалась нравственная и социально-историческая концепция Льва Толстого, дав мощный стимул будущей творческой деятельности. В этой связи поэму Льва Толстого «Хаджи-Мурат» можно, несомненно, назвать вершиной достижений всей русской классической литературы, посвященных теме Кавказа и одной из лучших работ кавказского текста русской литературы. Именно Хаджи-Мурат как образ кавказца, противостоящего России, стал отражением противостояния двух миров. В «Хаджи-Мурате» Толстой ярко воссоздал основные реалии горской жизни и создал художественный образ кавказца – Хаджи-Мурата, который, в отличие от лермонтовские образов Белы, Азамата и Казбича, приобрел мировое звучание. В этом произведении русский мир и мир Кавказа четко противопоставляются друг к другу. При этом на фоне этого противопоставления Толстым также формируется антитеза красоты природы и уродливости человеческих отношений [7, с. 34].

Красота кавказской природы в кавказском тексте «Хаджи-Мурата» противопоставляется писателем действиям так называемого «культурного человека», уничтожающего красоту природы. Кроме того, именно в «Хаджи-Мурате» фактически постулируется идея о справедливости защиты кавказскими народами своей свободы и несправедливости той Кавказской войны, которая ведется Россией. Особенно четко этот тезис прослеживается в восемнадцатой главе произведения, в которой Хаджи-Мурат решает бежать от русских войск в горы, чтобы спасти семью от расправы Шамиля. В этой главе Лев Толстой вновь противопоставляет деспотизм людей, поставивших Хаджи-Мурата в безвыходное положение, красоте южной природы [6].

Таким образом, подводя итоги нашей работы, мы можем сделать вывод о том, что тема Кавказа, являющегося важнейшей частью литературного наследия русских писателей девятнадцатого века, отличается сложностью т противоречивостью, нашедших свое отражение в кавказском тексте русской литературы.

Список литературы

  1. Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. Л. В. Дерюгиной. М.: Искусство, 2014.
  2. Дубнова Н. В. Творчество М. Ю. Лермонтова в контексте евразийского диалога культур: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Махачкала, 2007.
  3. Лотман Ю. М. Статьи о русской литературе. СПб., 1997.
  4. Мануйлов В. А., Миллер О. В. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  5. Комментарий // М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. СПб., 2016.
  6. Маркелов Н. В. Лермонтов и Северный Кавказ. Пятигорск, 2008.
  7. Модебадзе И. И., Мегрелишвили Т. Г. Восприятие Кавказа русским романтическим сознанием: от истоков к современности // Литература в диалоге культур: Материалы междунар. конф. Ростов-на-Дону, 2017.
  8. Саид Э. Ориентализм: западные концепции Востока: Пер. с англ. СПб.: Русский Мир, 2015.

Поделиться

814

Плиева Д. И. К вопросу о кавказском тексте русской литературы // Современная парадигма социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 17-20. URL: https://apni.ru/article/5501-k-voprosu-o-kavkazskom-tekste-russkoj-literat

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря