В юридической литературе содержатся положения, согласно которым расторжение договора и односторонний отказ от исполнения договора являются разными гражданско-правовыми институтами. В связи с этим, авторы, придерживающиеся этой позиции, отмечают, что использование следующих предложений недопустимо: «одностороннее расторжение договора», «расторжение договора в одностороннем порядке» и тому подобное [5].
Эта позиция не соответствует действующему законодательству. Так, в самом Законе № 44-ФЗ установлено, что расторжение договора допускается, даже в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта. Аналогичные положения содержатся в ряде специальных законов [4].
Таким образом, законодатель рассматривает односторонний отказ от исполнения договора как способ его расторжения, имеющий ряд особенностей, но являющийся самостоятельным институтом гражданского права.
Согласно установленному пунктом 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Из этого следует, что для применения одной из сторон указанных положений должны существовать следующие обстоятельства:
- Основания для одностороннего отказа от определенных видов обязательств, предусмотренные Гражданским кодексом РФ;
- Определение в контракте условий о возможности одностороннего расторжения от контракта.
При этом, как указано Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, отсутствие в государственном контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющимся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ [3].
В Законе № 44-ФЗ говорится исключительно об обязанности сторон зафиксировать в контракте саму возможность одностороннего отказа в соответствии с нормами гражданского права. Основания одностороннего отказа от исполнения контракта установлены Гражданским кодексом РФ. Отсутствие в контракте определенного значительного нарушения обязательства, являющегося основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, не может свидетельствовать о том, что одна из сторон не имеет такого права, если соответствующее основание имеется в Гражданском кодексе Российской Федерации.
С учетом наличия специальных процедур исполнения государственных заказов односторонний отказ от исполнения контракта имеет несколько особенностей:
- Выявление основания;
- Решение о расторжении;
- Уведомление поставщика;
- Проверка надлежащего уведомления;
- Отмена решения;
- Расторжение;
- Заключение нового контракта со вторым участником.
После выявления оснований заказчикам придется с использованием ЕИС формировать и подписывать решение об одностороннем отказе. В течение часа после публикации оно автоматически направится поставщику. Документ считают поступившим поставщику в день получения в соответствии с часовой зоной, в которой он расположен.
Направление решения признается надлежащим уведомлением поставщика. Получается, что датой надлежащего уведомления считается дата поступления к поставщику. Фактически процесс одностороннего отказа сократится за счёт устранения периода времени, который дается на уведомление поставщика.
Другой особенностью одностороннего отказа от исполнения контракта является тот факт, что Законом № 44-ФЗ предусмотрен срок вступления в силу данного решения. Таким образом, в соответствии с частью 13, 14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Если поставщиком были устранены нарушения контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение.
С целью публичной защиты прав государственных заказчиков законом установлена норма о возможности внесения сведений о поставщике (изготовители, исполнители) в реестр недобросовестных поставщиков (часть 16 статьи 95 Закона № 44-ФЗ). Заказчик в течение трех рабочих дней направляет информацию в соответствующий орган, который должен проверить наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В юридической литературе отмечается, что необходимо предусмотреть возможность внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков только на основании судебного решения [2]. Это связано с тем, что последние годы проявляется негативная практика отмены в судебном порядке решений уполномоченного органа о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков [5].
С указанным выводом невозможно согласиться. В настоящее время заказчик широко использует механизм одностороннего отказа от исполнения контракта. Уточняется, что за первый полугодие 2022 года расторгнуто в одностороннем порядке 10 079 контрактов, что на 2,6% больше аналогичного периода 2021 года. Соответственно, право принимать решения, возложенное исключительно на судебные органы, необоснованно увеличит их нагрузку. Представляется, что возможность обжаловать решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в судебном порядке является достаточной мерой для защиты их прав. Сам реестр недобросовестных поставщиков служит эффективной мерой для поощрения контрагентов на надлежащее исполнение обязательств.
Таким образом, по сравнению с правовым регулированием одностороннего отказа от исполнения обязательств в целом и одностороннего отказа от исполнения контракта, очевидно, что законодательный орган предусмотрел более строгий порядок действий в отношении стороны отказавшейся от исполнения контракта. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью защиты публичных интересов в целях предотвращения необоснованного отказа от исполнения контракта, направленного на обеспечение государственных нужд.