Главная
АИ #7 (10)
Статьи журнала АИ #7 (10)
Формирование активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения

Формирование активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

интерактивное обучение
активная образовательная позиция
социально-образовательное пространство

Аннотация статьи

В статье активная учебно-образовательная деятельность обучающихся рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития личности. Развитие активной учебно-образовательной позиции в рамках интерактивного обучения позволяет сформировать готовность учащегося меняться самому и быть открытым к переменам (получению новых знаний и компетенций) в социально-образовательном пространстве.

Текст статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт, представляющий собой основополагающий документ для образовательных учреждений, предъявляет к выпускнику школы ряд требований, среди которых одно из основных мест занимает активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Активная учебно-познавательная деятельность обучающихся невозможна без формирования у них активной образовательной позиции. Формирование активной образовательной позиции наиболее эффективно происходит в рамках интерактивного обучения. Таким образом, предметом статьи является активная образовательная позиция, а объектом статьи – условия интерактивного обучения. Актуальность данной статьи заключается в суммировании и продвижении знаний по вопросу формирования активной образовательной позиции учащихся в процессе интерактивного обучения.

Под активной образовательной позицией понимается готовность учащегося меняться самому и быть открытым к переменам (получению новых знаний и компетенций) в социально-образовательном пространстве. Обучающийся заинтересован в образовательном самосовершенствовании, хочет внести свой вклад в организуемую учебную деятельность и собственное образование. Предполагается, что учащийся, прежде всего, идет навстречу информационной неизвестности и неопределенности, не боится отказаться от уже имеющихся знаний (умений), компетенций. Активная персональная образовательная позиция учащегося в условиях школьного обучения необходима еще и в связи с тем, что учитель не в состоянии осуществлять полный контроль образовательного процесса (особенно в тех случаях, когда учащийся действует самостоятельно). Важно, чтобы учащийся был вовлечен в учебный процесс (не только включался в деятельность, но и инициировал требуемые учениям действия).

Интерактивное обучение является одним из самых эффективных средств формирования активной образовательной позиции учащегося. Интерактивная модель обучения предполагает обмен опытом и коллективную мыследеятельность, на реальных проблемах и профессиональных ситуациях. Эта модель обучения является более предпочтительной и перспективной, так как позволяет:

1) развивать способности каждого обучающегося через умение эффективно взаимодействовать в своем окружении;

2) получать навыки и умения, важные для улучшения жизни;

3) выстраивать коммуникативные связи, обеспечивающие достижение результата;

4) осуществлять обучение в сотрудничестве, так как знание не сообщается, а постигается [2, с. 20-21].

Однако обучение – искусственно созданный процесс. Но на протяжении жизни человек учится еще и «естественным путем»; процесс обретения опыта в психологии обозначается как «научение».

Интерактивное обучение, основанное на прямом, не опосредованном взаимодействии с реальностью, представляет собой «естественный» цикл, включающий конкретный опыт (проживание опыта), его отражающее наблюдение (осмысление), абстрактную концептуализацию и активное экспериментирование (приложение к жизненной/профессиональной практике). Опыт выступает и как источник, и как объект приложения не только новых знаний/умений, но и новых смыслов [3, с. 6].

Стоит отметить, что, несмотря на возросший в последние годы интерес к интерактивному обучению и широкий спектр его применения в образовательном пространстве, сторонники активности ученика в процессе обучения находились еще до нашей эры. Пифагор (570-490 до н.э.) считал, что правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика. Демокрит (460-370 до н.э.) придавал огромное значение воспитанию интеллекта, предлагал формировать у учеников стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности, Сократ (469-399 до н.э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Что касается настоящего момента, отмечается, что важную роль в переходе к активному обучению сыграло развитие игротехнического движения, которое возникло после появления деловых игр. Первая деловая игра была разработана и проведена в 1932 году Марией Мироновной Бирштейн. Однако в 1938 году деловые игры были запрещены. И только в 60-х годах произошло возрождение игротехнического движения, после того, как появились в 1956 г. первые деловые игры в США.

Разработки советских специалистов в области активного обучения, таких, как Ю.С. Арутюнов, М. М. Бирштейн, А. А. Вербицкая и др. дали возможность применения деловых и имитационных игр в обучающем процессе в наш дни [2, с. 13-14].

Упоминание о важности интерактивного обучения в заметках древних философов, а также их жизнеспособность на различных этапах развития человеческого общества связано с тем, что интерактивные формы обучения направлены на:

1) формирование логического мышления и исследовательских навыков, раскрытие способностей в понимании сути происходящих процессов;

2) развитие коммуникативных компетенций;

3) повышение интеллектуальной активности обучаемых;

4) снижение беспокойства, напряженности в игровом коллективе;

5) развитие навыков аргументации и ведения дискуссии с целью принятия совместного решения;

6) организация совместной деятельности всех участников педагогического процесса [2, с. 16-17].

На основе всего вышеизложенного можно сделать выводы о том, что формирование активной образовательной позиции в рамках интерактивного обучения происходит наиболее эффективно, потому что интерактивное обучение основано на собственном опыте учеников, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого опыта; учитель не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. Такого рода активная образовательная деятельность учащихся приводит к необходимости вносить дополнения и поправки в работу педагога, выступать в роли источников опыта, самостоятельно находить решение проблемы.

Список литературы

  1. Баранникова А.В. Становление активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения. – М.: УЦ «Перспектива» 2018.
  2. Карпенко Е., Райс О. Интерактивные технологии в обучении: Педагогика нового времени. – Издательские решения, 2017.
  3. Кларин М.В. Мировые тенденции в развитии образовательных практик деятельностного типа: Интерактивное обучение. – Издательские решения, 2018.

Поделиться

4559

Овчинникова М. В., Сойкина Е. Р. Формирование активной образовательной позиции в условиях интерактивного обучения // Актуальные исследования. 2020. №7 (10). С. 82-84. URL: https://apni.ru/article/552-formirovanie-aktivnoj-obrazovatelnoj-pozitsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря