Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Установление причинно-следственных связей как познавательное универсальное учебн...

Установление причинно-следственных связей как познавательное универсальное учебное действие

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

причинно-следственные связи
универсальные учебные действия
педагогические условия
общеучебные умения
установление причинно-следственных связей

Аннотация статьи

В данной статье установление причинно-следственных связей рассматривается как познавательное универсальное учебное действие.

Текст статьи

В настоящее время школа пока еще продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД) [4].

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Установление причинно-следственных связей – это одно из основных универсальных учебных действий, которое формируется у обучающихся начальной школы средствами разных предметов. Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Татьяченко Д., Тиринова О.И., Усова А.Б., Чепиков В.Т., Талызина Н.Ф. и др. В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий [1]. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и в последующем, как универсальное учебное действие, которым должен овладеть младший школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.

Прием формирования причинно-следственных связей основывается на технологии поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [3]. Для эффективного формирования умения устанавливать причинно-следственные связи учитель должен создать необходимые педагогические условия. К таким педагогическим условиям можно отнести:

  • проблемные ситуации, в которых учащиеся сталкиваются с противоречиями между существующими явлениями и новыми фактами;
  • открытые задания, при выполнении которые ученикам понадобится находить решение и обосновывать их;
  • выдвижение гипотез, догадок и обсуждение их в небольших группах;
  • выявление практической значимости полученных знаний и предложение применения их в жизненных ситуациях. Реализация этих условий будет более успешной, если учитель создает положительную эмоциональную атмосферу и ситуацию успеха, что придаст уверенности каждому учащемуся с разными учебными возможностями в успешном решении учебных задач [2].

В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми должен овладеть школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.

Рассмотрим структуру данного умения:

  1. Осмысление представленного явления (события, ситуации).
  2. Выявление общих и отличительных признаков данного явления.
  3. Определение существенных признаков (причин) явления.
  4. Формирование суждения о возможных следствиях данного явления.
  5. Обоснование сделанных предположений посредством рассуждений и умозаключений.

Такая структура умения устанавливать причинно-следственные связи предполагает владение учащимися более простыми умениями:

  • выделять в предметах свойства;
  • иметь понятие об общих и отличительных признаках предметов;
  • определять в предметах существенные и несущественные признаки;
  • различать необходимые и достаточные признаки предметов;
  • устанавливать родо-видовые отношения;
  • выполнять простейшие умозаключения [5].

Рассмотрим некоторые аспекты умения устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников при организации исследовательской деятельности.

Для эффективного развития исследовательских умений учитель начальных классов должен создать необходимые педагогические условия, среди которых положительная эмоциональная атмосфера, целенаправленность организованной педагогической деятельности, создание ситуации успеха, что придаст уверенности каждому учащемуся в успешном решении сложных учебных задач.

Кроме того, при организации деятельности устанавливать причинно-следственные связи, педагогу важно придерживаться определённого алгоритма:

  1. Создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся сталкиваются с противоречиями между существующими явлениями и новыми фактами.
  2. Побуждать школьников к формулированию и высказыванию собственных идей и догадок, выдвижению гипотез через обсуждение в небольших группах.
  3. Ориентировать учащихся на практическую значимость полученных знаний [2].

Ещё одним важным условием развития способностей устанавливать причинно-следственные связи является организация деятельности с опорой на пропедевтические умения учащихся. Привлечение комплекса подобного рода знаний в начальной школе связано с повторением изученного материала и с сознательным отбором учеником тех знаний, которые необходимы для сопоставления с новыми фактами, т.е. установления причинно-следственных отношений [4].

Таким образом, умение устанавливать причинно-следственные связи представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение).

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  2. Бойко Е.Н. Практика преодоления типичных ошибок в начальной школе: методическое пособие. М.: БОУ ДПО «ИРООО», 2020. 98 с.
  3. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Аспект Пресс, 2013. 62 с.
  4. Минова М.В., Крутень О.А. Познавательные общеучебные умения: формирование и диагностика: методическое пособие. Красноярск, 2009. 98 с.
  5. Степанова О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. 2016. №2. С. 851-853.

Поделиться

1870

Гладышев А. С. Установление причинно-следственных связей как познавательное универсальное учебное действие // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/5522-ustanovlenie-prichinno-sledstvennikh-svyazej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря