Главная
Конференции
Современная парадигма социально-гуманитарного знания
Организация здоровьесберегающей деятельности педагогов в дошкольном образователь...

Организация здоровьесберегающей деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

здоровьесбережение
коррекционная работа
технологии в ДОУ

Аннотация статьи

Цель применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе – оптимизация процесса коррекции речи, ВПФ и обеспечение оз­доровления, поддержания и обогащения здоровья детей. В данной статье представлены основные здоровьесберегающие приемы, формы и технологии, которые могут быть использованы педагогами в детском образовательном учреждении.

Текст статьи

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств чело­века, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Внедрение здоровье сберегающих технологий в ДОУ способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий:

  1. Повышение умственной и физической работоспособности.
  2. Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения.
  3. Формирование умения регулировать мышечный тонус, освобождение от мышечных зажимов.
  4. Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
  5. Формирование орального праксиса.
  6. Совершенствование общей и мелкой моторики.
  7. Повышение резервов дыхательной системы.
  8. Профилактика нарушений зрения.
  9. Создание благоприятного эмоционального фона.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения:

  • доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
  • системности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
  • оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
  • последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
  • комплексного воздействия на все анализаторы;
  • совместного педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, родителей).

Организация коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий:

  • ознакомление педагогов ДОУ и родителей с комплексом оздоровительных мероприятий;
  • накопление практического материала;
  • составление плана работы на учебный год;
  • организация непосредственной образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • работа с родителями (консультации, практически занятия, беседы);
  • внесение изменений и дополнений в развивающую среду ДОУ;
  • анализ проделанной работы на итоговом педсовете;
  • анализ достижений детей на итоговом ПМПк в ДОУ.

Работа педагогов предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмики.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21-28.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
  3. Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ // Управление ДОУ. 2004. №1.
  4. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст] – М: 2009 (библиотека журнала «Логопед». вып. 6). 13 с.

Поделиться

590

Люц Е. А., Калитина О. П., Закирова Л. В. Организация здоровьесберегающей деятельности педагогов в дошкольном образовательном учреждении // Современная парадигма социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/5527-organizatsiya-zdorovesberegayushchej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря