Автор(-ы):
Иванов Роман Андреевич
29 января 2023
Секция
Военное дело
Ключевые слова
Аннотация статьи
Зарождение и развитие военной педагогики в России неразрывно связано со всей историей страны и ее армии и флота. Актуальность данной темы связана с тем, что изменившиеся политические и социально-экономические условия требовали поиска новых теоретико-методологических установок в системе подготовки военных кадров.
Текст статьи
Объектом военной педагогики является военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.
Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.
В настоящее время отмечается активизация исследований проблем дидактики и воспитания военнослужащих. Уточняются методологические основы отечественной военной педагогики, происходит освобождение от идеологических приоритетов. Сегодня основная масса военно-педагогических исследований содержит специальные методологические разработки, основу которых составляют результаты фундаментальных исследований современной науки и практики, историко-педагогический анализ рассматриваемых явлений, человека в совокупности его многообразных отношений. Подобный подход к методологии военной педагогики позволил конструктивно оценить накопленный научный потенциал, с максимальной эффективностью использовать имеющиеся научные достижения.
Необходимость совершенствования системы обучения и воспитания военнослужащих связана с уроками из опыта проведения контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, выполнения миротворческих операций, с изменением военно-политической обстановки в мире и непосредственно у границ России, характером современных войн и вооруженных конфликтов.
20 апреля 2021 года Приказом Федеральной службы ВНГ Российской Федерации был издан приказ № 132 «Об утверждении Наставления по организации ВНГ РФ военно-политической (политической) работой».
Наставление определяет порядок организации и осуществления военно-политической работой ВНГ РФ. Основными целями организации военно-политической работы являются:
В настоящее время существуют несколько направлений развития военной педагогики, благодаря которым можно судить о ее усовершенствовании и развитии:
В настоящее время реализуется большое количество программ подготовки военных кадров. Главное в профессиональном военном образование – это переход военнослужащего на качественно новую ступень военного мастерства.
На основе данной работы можно сказать, что развитие военной педагогики в современной России связано как с развитием системы образования, так и с патриотическим воспитанием граждан Российской Федерации.
Основу безопасности Российской Федерации составляют Вооруженные силы. Они выполняют свое предназначение с успехом только при условии поддержания их качественного состояния и боевой готовности на необходимом уровне с учетом военно-политических целей.
Современный этап развития Вооруженных сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к военным кадрам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по воспитанию военнослужащих.
Существенную роль в системе обучения и воспитания военнослужащих играет военно-политическая подготовка, смысл которой заключается в формировании моральных качеств и боевого духа, готовности к выполнению задач в мирное время и особенно в боевой обстановке. Военно-политическая работа является одним из основных предметов подготовки личного состава Вооруженных сил Российской Федерации.
Целью военно-политической подготовки является формирование и развитие военно-политического сознания, воинской культуры, патриотических и гражданских качеств личности, ответственного отношения к воинскому долгу. В сочетании с другими предметами военно-политическая работа включает в себя и такой важный аспект, как формирование психической и эмоциональной устойчивости, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.
Современный офицер должен свободно ориентироваться в вопросах военно-политической обстановки, разбираться в государственных и правовых вопросах, знать отечественную историю, чтить традиции армии и флота, помнить о воинах, самоотверженно отдавших жизнь за свою Родину.
Ведущая роль в организации политико-воспитательной работы в подразделении принадлежит командиру-единоначальнику. Именно он заботится о том, чтобы все мероприятия проходили организованно, на высоком идейном уровне, в тесной связи с задачами подразделения, способствовали формированию у воинов высоких морально-политических и боевых качеств, укреплению воинской дисциплины, повышению бдительности и боевой готовности. Заместитель командира по политической части отвечает за организацию и состояние политической работы в подразделении. Также в воспитательной работе с личным составом активно участвуют командиры взводов и непосредственные командиры (сержанты).
Политические занятия проводятся в течение всего учебного года, на них отводятся специальные дни и часы. Занятия по военно-политической подготовке строятся на основе исторического подхода, изучения военного опыта предшествующих исторических этапов развития государства. Кроме того, учебный материал теснейшим образом должен быть связан с изучением норм морали и воинской этики, воинских уставов, норм воинской дисциплины, а также формированием знаний по международному гуманитарному праву.
Таким образом, достижение целей военно-политической подготовки обеспечивается решением комплекса разнообразных воспитательных задач. Системное применение различных методов и форм воспитательной работы значительно повышает качество подготовки личного состава Вооруженных сил Российской Федерации.
В современном мире одно из главных качеств военнослужащего – это морально-боевые качества. Только благодаря воспитанию этих качеств, путем занятий по военно-политической подготовке у нашей страны есть много героев, которыми мы должны гордиться.
Список литературы
Поделиться
Иванов Р. А. Развитие военной педагогики // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 146-148. URL: https://apni.ru/article/5513-razvitie-voennoj-pedagogiki