В Российской Федерации основой взаимодействия между центром и регионами при развитии физической культуры и спорта является ст. 72 Конституции РФ о разграничении предметов ведения, на основании которой «...в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта» [1]. Реализация этой нормы на практике находит свое конкретное выражение в том, что каждый регион на основе федеральных требований наделяется правом и обязанностью определять региональную политику по развитию сферы физической культуры и спорта с учетом своих социально-экономических, географических, национально-культурных условий и традиций.
В целях обеспечения реализации обозначенных функций, в соответствии со Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия в области физической культуры и спорта:
- определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах РФ, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;
- учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов РФ;
- организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, а именно:
а) установление порядка проведения региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территориях субъектов РФ;
б) утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных и спортивных мероприятий субъектов РФ;
в) содействие обеспечению (Общественного порядка и безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов РФ;
г) информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;
д) утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ, а именно:
- наделение статусом «Спортивная сборная команда субъекта РФ» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;
- материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ;
- обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов РФ [2, ст. 8].
Организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах РФ. Присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях. Реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах РФ. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. Обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки. Осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ полномочий [3, c. 32].
Органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе: участвовать в подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ; участвовать в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ, проводимых на территориях субъектов РФ; оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов РФ; оказывать содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта [4, c. 261].
Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам с выдающимися достижениями и особыми заслугами перед Российской Федерацией и области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органом государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами РФ за заслуги в области физической культуры и спорта.
В соответствии с Конституцией Республики Тыва «Республика Тыва создает условия для развития физической культуры и спорта, поддерживает национальные виды спорта, а также осуществляет международные спортивные связи» [5, ст. 69]. К национальным видам спорта относятся – борьба-хуреш, стрельба из лука, конные скачки.
Анализируя полномочия органов исполнительной власти субъектом РФ в сфере физической культуры и спорта, можно согласиться с тем, что подсистема управления данной сферой в субъектах РФ организуется аналогично органам федерального уровня управления. При этом законодатель субъекта Федерации выстраивает управленческую концепцию в рассматриваемой области на региональном уровне. Анализируя реализацию государственных функций и полномочий в сфере физической культуры и спорта на первых двух уровнях государственной власти, можно сделать следующие выводы:
- Конституция РФ предусматривает необходимость взаимодействия федеральных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти при подготовке и принятии нормативных правовых документов, в том числе при подготовке решений, связанных с управлением сферой физической культуры и спорта в РФ;
- Правовые нормы, определяющие полномочия федеральных органов государственной власти, обеспечивают создание полноценной системы взаимодействия между самими органами государственной власти, а также с другими элементами системы управления сферой физической культуры и спорта, включая органы государственной власти в субъектах РФ, органы местного самоуправления, представителей гражданского общества: бизнес- и профессиональные сообщества (спортивные федерации). Организационная структура системы федеральных органов государственной власти в РФ в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает их теснейшее взаимодействие [6, c. 26].
Разрабатывая собственную региональную систему физической культуры и спорта, законодательные и исполнительные власти принимают во внимание такие факторы, как: наличие в регионе необходимого числа спортивных сооружений, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, элитных профессиональных спортсменов и тренеров, которые бы обеспечивали реализацию целей и задач регионального уровня; тенденции старения населения и уровень рождаемости в регионе.
В соответствии с преобладающими тенденциями выстраивается стратегия развития физической культуры и спорта в сельских районах, национально-территориальных и муниципальных образованиях. В случае общего старения населения, характерного для большинства регионов России, в программах развития физической культуры и спорта приоритеты отдаются работе со старшими возрастными группами, методикам оздоровления и реабилитации населения; потребление в регионе алкоголя, табачных изделий, наркотических средств. В случае проявления тревожных тенденций органам управления физической культурой и спортом, законодательной и исполнительной власти следует усилить работу по пропаганде здорового образа жизни, ценностей спорта и другим направлениям; наличие и динамику изменения численности людей с избыточным весом. Излишний вес провоцирует развитие болезней сердечно-сосудистого и опорно-двигательного аппарата, снижает показатели здоровья и продолжительности жизни населения. Фиксация тенденции к увеличению численности людей с избыточным весом требует от органов управления физкультурой и спортом и местных законодателей неотложных мер по усилению спортивно-массовой работы; состояние детской и подростковой преступности.
В этом вопросе местные власти должны вести непрерывный диалог с представителями спортивного бизнеса с целью выработки согласованной политики в сфере развития региональной системы физкультуры и спорта; органы управления физической культурой и спортом в регионе совместно с законодательной властью и спортивной общественностью региона должны активно пропагандировать здоровый образ жизни, формировать привлекательный образ спортсмена и тренера.
В конце отметим, что в рамках важнейших задач государственных и общественных структур должны осуществляться мероприятия по увековечиванию памяти выдающихся спортсменов и тренеров, созданию музеев спорта и спортивной славы. В то же время властями должны выделяться соответствующие финансовые ресурсы на проведение антирекламы алкоголя, наркотиков, табакокурения. Все вышеприведенные факторы и обстоятельства ложатся в основу регионального и местного законодательства о физкультуре и спорте. Кроме того, региональным и муниципальным властям необходимо учитывать позитивный опыт других стран и регионов, сформировавших эффективную физкультурно-спортивную систему местного уровня, которая гармонично взаимодействует с федеральными органами управления физической культурой и спортом.