Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Полномочия органов исполнительно власти субъектов Российской Федерации в области...

Полномочия органов исполнительно власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

физическая культура
спорт
субъекты Российской Федерации
национальный вид спорта
орган управления
исполнительная власть
региональный уровень

Аннотация статьи

Анализ федерального и регионального законодательства устанавливает широкий круг полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Реализация данных функций во многом определяется эффективным взаимодействием с федеральными органами и органами местного самоуправления.

Текст статьи

В Российской Федерации основой взаимодействия между центром и регионами при развитии физической культуры и спорта является ст. 72 Конституции РФ о разграничении предметов ведения, на основании которой «...в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта» [1]. Реализация этой нормы на практике находит свое конкретное выражение в том, что каждый регион на основе федеральных требований наделяется правом и обязанностью определять региональную политику по развитию сферы физической культуры и спорта с учетом своих социально-экономических, географических, национально-культурных условий и традиций.

В целях обеспечения реализации обозначенных функций, в соответствии со Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют следующие полномочия в области физической культуры и спорта:

  • определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах РФ, принятие и реализация государ­ственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;
  • учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм по­ощрения в области физической культуры и спорта субъектов РФ;
  • организация и проведение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, а именно:

а) установление порядка проведения региональных и межмуни­ципальных официальных физкультурных и спортивных меро­приятий на территориях субъектов РФ;

б) утверждение и реализация календарных планов официальных физкультурных и спортивных мероприятий субъектов РФ;

в) содействие обеспечению (Общественного порядка и безопасно­сти при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на территориях субъектов РФ;

г) информационное обеспечение региональных и межмуниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий;

д) утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ, а именно:

  • наделение статусом «Спортивная сборная команда субъекта РФ» коллективов по различным видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта;
  • материально-техническое обеспечение, в том числе обеспече­ние спортивной экипировкой, финансовое, научно-методиче­ское, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов РФ;
  • обеспечение подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов РФ [2, ст. 8].

Организация развития национальных видов спорта, в том числе установление порядка проведения спортивных мероприятий по национальным видам спорта, развивающимся в субъектах РФ. Присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях. Реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах РФ. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. Обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки. Осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ полномочий [3, c. 32].

Органы государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ вправе: участвовать в подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд РФ; участвовать в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ, проводимых на территориях субъектов РФ; оказывать содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов РФ; оказывать содействие развитию детско-юношеского, молодежного, массового спорта, спорта высших достижений и профес­сионального спорта [4, c. 261].

Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам с выдающимися достижениями и особыми заслугами перед Российской Федерацией и области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органом государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами РФ за заслуги в области физической культуры и спорта.

В соответствии с Конституцией Республики Тыва «Республика Тыва создает условия для развития физической культуры и спорта, поддерживает национальные виды спорта, а также осуществляет международные спортивные связи» [5, ст. 69]. К национальным видам спорта относятся – борьба-хуреш, стрельба из лука, конные скачки.

Анализируя полномочия органов исполнительной власти субъектом РФ в сфере физической культуры и спорта, можно согласиться с тем, что подсистема управления данной сферой в субъектах РФ организуется аналогично органам федерального уровня управления. При этом законодатель субъекта Федерации выстраивает управленческую концепцию в рассматриваемой области на региональном уровне. Анализируя реализацию государственных функций и полномочий в сфере физической культуры и спорта на первых двух уровнях государственной власти, можно сделать следующие выводы:

  1. Конституция РФ предусматривает необходимость взаимодействия федеральных законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти при подготовке и принятии нормативных правовых документов, в том числе при подготовке решений, связанных с управлением сферой физической культуры и спорта в РФ;
  2. Правовые нормы, определяющие полномочия федеральных органов государственной власти, обеспечивают создание полноценной системы взаимодействия между самими органами государственной власти, а также с другими элементами системы управления сферой физической культуры и спорта, включая органы государственной власти в субъектах РФ, органы местного самоуправления, представителей гражданского общества: бизнес- и профессиональные сообщества (спортивные федерации). Организационная структура системы федеральных органов государственной власти в РФ в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает их теснейшее взаимодействие [6, c. 26].

Разрабатывая собственную региональную систему физической культуры и спорта, законодательные и исполнительные власти принимают во внимание такие факторы, как: наличие в регионе необходимого числа спортивных сооружений, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, элитных профессиональных спортсменов и тренеров, которые бы обеспечивали реализацию целей и задач регионального уровня; тенденции старения населения и уровень рождаемости в регионе.

В соответствии с преобладающими тенденциями выстраивается стратегия развития физической культуры и спорта в сельских районах, национально-территориальных и муниципальных образованиях. В случае общего старения населения, характерного для большинства регионов России, в программах развития физической культуры и спорта приоритеты отдаются работе со старшими возрастными группами, методикам оздоровления и реабилитации населения; потребление в регионе алкоголя, табачных изделий, наркотических средств. В случае проявления тревожных тенденций органам управления физической культурой и спортом, законодательной и исполнительной власти следует усилить работу по пропаганде здорового образа жизни, ценностей спорта и другим направлениям; наличие и динамику изменения численности людей с избыточным весом. Излишний вес провоцирует развитие болезней сердечно-сосудистого и опорно-двигательного аппарата, снижает показатели здоровья и продолжительности жизни населения. Фиксация тенденции к увеличению численности людей с избыточным весом требует от органов управления физкультурой и спортом и местных законодателей неотложных мер по усилению спортивно-массовой работы; состояние детской и подростковой преступности.

В этом вопросе местные власти должны вести непрерывный диалог с представителями спортивного бизнеса с целью выработки согласованной политики в сфере развития региональной системы физкультуры и спорта; органы управления физической культурой и спортом в регионе совместно с законодательной властью и спортивной общественностью региона должны активно пропагандировать здоровый образ жизни, формировать привлекательный образ спортсмена и тренера.

В конце отметим, что в рамках важнейших задач государственных и общественных структур должны осуществляться мероприятия по увековечиванию памяти выдающихся спортсменов и тренеров, созданию музеев спорта и спортивной славы. В то же время властями должны выделяться соответствующие финансовые ресурсы на проведение антирекламы алкоголя, наркотиков, табакокурения. Все вышеприведенные факторы и обстоятельства ложатся в основу регионального и местного законодательства о физкультуре и спорте. Кроме того, региональным и муниципальным властям необходимо учитывать позитивный опыт других стран и регионов, сформировавших эффективную физкультурно-спортивную систему местного уровня, которая гармонично взаимодействует с федеральными органами управления физической культурой и спортом.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) / Российская Федерация. Конституция (1993). – Москова: АСТ: Астрель, 2023. – 63 с. – Текст: электронный. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/f703218d9357338507052de484404828b3da468e/
  2. Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (ред. От 28.12.2022 г.). – Текст: электронный – https://fzrf.su/zakon/o-fizicheskoj-kulture-i-sporte-329-fz/
  3. Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура и спорт». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. – 687 с. – Текст: электронный – https://search.rsl.ru/ru/record/01004378241
  4. Шевченко О. А. Актуальные проблемы формирования отрасли спортивное право // Вестник Омского университета. Серия «Право». Выпуск № 2 (31) / 2012. – С. 258-261. – Текст: электронный – https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-formirovaniya-otrasli-sportivnogo-prava/viewer
  5. Ст. 69 Конституции Республики Тыва (2001 г.) (изменениями и дополнениями от 02.05.2014 г. № 2449 ВХ-1). – Текст: электронный – https://base.garant.ru/28700271/
  6. Спортивное право России: учебник для магистров / Блажеев В.В., Браймов В.М. / Отв. Ред. Д.И. Рогачев. – М.: Проспект, 2016. – 637 с. ‑ Текст непосредственный.

Поделиться

979

Шарби А. В. Полномочия органов исполнительно власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 98-101. URL: https://apni.ru/article/5515-polnomochiya-organov-ispolnitelno-vlasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря