Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Развитие гражданской позиции будущего учителя как актуальная проблема педагогики...

Развитие гражданской позиции будущего учителя как актуальная проблема педагогики высшей школы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

гражданская позиция
будущий учитель
педагогика

Аннотация статьи

Важнейшим признаком и условием устойчивого развития демократического государства является гражданское общество, формирование которого выступает актуальной задачей современной жизни и определяет заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. От гражданской позиции молодёжи, её социально-политической активности и духовно-нравственных ориентаций во многом зависит судьба обновления российского общества.

Текст статьи

Многие исследователи этого вопроса говорят о том, что гражданская позиция − это именно интегративное качество личности, включающее в себя целый комплекс составных элементов, которые связаны как с наличием определенных внутриличностных образований (ценности, установки, сформированность нравственных качеств и т.п.), так и с их определенным внешним выражением.

Признаками сформированности гражданской позиции автором названы следующие: интерес к правовой, политической и общественной сферам, сознательное отношение к своим политическим и гражданским правам, соотнесение их с обязанностями (например, когда человек понимает, что поход на выборы − это не только его право как полноценного члена гражданского общества, но и обязанность как ответственного гражданина), наличие потребности участия в жизни гражданского общества и государства, положительное отношение к государству, праву и гражданскому обществу, умения и навыки, необходимые для успешной реализации своих гражданских прав и обязанностей. Гражданская позиция личности не является образованием статическим, она формируется и развивается в процессе социальных контактов. 

В свою очередь, Г.Я. Гревцева дает следующее определение: «гражданская позиция – это интегративное качество личности, включающее в себя понятия, знания, убеждения, поведение, нравственные характеристики».

Автор называет три аспекта понятия «гражданская позиция»:

  1. Мировоззренческий (знания, система ценностей и т.п.).
  2. Оценочный (морально-нравственное, политическое и правовое самосознание личности).
  3. Культурный (поведение и отношения человека с обществом и государством).

Таким образом, перечисленные аспекты подчеркивают интегративный характер термина. Они могут быть положены в основу воспитания гражданской позиции членов общества. Исследователь К.И. Маслов провел анализ существующих теоретических междисциплинарных подходов к определению термина «гражданская позиция» и выявил три доминирующих точки зрения:

  • гражданская позиция – это, в первую очередь, гражданский долг и гражданская ответственность, патриотическое отношение к родине, позитивный взгляд на государство и гражданское общество;
  • гражданская позиция – это ценностное отношение личности к социальной действительности;
  • гражданская позиция – это осознанная проактивная жизненная позиция личности по основным вопросам общественной и государственной жизни.

Отметим, что первый подход характерен в большей степени для представителей правовых и социологических дисциплин, где наибольшее значение придается внешней составляющей понятия «позиция», обращается значительное внимание на взаимоотношения гражданина и общества.

Последние два подхода разделяются представителями психолого-педагогического направления науки, указывая на тесную взаимосвязь внутреннего и внешнего компонентов в определении позиции личности. Указанные определения отмечают взаимосвязь ценностного отношения личности к вопросам общественной жизни и проявление этого отношения через действия во внешней среде. Такая многокомпонентность определений позволяет говорить о структуре гражданской позиции личности, хотя дробление ее на отдельные составляющие весьма условно, поскольку все эти компоненты тесно связаны между собой и существуют в комплексе.

Выделяют три компонента гражданской позиции (С.О. Домбек, Н.В. Лебедева):

  1. Познавательный, который включает в себя формирование базовых ценностей личности, определяющих смысл человеческой жизни. При этом познавательный компонент формируется как стихийный в результате социализации индивида в широком смысле этого слова, так и целенаправленно в результате социального воспитания.
  2. Мотивационно-ориентировочный, включающий систему усвоенных индивидом нравственных норм на основе установок и требований общества и государства. Этот компонент определяет эмоционально окрашенное отношение человека к себе, людям, обществу, отдельным событиям и явлениям жизни.
  3. Поведенческий, который связан с реальным поведением человека. Он характеризуется умением личности следовать правилам, выполнять обязанности и требования общества.

Все три компонента находятся в тесной взаимосвязи. При этом они могут быть положены в основу системы воспитания гражданской позиции, если будут последовательно формироваться на разных уровнях обучения. Так, например, познакомив ребенка с правилами дорожного движения (ПДД) и сформировав ценностное отношение к ним, к жизни своей собственной и окружающих людей, педагог воспитывает ответственного пешехода и водителя.

При этом важно, чтобы ребенок изо дня в день наблюдал ценность соблюдения ПДД – ответственное отношение родителей, других членов общества, государства (наличие дорожной разметки, светофоров, инспекторов и т.п.).

В результате получается желаемое поведение как результат внешнего выражения усвоенной ценностной позиции. Однако следует заметить, что в основе воспитания ответственного пешехода лежат не только усилия педагогов, но и труд общества в целом (т.е. социализация в широком смысле слова).

Отметим, что чрезвычайно важным для исследователей и педагогов является процесс формирования гражданской позиции в рамках социальной среды в широком и узком понимании.

Важно сформировать не только такие социально желательные качества, как патриотизм, ответственность, самостоятельность и т.п., но и положительные мотивы на использование этих качеств в общественной жизни.

В настоящее время гражданская позиция различных социальных групп подвергается всестороннему изучению. Примером может служить исследование С.О. Домбек и Н.В. Лебедевой, которое показало, что у опрошенных студентов (будущих педагогов) существует грамотное и полное представление о самом понятии с учетом всех его аспектов (когнитивного, аффективно-ценностного, поведенческого), отмечается положительное отношение к просоциальному поведению и патриотизму.

Результаты исследования показали, что имеются некоторые трудности в процессе воспитания гражданской позиции. Главная из них, на наш взгляд, заключается в том, что, предоставив человеку знания, которые являются основой формирования гражданской позиции, его в дальнейшем не обучают применять их на практике, не демонстрируют социальных выгод от проявления активной социальной позиции.

Данная проблема характерна для всего гражданского воспитания в целом. В последние годы ее пытаются решить на государственном уровне за счет развития социальной рекламы и популяризации различными способами просоциального поведения личности.

Однако как нам кажется, современная система образования не дает навыка проявления активной гражданской позиции. Эту проблему можно решить через развитие органов самоуправления в учебных заведениях, через поощрение выполнения обучающимися различных общественных поручений.

Позиция фактически дает возможность представить то «пространство», в котором осуществляется «движение человека, в которое он включен объективно». 

Позиция – развивающееся образование. Зрелость позиции характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью». Следует отметить один из существенных компонентов содержания позиции – такой, как устойчивость, упомянутая в определении. Кроме этого, как развивающееся образование личности, позиция при определенных условиях и внешних факторах трансформируется из пассивного состояния в активное, из социально принимаемого в социально осуждаемое или наоборот. Отсутствие подобных переходов свидетельствует об устойчивости позиции личности

Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать вывод, что «гражданская позиция» – понятие многокомпонентное, которое включает в себя знания, ценности и действия личности, выражающие ее отношение к важным вопросам общественной жизни. Исследователи в области педагогической науки пришли к мнению, что существует ряд критериев, которые позволяют судить об уровне развития гражданской позиции отдельной личности или социальной группы.

Список литературы

  1. Казаева Е. А. Формирование и развитие гражданской позиции личности будущего педагога в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S2. – С. 31-35. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13519.htm.

Поделиться

1062

Бобрикова А. А. Развитие гражданской позиции будущего учителя как актуальная проблема педагогики высшей школы // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 128-130. URL: https://apni.ru/article/5525-razvitie-grazhdanskoj-pozitsii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января