Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Приёмы и технологии развития причинно-следственных связей исторических событий н...

Приёмы и технологии развития причинно-следственных связей исторических событий на уроках отечественной истории

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

формирование логических универсальных действий
формирование исторического мышления
выявление причинно-следственных связей

Аннотация статьи

Данная статья посвящена изучению приёмов и технологий развития причинно-следственных связей исторических событий на уроках отечественной истории.

Текст статьи

В настоящее время школа ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе». Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД) [5].

Формирование логических универсальных действий – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Формирование логических универсальных действий у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов [6].

Одним из элементов в достижении этих целей является проблемное обучение с использованием исследовательских методов. Индивидуальная или групповая работа над поставленной учителем проблемой с обязательной защитой её решения перед классом позволяют целенаправленно воздействовать на различные группы качеств личности. Учащиеся получают возможность объективно оценить свои знания, и в ходе подготовки использовать индивидуальный и коллективный опыт работы над поставленной задачей. Защита и оппонирование своих работ определяют мотивацию поведения, активизируют воображение, темперамент, эмоции и др. психофизиологические качества. Неожиданные ходы оппонентов дают широкий простор для изменений в ходе урока условий и локальных задач, что активизирует внимание, способность управлять вниманием и ориентироваться и действовать в новых условиях. Подобные занятия позволяют развивать механизмы основных мыслительных операций, способность и скорость изменения способов интеллектуальной деятельности. Через развитие ораторского искусства и дикции активизируются творческие наклонности. Творческость в данном случае рассматривается как личностная характеристика, как реализация человеком собственной индивидуальности. А процесс межличностного общения как раз и позволяет проявить индивидуальность [1].

Подобные формы работы в ходе обычных комбинированных уроков, уроков-семинарах, уроках-диспутах и т.п. не требуют особой организации рабочего пространства или технического оснащения, что делает их наиболее применяемыми в средней школе.

Существенно снизить нагрузку учащихся, облегчить усвоение и закрепление материала, помочь объективно оценивать поток информации позволяют навыки самостоятельного анализа, для чего необходимо сформировать ЗУН выявления причинно-следственных связей и взаимосвязей исторических процессов. Их выявление помогает формировать такое качество знаний, как системность, вырабатывает способность оценивать отдельные факты, явления, ситуации с позиции оценки их места в системе взаимосвязанных событий, выявлять их существенные, системообразующие характеристики. Всё это выступает как необходимое условие формирования исторического мышления [2].

В дальнейшем это может послужить основой для всесторонней объективной оценки современных событий и ситуаций в реальном масштабе времени, их анализа с целью формирования способностей к прогнозам для осуществления своих собственных жизненных планов. Приобретенные навыки логического мышления будут реализованы учащимися и в других сферах жизнедеятельности.

Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели истории на уроках – это неумение учащихся последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему – базовое общеучебное умение.

Содержание ответа ученика должно быть логично и аргументировано выстроено, изложено грамотно, образно и точно [4].

Неточность и запутанность выражений, как утверждал Чернышевский, свидетельствуют только о запутанности мыслей, поэтому для учителя история важно использовать различные технологии и приёмы развития причинно-следственных связей исторических событий на уроках отечественной истории. Приведем примеры некоторых из них [3].

Прием «Рокировка». Ответь на 6 вопросов (таблица).

Таблица

Алгоритм приема «Рокировка» 

Вопрос

Ответ

1. Что?

 

2. Где?

 

3. Когда?

 

4. Кто?

 

5. Как?

 

6. Почему?

 

Последовательно раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.

Логические схемы (рис. 1). Очень удобно применять логические схемы при изучении причин и последствий событий и явлений. Они помогают выявить причинно-следственные связи. Эти схемы достаточно просты в исполнении ученикам, т.к. основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Рис. 1. Один из возможных вариантов составления логической схемы

Диаграммы (рис. 2). Составление диаграмм предваряется объяснениями учителя (возможно начало диаграммы на доске с целью лучшего уяснения учащимися структуры и вида диаграммы) и постановкой задачи для домашнего выполнения. Учащиеся составляют диаграммы развития конкретных государств, на которых должны быть отражены: подъёмы и спады; даты и события, олицетворяющие отмечаемые процессы; правители.

Чёткое определение хронологического масштаба по оси x, разбитой по одному веку, позволяет учащимся наглядно увидеть не только общие и различные черты в развитии государств, количество циклов, но и их продолжительность.

Во время защиты своих работ учитель должен добиться от учащихся осмысленных и правильно построенных пояснений диаграмм вне зависимости от того, насколько правильно они выполнены. Во время этих объяснений учащиеся, чаще всего, сами выявляют грубые ошибки в своих работах и исправляют их. Кроме того, всегда могут найтись учащиеся с настолько нестандартным мышление, что его работы могут значительно отличаться от обычных, и это не должно представляться как неправильное выполнение задания.

Рис. 2. Пример использования составления диаграмм в VI классе по теме, посвященной образованию и развитию государства Франков

Составив подобную диаграмму, учащиеся наглядно увидят, на каких уровнях развития находилось государство на разных стадиях взаимоотношений.

Составление логических цепочек (рис. 3). Формирование на основе логической схемы основополагающих знаний по облегчает последующее (в более старших классах) изучение процессов в мире, и их анализ с целью выявления характерных и исключительных особенностей.

Рис. 3. Пример составления логических цепочек в VII классе по теме, посвященной становлению крепостничества

Таким образом, для более высокого результата формирования навыков выявления причинно-следственных связей исторических процессов и явлений на выходе учащихся из средней школы необходима планомерность работы учителя на протяжении с 5-го по 11-ый классы, с постепенным усилением в ней роли участия самих учащихся.

Список литературы

  1. Аксёнова В.В. Экспериментируем на уроке истории. Сценарии учебных эпизодов. Интерактивные карты // Народное образование. 2014. №7. С. 32-35.
  2. Бабенко Т.А. Сравнительный анализ на уроках истории как одно из главных средств формирования проблемного метода обучения истории и формирования творческого мышления // Наука, образование и культура. 2015. №2. С. 13-16.
  3. Евдокимова Е.Г., Махова Е.Е. Возможности реализации эвристического потенциала исследовательской деятельности на уроках истории // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 430. C. 139-143.
  4. Семиколенов М.В. Формирование личностных результатов у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. 2018. №10. С. 67-71.
  5. Чернова Н.В., Макарова Н.Н. Наглядные методы обучения и проектные методики на уроке истории // ПНиО. 2018. №6. С. 67-71.
  6. Широкий В.А. Формирование предметных умений по истории у учащихся основной школы как научно-методическая проблема // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №4. С. 119-122.

Поделиться

1830

Гладышев А. С. Приёмы и технологии развития причинно-следственных связей исторических событий на уроках отечественной истории // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 69-72. URL: https://apni.ru/article/5523-priyomi-i-tekhnologii-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря