Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Внедрение здоровье сберегающих технологий в ДОУ способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.
Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий:
- Повышение умственной и физической работоспособности.
- Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения.
- Формирование умения регулировать мышечный тонус, освобождение от мышечных зажимов.
- Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
- Формирование орального праксиса.
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
- Повышение резервов дыхательной системы.
- Профилактика нарушений зрения.
- Создание благоприятного эмоционального фона.
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения:
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
- системности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
- оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
- последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
- комплексного воздействия на все анализаторы;
- совместного педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, родителей).
Организация коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий:
- ознакомление педагогов ДОУ и родителей с комплексом оздоровительных мероприятий;
- накопление практического материала;
- составление плана работы на учебный год;
- организация непосредственной образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;
- работа с родителями (консультации, практически занятия, беседы);
- внесение изменений и дополнений в развивающую среду ДОУ;
- анализ проделанной работы на итоговом педсовете;
- анализ достижений детей на итоговом ПМПк в ДОУ.
Работа педагогов предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмики.