Болонская система основана на международной декларации «Зона европейского высшего образования», подписанной министрами образования 29 европейских стран в 1999 году в городе Болонье. В дальнейшем к декларации стали присоединяться и другие государства. Реализация положений этого документа называется Болонским процессом. Сейчас в нём участвуют 49 стран, включая (пока ещё) Россию, которая присоединилась к декларации в сентябре 2003 года, с целью установления сотрудничества с другими странами и повышения конкурентоспособности, но в ней наряду с системой «четырёхлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура» продолжала и до сих пор продолжает действовать для некоторых направлений (например, медицинских и инженерных) и «советская» система специалитета, в котором продолжительность обучения составляет 5-6 лет. Кстати, для других стран – участниц Болонской системы наши дипломы специалистов приравниваются к бакалаврским. Ещё одним требованием Болонской системы являлось введение кредитно-рейтинговой системы зачётных единиц.
Главной целью Болонского процесса было создание единой европейской системы образования, и, соответственно, результатом реформирования должно было стать автоматическое признание «конвертируемости» российского образования в рамках европейского пространства, а также академическую мобильность студентов, к сожалению, в данный момент мы этого не видим.
Недовольство Болонской системой образования началось с 2003 года, когда Россия к ней присоединилась. Многие студенты, их родители и даже преподаватели были против двухэтапной системы образования – бакалавриат и магистратура. Бурные обсуждения вызывало и ЕГЭ.
За последние годы все чаще стали появляться жалобы выпускников о том, что их дипломы после бакалавриата и магистратуры не признают ни в Европе, ни в США. А ведь одна из главных задач после вступления России в процесс было признание российских дипломов за рубежом.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что Болонская система – «прожитый этап»: «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента» – сказал он [3].
Отказ повлечет за собой разные изменения. Но министр Валерий Фальков пообещал, что переход от Болонской системы к российской будет плавным и постепенным.
Все изменения займут не меньше 4 лет, поскольку необходимо дать возможность студентам, которые поступили в прошлом учебном году, окончить вуз на старых условиях.
Сторонники прежней советской системы обычно критикуют Болонскую, подразумевая именно двухуровневость системы, за:
- более короткий, по сравнению со специалитетом, срок обучения в бакалавриате. Дело в том, что далеко не все бакалавры идут в магистратуру (эта ступень необязательная), и тогда получается, что их высшее образование ограничивается четырьмя годами. Противники системы считают, что этого мало для полноценного образования, и на бакалавров смотрят как на «недоучек», а бакалавриат ругают за отсутствие фундаментальности;
- то, что можно поступить в магистратуру по иному направлению, чем был бакалавриат (например, став бакалавром по экономике, пойти в юридическую магистратуру – если, конечно, получится пройти по конкурсу). Кто-то видит в этой гибкости плюсы, кто-то минусы, считая тех, кто учился в магистратуре «не по своему» направлению, тоже «недоучками», раз у них не было профильной базы [2].
Что же по итогу изменится, в случае выхода России из болонского процесса?
Во-первых, скорее всего, изменится соотношение количества программ специалитета и бакалавриата. Сейчас в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования программ бакалавриата больше, чем специалитета (186 против 125) – но стоит ожидать, что постепенно доля специалитета вырастет. Возможно даже, что бакалавриат станет скорее исключением, чем нормой. А значит, снова предстоит переработка ФГОС, конкретных программ и учебных планов для разных направлений подготовки.
Во-вторых, выход России из Болонского процесса, из числа стран – участниц международной декларации «Зона европейского высшего образования» будет означать отказ от планов на сближение нашей национальной системы высшего образования с европейской. Но российское высшее образование и сейчас идёт своим путём – это видно, например, по тому, какое большое внимание в последнее время уделяется воспитательной роли вузов, а также унификации изучения истории на всех направлениях подготовки.
В-третьих, вероятно, усложнится процесс признания в Европе дипломов, полученных в России. Это важно не только для тех, кто собирается работать за рубежом, но и для тех, кто хочет продолжить там учёбу – в магистратуре, докторантуре.
В-четвёртых, могут пострадать совместные образовательные программы российских вузов с университетами – партнёрами из стран Болонской системы, а также планы по привлечению на российские образовательные программы студентов из-за рубежа.
Так же, многие студенты волнуются, что после выхода России их дипломы бакалавров перестанут признаваться в РФ [4].
Минобрнауки успокоило и сказало, что дипломы будут действовать и иметь юридическую силу и дальше.
Говоря об одной из главных задач Болонского процесса можно привести статистику академической мобильности студентов в разных федеральных округах Российской Федерации.
Рис. Уровни академической мобильности студентов
По этим показателям можно судить, о том, что процент студентов, приехавший в другой федеральный округ для учёбы, в среднем, не превышает 18%, а доля иностранных студентов не превышает 4%, что свидетельствует о невысокой академической мобильности.
Подводя итоги изложенному выше, можно сделать вывод о том, что процесс выхода Российской Федерации из Болонского процесса будет плавным и безболезненным для российского образования. На это уйдёт время, как уже указывалось выше, примерно 4 года. Магистратура и аспирантура, скорее всего останутся, но будут видоизменены, по всей видимости изменится количество направлений и срок обучения. Можем предположить, что вектор внимания будет направлен на специалитет и магистратуру, также выход из данной системы предотвратит отток специалистов за границу и частично ликвидирует дефицит кадров в России.