Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Цифровая трансформация: организация НМО глазами врачей

Цифровая трансформация: организация НМО глазами врачей

Научный руководитель

Рычкова Анжела Анатольевна

Рубрика

Медицина, фармация

Ключевые слова

информационные технологии
цифровая трансформация здравоохранения
оценка качества оказания медицинских услуг
удовлетворенность врачей НМО
дистанционные технологии

Аннотация статьи

Внедрение современных информационных технологий в системы здравоохранения и образования приоритетные задачи на государственном уровне, что должно повысить качество оказываемой медицинской помощи. Данные изменения глубоко затрагивают работу врача от рутинной ежедневной практики до постдипломного обучения. Одним из способов определение отношения медицинских работников к цифровой трансформации является анкетирование. Цель данного исследования – оценить профессиональное мнение практикующих врачей по организации системы непрерывного медицинского образования с применением дистанционных технологий. Основной вывод, полученный в ходе работы: адаптация системы НМО к современным требованиям российских образовательных программ должна происходить с учетом потребностей и мнений непосредственных получателей образовательных услуг, т.е. врачей.

Текст статьи

Быстрые темпы изменений в мире затрагивают все сферы жизни человека. Научно-технический прогресс в лице высоких технологий затронул также область здравоохранения. Тем не менее, исторически сложилось, что здравоохранение одна из самых консервативных сфер в РФ. Сегодняшняя реальность требует экономической эффективности от всех участников экономического процесса в большом механизме государства, в том числе и от врача. В 21 веке врач стоит в не простых условиях: с одной стороны медицинское учреждение - обязано выполнять социальную функцию - сохранение здоровья граждан, с другой стороны любое лечебно-профилактическое учреждение хозяйствующий субъект с экономической точки зрения. Для медицинских организаций становится необходимым создать новые ценности, отвечающие потребностям пациентов и экономики за счет повышения конкурентоспособности на рынке медицинских услуг. Пациенты выступают не только в роли потребителя услуг здравоохранения, но и в роли «эксперта» в оценке качества оказания медицинской помощи. Помимо недостаточной оснащенности медицинских учреждений с технической стороны, одна из основных причин неудовлетворенности качества оказания медицинских услуг является недостаточно высокая квалификация врачей. Что в свою очередь обусловлено слабой мотивацией врачей к профессиональному усовершенствованию. Такие условия сформировали острую потребность в организации форм дополнительного профессионального образования, которые позволяют получить повышение квалификации любого уровня в единой системе образовательных учреждений. С 1 января 2016 года непрерывное медицинское образование внедряется на законодательном уровне путем внедрения новой процедуры допуска к профессиональной деятельности – аккредитации специалиста (рис. 1).

Рис. 1

«Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования дает следующее определение НМО: «Непрерывное медицинское образование – новая форма повышения квалификации медицинских работников. НМО отличает непрерывность, использование инновационных технологий (дистанционные, электронные, симуляционные технологии), а также возможность выстраивания персональной траектории обучения, что обеспечивает получение знаний, умений, навыков и компетенций, соответствующих потребностям специалистов» [1].

Рекомендации Минздрава по объему, графику обучения и долевому распределению различных компонентов непрерывного образования представлены на рисунке 2.

Рис. 2

Повышение квалификации специалистов, прошедших "последнюю" сертификацию или аккредитацию после 1 января 2016 года, будет проходить в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в виде индивидуального пятилетнего цикла обучения по соответствующей специальности. Данная процедура включает: создание индивидуального плана повышения квалификации по соответствующей специальности и последующие дискретное освоение в течение 5 лет. По окончании курса специалист допускается к повторной аккредитации.

НМО предполагает прохождение образовательных циклов, за которые начисляются баллы. Прохождение циклов состоит из платных (за собственные средства или средства спонсора) и бесплатных частей (из фонда ОМС по согласованию с руководством ЛПУ).

Кроме того, значимым в системе НМО являются дистанционные образовательные технологии (ДОТ). ДОТ – образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей. Как у любой технологии, внедряемой в здравоохранение, ДОТ имеют свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести, что согласно концепции цифрового образования ДОТ позволяют получить одинаковое качество образования вне зависимости от местонахождения обучающегося, своего рода тренд универсализации знаний. Так же, несомненно, положительной стороной ДОТ является возможность обучения с частичным отрывом от непосредственной профессиональной деятельности. Тем не менее, имеются ряд отрицательных черт ДОТ: низкая информационная грамотность врачей (сложности с технической стороны и понимание алгоритмов работы цифровых систем), недоверие врачей к информации, полученной не традиционным способом.

Для более детального изучения вопроса удовлетворенности врачей системой НМО с использованием ДОТ, автором было проведено пилотное исследование.

Материалы и методы. Анкетирование практикующих врачей амбулаторного звена в 3 городах Ростовской области (г. Ростов-на-Дону, г. Азов, г. Таганрог). Анкета разработана после углубленного интервью с экспертом в организации непрерывного медицинского образования. Были опрошены 50 врачей участковых терапевтов и кардиологов, врачи общей практики. Анкетирование осуществлялось с помощью электронного опросника (рассылка по e-mail) и в бумажном виде непосредственно на рабочем месте врача.

Вопросы анкеты представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Анкета «Удовлетворенность врачей организацией системы НМО с применением ДОТ».

Уважаемый доктор, пожалуйста, дайте ответы на вопросы ниже, в 1 блоке анкеты подчеркните подходящий вариант.

Пол

 

Возраст

 

Специальность

терапевт, врач общей практики, кардиолог

Стаж работы по специальности

 

Квалификация

первая, вторая, без категории

Навыки работы с компьютером

уверенный пользователь, есть сложности

Сайт НМО

удобен в работе, требует доработки

Качество информационного контента в курсе

удовлетворяет, необходимо дополнить

Мотивация в процессе обучения с применением ДОТ

низкая, достаточная, высокая

Какая форма обучения предпочтительнее

очная, дистанционная

Таблица 2

Блок 2

Не согласен

Частично согласен

Согласен

Полностью согласен

1. Организация, в которой Вы работаете, предоставляет возможность получать знания и навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей

 

 

 

 

2. В учреждении достаточное количество технических специалистов для настройки компьютеров и обеспечения работы программ

 

 

 

 

3. Техническое оснащение рабочего места позволяет проходить обучения с применением ДОТ

 

 

 

 

4. Приходиться использовать личное оборудование для профессионального обучения (компьютер, телефон)

 

 

 

 

5. Качество Интернета на рабочем месте обеспечивает прохождения обучения быстро

 

 

 

 

6. Организация выделяет достаточное количество времени вне работы для обучения

 

 

 

 

7. Знания, полученные в курсе НМО, помогают повысить качество ежедневной работы

 

 

 

 

8. Знания, полученные в курсе НМО, помогают увеличить уровень заработанной платы

 

 

 

 

9. Знания, полученные в курсе НМО, позволяют рассчитывать на карьерный рост внутри организации

 

 

 

 

10. Знания, полученные в курсе НМО, помогают повысить удовлетворенность пациентов от качества оказываемой медицинской помощи

 

 

 

 

11. Есть потребность в обучении по программам повышения квалификации

 

 

 

 

12. Восприятие учебного материала зависит от способа получения (очно\дистанционно)

 

 

 

 

13. Высокая загруженность на рабочем месте вынуждает проходить обучение внерабочее время (не рабочие часы, выходные, в отпуск)

 

 

 

 

Портрет респондентов (1 блок анкеты): 100% опрошенных врачи государственных учреждений, 90% женщины, со стажем работы по специальности 10 ±5 лет, 80% без категории, 5 % с первой категорией и 15% со второй. Все опрошенные врачи оценивают себя как уверенных пользователей персонального компьютера. Несмотря на то, что большинство врачей 80% оценили информационный контент в курсе НМО как достаточно качественный 50% докторов предпочли бы традиционную очную форму обучения.

Результаты опроса по 2 блоку анкеты представлены на рисунках 3-5.

Рис. 1. Ответы респондентов с 1 по 5 вопросы

Рис. 2. Ответы респондентов с 6 по 10 вопрос

Рис. 3. Ответы респондентов с 11 по 13 вопрос

Обсуждение.

В целом отношение врачей к системе непрерывного медицинского образование положительное, за счет того, что знания, полученные в курсе НМО, помогают в рутинной практике и позволяют повысить уровень удовлетворенности пациентов от качества оказания медицинской помощи. Более того курсы повышения квалификации в дальнейшем облегчают планирование карьерного роста внутри организации. Не достаточная мотивация врачей для честного прохождения курсов НМО, по мнению автора, может быть вызвано отсутствием корреляции с увеличением заработанной платы с одной стороны и отсутствием времени вне работы на прохождение обучения. Опрос выявил, что с технической точки зрения оборудование в организациях представлено, интернет достаточно быстрый, но не хватает специалистов по обслуживанию электронных программ и руководство учреждения не выделяет достаточное количество времени на его прохождения. Тем самым врачам приходится использовать свое личное оборудование для прохождения курсов повышения квалификации с применением ДОТ в личное либо не рабочее время, что не может, не отразится на уровне мотивации докторов.

Заключение.

Ввиду не большого количества респондентов, исследование, проведенное автором, можно считать пилотным. Полученные результаты являются основанием для проведения более масштабных исследований организации непрерывного медицинского образования с применением дистанционных технологий в дальнейшем.

Выводы.

  1. Новые ценности, удовлетворяющие потребностям пациентов и бизнеса, повышают конкурентоспособность организаций на рынке медицинских услуг.
  2. Решение приоритетных задач современного здравоохранения невозможно без наличия высококвалифицированных медицинских кадров.
  3. Адаптация системы НМО к современным требованиям российских образовательных программ должна происходить с учетом потребностей и мнений непосредственных получателей образовательных услуг, т.е. врачей.

Список литературы

  1. Из Федерального закона Российской Федерации от 211.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  2. Официальный сайт Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.sovetnmo.ru. Дата обращения 10.01.23.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  4. [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.consultant.ru
  5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. – URL: http: // www.economy.gov.ru. Дата обращения 10.01.23.
  6. Официальный сайт Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: https: // edu.rosminzdrav.ru. Дата обращения 12.01.23.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 111.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.economy.gov.ru. Дата обращения 11.01.23.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации".
  9. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 № 273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2021 № 109 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. №440».
  12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.10.2022 N 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" (вступает в силу с 1 января 2023 года и действует до 1 января 2029 года).
  13. Приказ Минздрава России от 15 марта 2021 N 205н "Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования".
  14. Приказ Минздрава России от 22 декабря 2017 г. N 1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов" (в ред. от 04.08.2020).
  15. Приказ Минздрава России от 21 ноября 2017 г. N 926н "Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года".
  16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".
  17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. N 1244 "О внесении изменений в Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499".

Поделиться

877

Саломатина О. В. Цифровая трансформация: организация НМО глазами врачей // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 53-59. URL: https://apni.ru/article/5509-tsifrovaya-transformatsiya-organizatsiya-nmo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря