Использование метода декомпозиции в решении показательных и логарифмических неравенств
В этой статье речь пойдет о решении показательных и логарифмических неравенств методом декомпозиции. Приведен пример решения логарифмического неравенства для решения с помощью метода декомпозиции и остальными способами. На сегодняшний день метод декомпозиции проникает в материалы ЕГЭ по математике и это не только указывает на главную причину востребованности овладения данным методом учащихся старших классов. Важной причиной востребованности метода следует считать его роль в «линейке» методов решения неравенств. Этот метод можно рассматривать как обобщение метода интервалов. Логарифмические неравенства можно решать несколькими различными способами. Каждый имеет свои недочеты для школьников, которые намерены решить и получить максимальное количество баллов. Содержание статьи представляет интерес для учителей, старшеклассников, готовящихся к поступлению в вузы на специальности технического или математического направления.
При решении неравенств методом интервалов вычисление значений функций в промежуточных точках может вызвать трудности вычислительного характера. С другой стороны, применение свойства знакочередования рациональной функции сводит вычисления до минимума.
Чтобы расширить возможности применения метода интервалов при решении неравенств, используем идею рационализации неравенств, известную в математической литературе под другими названиями.
Метод рационализации заключается в замене сложного выражения F(x) на более простое выражение G(x) (в конечном счете, рациональное), при которой неравенство G(x)>0 (G(x)<0) равносильно неравенству F(x)>0 (F(x)<0) в области определения выражения F(x). В этом случае будем говорить, что выражение G(x) является рационализацией (или рационализирующим выражением) для выражения F(x).
Идея метода рационализации состоит в использовании свойств монотонной функции [4, с. 288].
Сначала напомним теорему о корне монотонной функции.
Теорема. Если p(x) – функция, монотонная на промежутке M, и E(p) – множество ее значений на этом промежутке, то для любого числа c∈E(p) существует и притом единственный корень x0∈M 0x M – уравнения p(x)=c.
Следствие 1. Если p(x) – возрастающая функция на промежутке M, то для любых чисел x1,x2∈M неравенства p(x1)≥p(x2) и x1≥x2 равносильны, или p(x1)-p(x2)≥0< = >x1-x2≥0 (аналогично (x1)-p(x2)>0< = >x1-x2>0).
Отметим, что функции p(t)=logat и p(t)=at являются монотонными на всей своей области определения, причем при a>1 они являются возрастающими, а при 0<a<1 – убывающими.
Рассмотрим знаки выражений F(x)= logaf(x)-logag(x), fx-g(x) и G(x)=(a-1)(f(x)-g(x)) в зависимости от a на области определения F(x), заданной системой неравенств
(1)
где f(x),g(x) функции, a основание логарифма.
Таблица 1
Зависимость основания a от логарифмических функций
a |
F(x) |
f(x)-g(x) |
G(x) |
a>1 |
+ |
+ |
+ |
a>1 |
– |
– |
– |
0<a<1 |
+ |
– |
+ |
0<a<1 |
– |
+ |
– |
Источник: учебное пособие «Решение показательных и логарифмических уравнений, неравенств и систем уравнений повышенного и высокого уровня сложности (Часть 2)
Из таблицы следует, что выражения F(x) и G(x) при всех допустимых значениях x имеют одинаковые знаки.
Полученный результат запишем в виде теоремы.
Теорема 1. При a>0 и a≠1 знаки выражений logaf(x)-logag(x) и (a-1)(f(x)-g(x)) совпадают для всех значений x таких, что f(x)>0 и g(x)>0.
Поскольку при a>0 и a≠1 и всех допустимых значениях x справедливы равенства:
то получаем следующие следствия из теоремы 1.
Следствие 1. При a>0 и a≠1 знаки выражений
и
совпадают для всех значений x таких, что f(x)>0.
Следствие 2. При a>0 и a≠1 знаки выражений
logaf(x) и (a-1)(f(x)-1)
совпадают для всех значений x таких, что fx>0.
Замечание. Для выражения или
рационализацией является выражение
при условиях (2).
Метод рационализации используют при решении неравенств вида F(x)∨0, где символ ∨ означает один из знаков неравенств ≥,≤,>,<, в которых выражение F(x) удается рационализировать, либо выражение
(2)
записано в виде произведения или частного выражений, каждое из которых можно рационализировать.
Например, при соответствующих ограничениях на переменную x:
- неравенство
равносильно неравенству
- неравенство
равносильно неравенству
Стандартные ошибки, которые допускают учащиеся при использовании метода рационализации, заключаются в следующем:
- проводят рационализацию без учета области определения данного неравенства;
- применяют метод рационализации к неравенствам, не приведенным к стандартному виду F(x)∨0;
- формально применяют метод рационализации к выражениям вида logaf(x)+logag(x), заменяя на выражение f(x)+g(x) (см. выше замечание);
- подменяют формулировку «о совпадении знаков выражений для каждого допустимого значения x» на неверную формулировку «о совпадении значений выражений для каждого допустимого значения x».
Рассмотрим теперь неравенства, содержащие логарифмы с переменным основанием и выражения под знаком логарифма, содержащие функции, зависящие от x.
Теорема 2. Знаки выражений
совпадают для всех значений x таких, что
Следствие 1. Знаки выражений
совпадают для всех значений x таких, что
Следствие 2. Знаки выражений
совпадают для всех значений x таких, что
Теорема 3. Знаки выражений
log f(x)hx-log g(x)h(x) и
совпадают для всех значений x таких, что
Теорема 4. Знаки выражений
совпадают для всех значений x таких, что h(x)>0.
Следствие 1. Знаки выражений h(x)f(x)-1 и (hx-1)*f(x) совпадают для всех значений x таких, что h(x)>0.
Следствие 2. Для числа a>0 знаки выражений af(x)-ag(x) и
(a-1)(f(x)-g(x)) совпадают для всех допустимых значений x.
Теорема 5. Знаки выражений f(x)h(x)-g(x)h(x) и (f(x)-g(x))h(x) совпадают для всех значений x таких, что f(x)>0, g(x)>0.
Следствие 1. Знаки выражений и f(x)-g(x) совпадают для всех допустимых значений x, где n∈N.
Следствие 2. Знаки выражений и
совпадают для всех значений x таких, что f(x)>0, g(x)>0, n∈N.
Теорема 6. Знаки выражений |f(x)|-|g(x)| и (f(x)-g(x))(f(x)+g(x)) совпадают для всех допустимых значений x.
Пример 9. Решить неравенство
Решение. ОДЗ данного неравенства следующее
Представим решение ОДЗ на графике.
Рис. 1. Графическое изображение решения примера 9
Решая эту систему получаем следующее, что неравенство определено при всех значениях x∈(-∞;-4)∪(0;1)∪(1;+∞). Далее необходимо преобразовать исходное неравенство, насколько это возможно
Применим свойство степени логарифмируемого числа, то есть коэффициент 2 выразим как квадрат аргумента.
Числитель и знаменатель дроби разложим по формуле разность квадратов
Решением данного неравенства представим графическим методом.
Рис. 2. Графическое изображение решения примера 9
x∈[-5;-3]∪(-1;1)
Учитывая ранее найденное ОДЗ текущего неравенства ответ представим на графическом рисунке.
x∈[-5;-4)]∪[0;1)
Ответ. x∈[-5;-4)]∪[0;1)
Таблица 2
Основные выражения F и соответствующие им рационализирующие выражения G при соответствующих ограничениях на переменную x
№ |
Выражение F |
Выражение G |
1 1а 1б |
logaf-logag logaf-1 logaf |
(a-1)(f-g) (a-1)(f-a) (a-1)(f-1) |
2 2а 2б |
loghf-loghg loghf-1 loghf |
(h-1)(f-g) (h-1)(f-h) (h-1)(f-1) |
3 |
logfh-loggh |
(f-1)(g-1)* (h-1)(g-f) |
4 4а 4б |
hf-hg hf-1 af-ag |
(h-1)(f-g) (h-1)f (a-1)(f-g) |
5 5а |
fh-gh |
(f-g)h f-g |
6 |
|f|-|g| |
(f-g)(f+g) |
Источник: Учебное пособие «Решение показательных и логарифмических уравнений, неравенств и систем уравнений повышенного и высокого уровня сложности (Часть 2).
- Васильева Е. Н., Ольховая Л. С. Математика. Подготовка к ЕГЭ: секреты оценки заданий повышенного и высокого уровней сложностей. Решения и комментарии: учеб.-метод. пособие. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 192 с.
- Дорофеев, Г. В. Обобщение метода интервалов // Математика в школе. – 1969. – № 3.
- Кассарина Э. В. Метод рационализации при решении логарифмических неравенств с переменным основанием. – URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/642973/ 12. Сборник задач для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высш. шк., 1992. – 528 с.
- Корянов, А. Г. Методы решения неравенств с одной переменной [Электронный ресурс] / А. Г. Корянов, А. А. Прокофьев. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://alexlarin.net/ege/2011/c3-2011.pdf.
- Крамор В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение. 1991. – 416 с.
- Мендель, В. В. Метод рационализации при решении показательных и логарифмических неравенств [Электронный ресурс] / В. В. Мендель. – Электрон. дан. – Режим доступа: khpms.khspu.ru/wp-content/ uploads/kr_2_m_11_12/doc.
- Мирошин, В. В. Решение задач с параметрами. Теория и практика / В. В. Мирошин. – М.: Экзамен, 2009. – 286 с.
- Моденов, В. П. Пособие по математике / В. П. Моденов. – М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1972. – Ч. 2. 6. Моденов, В. П. Метод декомпозиции при решении трансцендентных неравенств // Математика в школе. – 2001. – № 5.
- Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2021. Математика: учеб. пособие / А. В. Семенов, А. С. Трепалин, И. В. Ященко, П. И. Захаров; под ред. И. В. Ященко; Московский Центр непрерывного математического образования. – М.: ИнтеллектЦентр, 2021. – 80 с.
- Ященко И. В. и др. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2021 году. Базовый и профильный уровни: метод. Указания / И. В. Ященко, С. А. Шестаков, А. С. Трепалин. – М.: МЦНМО, 2021. – 288 с.