Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Полномочия муниципальных органов в сфере физической культуры и спорта в Республи...

Полномочия муниципальных органов в сфере физической культуры и спорта в Республике Тыва

Автор(-ы):

Шарби Адыгжы Викторович

31 января 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

физическая культура
местное самоуправление
Республика Тыва
спорт
массовый спорт
олимпийский резерв
обеспечение условий
местное значение
муниципальный район

Аннотация статьи

Анализ законодательства, сопоставление с фактическими направлениями работы муниципальных органов показал, что перечисленные полномочия органов местного самоуправления не охватывают всех общественных отношений, регулируемых органами местного самоуправления, однако наличие таких норм придает значимость вопросам, решаемым муниципальными органами в сфере физической культуры и спорта.

Текст статьи

В соответствии с российским законодательством к вопросам местного значения поселений и городских округов обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующих территориях.

Общие вопросы компетенции в сфере физической культуры и спорта муниципальных образований закреплены в Федеральном законе от октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1]. Так, в соответствии с законом к вопросам местного значения городского поселения относятся:

  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
  • обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных ме­роприятий поселения.

Между прочим, в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отсутствует статья, устанавливающая полномочия органов местного самоуправления, однако имеются нормы, регулирующие взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта, органов местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений [2]. В частности, согласно ст. 11 указанные органы и объединения координируют в установленном законодательством порядке свою деятельность по проблемам физкультурно-спортивного движения, при необходимости совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений; оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение [2, ст. 11].

Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров. Согласно федеральному закону «О физической культуре и спорте в РФ» органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, профессиональные союзы включают вопросы развития физической культуры и спорта в соглашения по социальным проблемам и охране труда, организуют контроль за выполнением таких соглашений и своих программ развития физической культуры и спорта [2, п. 2 cт. 13].

В соответствии с данным федеральным законом органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов РФ в области образования, физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях [2, п. 3 ст. 14].

Так, нормы, регулирующие компетенционные пределы участия органов местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта, рассредоточены по тексту вышеназванного Закона. Это создает определенные неудобства для правоприменителя. Кроме того, в части установления компетенции органов местного самоуправления Закон не лишен недостатков. В главе IV посвященной пропаганде физической культуры и спорта, не упоминается об участии органов местного самоуправления в пропагандистской деятельности [2].

Между тем, именно муниципальные органы чаще всего проводят совместно с физкультурно-спортивными объединениями массовые спортивные мероприятия, ведут пропаганду физической культуры и спорта. Органы местного самоуправления могут осуществлять строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов жилых микрорайонов. Они также контролируют планирование, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию на территории муниципального образования объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения в соответствии с установленными нормами [2, ст. 12].

Кроме того, не допускается строительство новых образовательных учреждений всех типов, кроме учреждений дополнительного образования, без физкультурно-спортивной базы, а также ликвидация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах территории района равноценных сооружений и согласия органов местного самоуправления. Муниципальные органы, могут предоставлять работникам предприятий и организаций физической культуры и спорта льготы, социальные гарантии и компенсации (при наличии любой путевки единовременное пособие для оплаты проезда к месту лечения и обратно один раз в три года; могут выделять муниципальное жилье, создавать денежный жилищный фонд в целях выдачи беспроцентных ссуд для покупки жилья; могут устанавливать денежное содержание; ежемесячную дополнительную надбавку в сумме минимального размера оплаты труда работникам физической культуры и спорта, как работающим, так и пенсионерам, имеющим почетные звания «Заслуженный мастер спорта», «Заслуженный тренер России (СССР)», «Заслуженный работник физической культуры России», награжденным почетными знаками «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», «За заслуги в развитии олимпийского движения», знаком «Отличник физической культуры и спорта» [3, c. 58].

Итак, к вопросам местного значения муниципального района относятся:

  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
  • обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спор­тивных мероприятий муниципального района.

К вопросам местного значения городского округа относятся:

  • обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта;
  • организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа.

К вопросам местного значения внутригородского района относится обеспечение условий для развития на территории внутригородского района физической культуры и массового спорта.

С целью правового обеспечения реализации обозначенного комплекса вопросов федеральное законодательство легализирует полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спор­тивных мероприятий. К таким полномочиям относятся [2]:

  1. Определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
  2. Популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
  3. Организация проведения муниципальных официальных физкуль­турных и спортивных мероприятий, организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
  4. Утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
  5. Организация медицинского обеспечения официальных физкуль­турных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
  6. Содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
  7. Утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
  8. Участие в организации и проведении межмуниципальных, реги­ональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ и соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
  9. Оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
  10. Осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий [2, ст. 9].

В реализации указанных полномочий отчетливо прослеживается цель муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта – оздоровление граждан, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также подготовка достойного выступления спортсменов соответствующего муниципального образования на спортивных соревнованиях.

Муниципальная политика в указанной сфере является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, регулирующей отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение (управление, отдел, комитет и т.д.) администрации, которое совместно с другими (в области образования, здравоохранения и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:

  • спортивных клубов, кружков, действующих на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях, иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
  • детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки, спортивно-технических школ, специализированных школ олимпийского резерва;
  • образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;
  • муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (стадионов, плавательных бассейнов, спортивных залов, кортов, велотреков и др.) [2].

К субъектам физической культуры и спорта в Республике Тыва относятся:

  1. Физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в общеобразовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан.
  2. Детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры параолимпийской, сурдоолимпийской и олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций.
  3. Орган исполнительной власти Республики Тыва в области физической культуры и спорта, муниципальные организации физической культуры и спорта.

Физкультурно-спортивные учреждения Республики Тыва – является учреждение, осуществляющее тренировочный процесс, реализующее подготовку параолимпийского, сурдоолимпийского и олимпийского резерва и спортсменов высокого класса.

Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва является учредителем 6 государственных учреждений в сфере физической культуры и спорта:

  1. Республиканское государственное бюджетное учреждение Центр спортивной подготовки сборных команд Республики Тыва;
  2. Республиканское государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва»;
  3. Учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» по восточным единоборствам «Чеди-Хаан» Республики Тыва;
  4. Республиканское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» по национальным видам спорта;
  5. Государственное автономное учреждение Республики Тыва «Универсальный спортивный комплекс (ГАУ РТ «УСК «Субедей»);
  6. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Училище олимпийского резерва (техникум)» [3].

К физкультурно-спортивным учреждениям относятся следующие типы: школы высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки, спортивные школы, иные учреждения физкультурно-спортивной направленности, осуществляющие учебно-тренировочный процесс и не входящие в образовательные учреждения дополнительного образования детей. Физкультурно-спортивные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие законодательства Республики Тыва в области физической культуры и спорта распространяется на все физкультурно-спортивные учреждения на территории Республики Тыва независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В Республике Тыва спортивные школы и училища олимпийского резерва, центры спортивной подготовки, детско-юношеские клубы физической подготовки и спортивные классы в Республике Тыва. Спортивные школы (ДЮСШ – детско-юношеские спортивные школы; СДЮШОР – специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва; ШВСМ – школы высшего спортивного мастерства), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП). Так, училища олимпийского резерва являются учреждениями среднего профессионального образования и могут создаваться на основании решений Правительства Республики Тыва по представлению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти Республики Тыва в соответствии с федеральным законодательством.

Важнейшим направлением политики органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта является физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях. При участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций органы местного самоуправления реализуют программы, в которых предусматриваются: повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях; расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов; введение дополнительных учебных и внеучебных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в области образования и в области физической культуры и спорта.

Органы местного самоуправления также имеют право: устанавливать льготы по налогам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области оздоровления людей, массовой физической культуры и спорта; освобождать организации от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также проведение массовых спортивных мероприятий; вводить дополнительные компенсации и гарантии спортсменам, тренерам и другим организаторам физкультурно-спортивных мероприятий, призерам городских, районных соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета.

Таким образом, перечисленные в федеральном законе полномочия органов местного самоуправления не охватывают всех общественных отношений, регулируемых органами местного самоуправления, однако наличие таких норм придает значимость вопросам, решаемым муниципальными органами в сфере физической культуры и спорта.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) – Текст: электронный. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  2. Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (ред. От 28.12.2022 г.). – Текст: электронный – https://fzrf.su/zakon/o-fizicheskoj-kulture-i-sporte-329-fz/
  3. Официальный сайт Министерства по делам молодежи и спорта // https://minsport.rtyva.ru/

Поделиться

159

Шарби А. В. Полномочия муниципальных органов в сфере физической культуры и спорта в Республике Тыва // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 102-106. URL: https://apni.ru/article/5528-polnomochiya-munitsipalnikh-organov

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня