В соответствии с российским законодательством к вопросам местного значения поселений и городских округов обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующих территориях.
Общие вопросы компетенции в сфере физической культуры и спорта муниципальных образований закреплены в Федеральном законе от октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [1]. Так, в соответствии с законом к вопросам местного значения городского поселения относятся:
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
- обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
Между прочим, в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отсутствует статья, устанавливающая полномочия органов местного самоуправления, однако имеются нормы, регулирующие взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта, органов местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений [2]. В частности, согласно ст. 11 указанные органы и объединения координируют в установленном законодательством порядке свою деятельность по проблемам физкультурно-спортивного движения, при необходимости совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений; оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение [2, ст. 11].
Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров. Согласно федеральному закону «О физической культуре и спорте в РФ» органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, профессиональные союзы включают вопросы развития физической культуры и спорта в соглашения по социальным проблемам и охране труда, организуют контроль за выполнением таких соглашений и своих программ развития физической культуры и спорта [2, п. 2 cт. 13].
В соответствии с данным федеральным законом органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов РФ в области образования, физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях [2, п. 3 ст. 14].
Так, нормы, регулирующие компетенционные пределы участия органов местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта, рассредоточены по тексту вышеназванного Закона. Это создает определенные неудобства для правоприменителя. Кроме того, в части установления компетенции органов местного самоуправления Закон не лишен недостатков. В главе IV посвященной пропаганде физической культуры и спорта, не упоминается об участии органов местного самоуправления в пропагандистской деятельности [2].
Между тем, именно муниципальные органы чаще всего проводят совместно с физкультурно-спортивными объединениями массовые спортивные мероприятия, ведут пропаганду физической культуры и спорта. Органы местного самоуправления могут осуществлять строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов жилых микрорайонов. Они также контролируют планирование, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию на территории муниципального образования объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения в соответствии с установленными нормами [2, ст. 12].
Кроме того, не допускается строительство новых образовательных учреждений всех типов, кроме учреждений дополнительного образования, без физкультурно-спортивной базы, а также ликвидация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах территории района равноценных сооружений и согласия органов местного самоуправления. Муниципальные органы, могут предоставлять работникам предприятий и организаций физической культуры и спорта льготы, социальные гарантии и компенсации (при наличии любой путевки единовременное пособие для оплаты проезда к месту лечения и обратно один раз в три года; могут выделять муниципальное жилье, создавать денежный жилищный фонд в целях выдачи беспроцентных ссуд для покупки жилья; могут устанавливать денежное содержание; ежемесячную дополнительную надбавку в сумме минимального размера оплаты труда работникам физической культуры и спорта, как работающим, так и пенсионерам, имеющим почетные звания «Заслуженный мастер спорта», «Заслуженный тренер России (СССР)», «Заслуженный работник физической культуры России», награжденным почетными знаками «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», «За заслуги в развитии олимпийского движения», знаком «Отличник физической культуры и спорта» [3, c. 58].
Итак, к вопросам местного значения муниципального района относятся:
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
- обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района.
К вопросам местного значения городского округа относятся:
- обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта;
- организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа.
К вопросам местного значения внутригородского района относится обеспечение условий для развития на территории внутригородского района физической культуры и массового спорта.
С целью правового обеспечения реализации обозначенного комплекса вопросов федеральное законодательство легализирует полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. К таким полномочиям относятся [2]:
- Определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта;
- Популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
- Организация проведения муниципальных официальных физкультурных и спортивных мероприятий, организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
- Утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
- Организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
- Содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
- Утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
- Участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ и соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
- Оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
- Осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий [2, ст. 9].
В реализации указанных полномочий отчетливо прослеживается цель муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта – оздоровление граждан, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также подготовка достойного выступления спортсменов соответствующего муниципального образования на спортивных соревнованиях.
Муниципальная политика в указанной сфере является составной частью внутренней политики государства, воплощенной в его социальных программах и практике, регулирующей отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
На муниципальном уровне регулирование вопросов развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное подразделение (управление, отдел, комитет и т.д.) администрации, которое совместно с другими (в области образования, здравоохранения и др.) регулирует деятельность следующих учреждений и организаций:
- спортивных клубов, кружков, действующих на самодеятельной и профессиональной основе в образовательных учреждениях, иных организаций независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
- детско-юношеских спортивных школ, клубов физической подготовки, спортивно-технических школ, специализированных школ олимпийского резерва;
- образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм;
- муниципальных физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (стадионов, плавательных бассейнов, спортивных залов, кортов, велотреков и др.) [2].
К субъектам физической культуры и спорта в Республике Тыва относятся:
- Физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в общеобразовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан.
- Детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры параолимпийской, сурдоолимпийской и олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физической культуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций.
- Орган исполнительной власти Республики Тыва в области физической культуры и спорта, муниципальные организации физической культуры и спорта.
Физкультурно-спортивные учреждения Республики Тыва – является учреждение, осуществляющее тренировочный процесс, реализующее подготовку параолимпийского, сурдоолимпийского и олимпийского резерва и спортсменов высокого класса.
Министерство по делам молодежи и спорта Республики Тыва является учредителем 6 государственных учреждений в сфере физической культуры и спорта:
- Республиканское государственное бюджетное учреждение Центр спортивной подготовки сборных команд Республики Тыва;
- Республиканское государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва»;
- Учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» по восточным единоборствам «Чеди-Хаан» Республики Тыва;
- Республиканское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» по национальным видам спорта;
- Государственное автономное учреждение Республики Тыва «Универсальный спортивный комплекс (ГАУ РТ «УСК «Субедей»);
- Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва «Училище олимпийского резерва (техникум)» [3].
К физкультурно-спортивным учреждениям относятся следующие типы: школы высшего спортивного мастерства, центры спортивной подготовки, спортивные школы, иные учреждения физкультурно-спортивной направленности, осуществляющие учебно-тренировочный процесс и не входящие в образовательные учреждения дополнительного образования детей. Физкультурно-спортивные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие законодательства Республики Тыва в области физической культуры и спорта распространяется на все физкультурно-спортивные учреждения на территории Республики Тыва независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
В Республике Тыва спортивные школы и училища олимпийского резерва, центры спортивной подготовки, детско-юношеские клубы физической подготовки и спортивные классы в Республике Тыва. Спортивные школы (ДЮСШ – детско-юношеские спортивные школы; СДЮШОР – специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва; ШВСМ – школы высшего спортивного мастерства), детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП). Так, училища олимпийского резерва являются учреждениями среднего профессионального образования и могут создаваться на основании решений Правительства Республики Тыва по представлению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов государственной власти Республики Тыва в соответствии с федеральным законодательством.
Важнейшим направлением политики органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта является физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях. При участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций органы местного самоуправления реализуют программы, в которых предусматриваются: повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях; расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов; введение дополнительных учебных и внеучебных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в области образования и в области физической культуры и спорта.
Органы местного самоуправления также имеют право: устанавливать льготы по налогам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области оздоровления людей, массовой физической культуры и спорта; освобождать организации от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также проведение массовых спортивных мероприятий; вводить дополнительные компенсации и гарантии спортсменам, тренерам и другим организаторам физкультурно-спортивных мероприятий, призерам городских, районных соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета.
Таким образом, перечисленные в федеральном законе полномочия органов местного самоуправления не охватывают всех общественных отношений, регулируемых органами местного самоуправления, однако наличие таких норм придает значимость вопросам, решаемым муниципальными органами в сфере физической культуры и спорта.