Новый порядок и особенности расторжения государственного контракта

Целью исследования является выявление особенностей и нового порядка расторжения государственного контракта. Методологическую основу исследования представляют такие общенаучные методы, как формально-логический и диалектический способы познания, в сочетании с частно-научными методами (историко-правовым, формально-юридическим и другими). Результаты исследования: Возможность разместить электронный отказ в личном кабинете ЕИС, что значительно ускоряет процесс исполнения обязательств, особенно в случае, когда недобросовестный поставщик не сдерживает обещания доделать работы или скрывается от вручения почтовых уведомлений; заказчика не привлекут к ответственности за ненаправление поставщику одностороннего отказа по почте или за расхождение в сроках отправки бумажного и электронного уведомления. Помимо этого, исключена ситуация, когда поставщик и заказчик одновременно направляют друг другу решения об одностороннем расторжении.

Аннотация статьи
44-ФЗ
госконтракт
расторжение
Ключевые слова

В 2022 году поставщики наравне с заказчиками получили право в одностороннем порядке отказываться от исполнения контракта. С июля вступила в силу новая редакция статьи 95 Закона №44-ФЗ [3]. Согласно этой статье, процедура одностороннего расторжения перешла в электронный вид.

Как указывается в Письме Минфина России от 17 июня 2020 г. №24-03-07/51940 «О рассмотрении обращения» [2], согласно части 17.1 статьи 95 Закона №44-ФЗ, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона №44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом №44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.

Учитывая изложенное, положениями части 17.1 статьи 95 Закона №44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения контракта со вторым участником закупки, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок не принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Кроме того, положениями Закона №44-ФЗ не предусматривается возможность заключения контракта со вторым участником закупки в случае расторжения контракта по соглашению сторон.

В случае одностороннего расторжения контракта заказчик вправе заключить контракт со вторым участником закупки. При этом информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, должна быть включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Заключить контракт со вторым участником закупки нельзя, если:

  • информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, не внесена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С 01.04.2022 обращение о включении поставщика в РНП (реестр недобросовестных поставщиков) нужно направлять через ЕИС. С 01.07.2022 в случае одностороннего отказа поставщика от исполнения контракта заказчик должен в течение 2 рабочих дней с момента вступления в силу соответствующего решения поставщика, направить обращение о включении информации о поставщике в РНП. С 01.07.2022 в РНП включаются сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами;
  • контракт расторгнут по соглашению сторон.

При этом, как считают некоторые авторы, общие правила об изменении и расторжении государственного контракта дополняются специальным регулированием Закона №44-ФЗ. Вследствие этого расторжение контракта относится к одному из элементов комплекса мер исполнения государственного контракта.

Как правило, при расторжении договора по соглашению сторон подлежат применению правила о порядке заключения соответствующего договора. Туда же включены правила о форме договора: форма соглашения о расторжении договора должна соответствовать той, в которой заключался договор.

Как таковое соглашение о расторжении договора (в том числе и контракта) представляет собой двух- или многостороннюю сделку. В связи с этим, по мнению многих ученых, к ним применяются общие положения о сделках, предусмотренные главой 9 Гражданского кодекса РФ.

Лицо, инициирующее расторжения договора, направляет соответствующее предложение контрагенту. В случае неполучения ответа в тридцатидневный срок предложившая расторжение договора сторона вправе потребовать расторжения договора в судебном порядке.

В правовой литературе отмечается, что значительное нарушение договора обусловлено главным образом применением экономического критерия. Сторона, заявившая требование о прекращении договора, должна доказать, что продолжении действия договора может повлечь за собой ущерб в форме упущенной выгоды и тех расходов, которые возникли в процессе исполнения договора.

Во избежание злоупотребления заказчиком своим правом одностороннего расторжения контракта и направления обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Министерством финансов Российской Федерации было направлено информационное письмо всем участникам контрактной системы. В указанном письме содержатся разъяснения правил включения исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на фоне действующих санкций. Письмо Минфина России от 08.04.2022 №24-01-09/29768 [1]: «...следовательно, невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (далее – санкции) (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр».

В случае невозможности достижения сторонами соглашения о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств, договор может быть расторгнут судом при наличии необходимых условий.

Еще одним важным моментом является утверждение Гражданским кодексом РФ последствий расторжения договора. На основании пункта 2 статьи 453 Гражданского кодекса РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

В источниках выделяют следующие последствия расторжения договора:

  1. Прекращение обязательств, возникших из договора.
  2. Установление обстоятельств, исполненных по договору до момента его расторжения.
  3. Урегулирование вопроса о применении мер ответственности к стороне, допустившей существенное нарушение условий договора, явившееся основанием для его расторжения.

Вследствие вышесказанного можно сделать вывод о том, что гражданским законодательством урегулированы общие условия расторжения договора. Указанные положения применяются и при расторжении государственного контракта, потому как согласно статье 2 Закона №44-ФЗ законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг базируется, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ, нормы которого подлежат применению в случае отсутствия урегулирования определенных вопросов самим Законом №44-ФЗ.

Текст статьи
  1. Письмо Минфина России от 08.04.2022 №24-01-09/29768 «О применении постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. №417 в части невключения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе)» [Электронный ресурс] // URL: https://goo.su/cA0l (дата обращения: 21.10.2022).
  2. Письмо Минфина России от 17 июня 2020 г. №24-03-07/51940 «О рассмотрении обращения») [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74275236/?ysclid=ldir8jnfhg980623755 (дата обращения: 15.11.2022).
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // URL: https://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/?ysclid=ldirfx2ehe158546766 (дата обращения: 21.10.2022).
Список литературы