Федеральный государственный образовательный стандарт, представляющий собой основополагающий документ для образовательных учреждений, предъявляет к выпускнику школы ряд требований, среди которых одно из основных мест занимает активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Активная учебно-познавательная деятельность обучающихся невозможна без формирования у них активной образовательной позиции. Формирование активной образовательной позиции наиболее эффективно происходит в рамках интерактивного обучения. Таким образом, предметом статьи является активная образовательная позиция, а объектом статьи – условия интерактивного обучения. Актуальность данной статьи заключается в суммировании и продвижении знаний по вопросу формирования активной образовательной позиции учащихся в процессе интерактивного обучения.
Под активной образовательной позицией понимается готовность учащегося меняться самому и быть открытым к переменам (получению новых знаний и компетенций) в социально-образовательном пространстве. Обучающийся заинтересован в образовательном самосовершенствовании, хочет внести свой вклад в организуемую учебную деятельность и собственное образование. Предполагается, что учащийся, прежде всего, идет навстречу информационной неизвестности и неопределенности, не боится отказаться от уже имеющихся знаний (умений), компетенций. Активная персональная образовательная позиция учащегося в условиях школьного обучения необходима еще и в связи с тем, что учитель не в состоянии осуществлять полный контроль образовательного процесса (особенно в тех случаях, когда учащийся действует самостоятельно). Важно, чтобы учащийся был вовлечен в учебный процесс (не только включался в деятельность, но и инициировал требуемые учениям действия).
Интерактивное обучение является одним из самых эффективных средств формирования активной образовательной позиции учащегося. Интерактивная модель обучения предполагает обмен опытом и коллективную мыследеятельность, на реальных проблемах и профессиональных ситуациях. Эта модель обучения является более предпочтительной и перспективной, так как позволяет:
1) развивать способности каждого обучающегося через умение эффективно взаимодействовать в своем окружении;
2) получать навыки и умения, важные для улучшения жизни;
3) выстраивать коммуникативные связи, обеспечивающие достижение результата;
4) осуществлять обучение в сотрудничестве, так как знание не сообщается, а постигается [2, с. 20-21].
Однако обучение – искусственно созданный процесс. Но на протяжении жизни человек учится еще и «естественным путем»; процесс обретения опыта в психологии обозначается как «научение».
Интерактивное обучение, основанное на прямом, не опосредованном взаимодействии с реальностью, представляет собой «естественный» цикл, включающий конкретный опыт (проживание опыта), его отражающее наблюдение (осмысление), абстрактную концептуализацию и активное экспериментирование (приложение к жизненной/профессиональной практике). Опыт выступает и как источник, и как объект приложения не только новых знаний/умений, но и новых смыслов [3, с. 6].
Стоит отметить, что, несмотря на возросший в последние годы интерес к интерактивному обучению и широкий спектр его применения в образовательном пространстве, сторонники активности ученика в процессе обучения находились еще до нашей эры. Пифагор (570-490 до н.э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. Демокрит (460-370 до н.э.) придавал огромное значение воспитанию интеллекта, предлагал формировать у учеников стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности, Сократ (469-399 до н.э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Что касается настоящего момента, отмечается, что важную роль в переходе к активному обучению сыграло развитие игротехнического движения, которое возникло после появления деловых игр. Первая деловая игра была разработана и проведена в 1932 году Марией Мироновной Бирштейн. Однако в 1938 году деловые игры были запрещены. И только в 60-х годах произошло возрождение игротехнического движения, после того, как появились в 1956 г. первые деловые игры в США.
Разработки советских специалистов в области активного обучения, таких, как Ю.С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, А. А. Вербицкая и др. дали возможность применения деловых и имитационных игр в обучающем процессе в наш дни [2, с. 13-14].
Упоминание о важности интерактивного обучения в заметках древних философов, а также их жизнеспособность на различных этапах развития человеческого общества связано с тем, что интерактивные формы обучения направлены на:
1) формирование логического мышления и исследовательских навыков, раскрытие способностей в понимании сути происходящих процессов;
2) развитие коммуникативных компетенций;
3) повышение интеллектуальной активности обучаемых;
4) снижение беспокойства, напряженности в игровом коллективе;
5) развитие навыков аргументации и ведения дискуссии с целью принятия совместного решения;
6) организация совместной деятельности всех участников педагогического процесса [2, с. 16-17].
На основе всего вышеизложенного можно сделать выводы о том, что формирование активной образовательной позиции в рамках интерактивного обучения происходит наиболее эффективно, потому что интерактивное обучение основано на собственном опыте учеников, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта; учитель не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. Такого рода активная образовательная деятельность учащихся приводит к необходимости вносить дополнения и поправки в работу педагога, выступать в роли источников опыта, самостоятельно находить решение проблемы.