Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Специфика развития гражданской позиции будущего учителя

Специфика развития гражданской позиции будущего учителя

Автор(-ы):

Бобрикова Александра Андреевна

31 января 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

гражданственность
позиция
будущий учитель

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению особенностей развития гражданской позиции будущего учителя. 

Текст статьи

Е.И. Тихомирова, занимающаяся рассмотрением воспитывающей среды образовательной организации, даёт несколько её трактовок:

- среда, характеризующаяся как воспитывающая и относящаяся к ОО, прежде всего, социальная, ориентированная на процессы становления, развития и воспитания личности, а также включающая преподавателей и обучающихся, определенное содержание реализуемого образовательного процесса, специфические образовательные технологии;

- исходя из того, что воспитывающая среда обладает социальными и педагогическими характеристиками, неотъемлемым также является тот факт, что на её становление и функции оказывает влияние личность, в связи с этим можно говорить о биосоциальном значении данного вида среды (В. Бехтерев);

- обращаясь к воспитывающей среде как к системному явлению, можно говорить о приоритетности в её понимании «будущего» над «прошлым». Это обосновывается тем, что воспитывающая среда имеет цель, а значит, движется вперед. При этом реализуется принцип активности, проявляющийся во влиянии внешних факторов на внутренние механизмы .

Таким образом, воспитывающая среда образовательной организации определяется как часть среды социальной, в которую входят компоненты-условия (общественные, материальные, духовные).

Труд учителя сложен и многогранен. Активная учительская деятельность заполняет все временное пространство человека, ступившего на стезю преподавания. Но ошибочно думать, что время проходит мимо педагога по причине загруженности, конспектно-тетрадного окружения и сигнального красно-стержневого индикатора. Нет. Время не проходит мимо нас, учителей.

Учительское ремесло древнее, как сама жизнь. Прошло множество лет, прежде чем его возвели на профессиональный уровень и сделали отдельным витком научного искусства. Шли годы. Требования и представления об образе учителя менялись в зависимости от веяний эпохи.

Образ учителя примерил не один десяток нарядов: сопровождающий, обучающий, воспитывающий, наставляющий, направляющий, вдохновляющий, зажигающий, достойный, скромный, образцовый, понимающий…

Продолжать можно бесконечно. Но всегда по своей сути учитель был преисполнен любви к детям. Т. Гончаров говорил, что педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

Умудренные и закаленные опытом педагоги знают, что даже высококлассное учительское мастерство, не наполненное светом любви, лишенное внутренней теплоты, превращается во внешнее сухое безжизненное звучание научных теорем, доказательств, тезисов и убеждений. Не законченный набросок пейзажиста…

А ведь мы хотим, чтобы детские сердца раскрывались навстречу исходящему от нас знанию. Цветок не растет и не цветет под ледяным ветром. Ему необходимы тепло и солнце. Несомненно, личность учителя играет важнейшую роль в том, насколько цветок детского сердца раскроется и будет взращиваться древо его знаний, устремлений и мыслей.

Как нельзя кстати будет здесь вывод Я. Корчака: «Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди».

Что представляет собой гражданская позиция? Только лишь набор жизненных принципов, взглядов и политических убеждений? Позиция - это многогранное качество личности, которое проявляется как в отношении человека к самому себе, так и к обществу, государству, Родине.

Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. Гражданская позиция подразумевает ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.

Когда мы говорим о гражданственности, то возникающие у нас ассоциации связаны с патриотизмом, отношением к Отечеству. На самом деле любовь к Родине зарождается намного раньше, чем возникают национальное чувство и формируется гражданская позиция.

Первоначально отношение к Родине формируется на основе восприятия окружающего мира и выражается ребенком в виде простых предложений восхищения красотой окружающей природы. С возрастом ребенок начинает осознавать, что окружающая его красота принадлежит его Родине. Она уникальна, самобытна, неповторима.

Изучая процесс гражданской идентификации современных студентов, исследователи выделили следующие особенности: в условиях глобальных изменений молодые люди подвержены «дрейфующим идентичностям», которые отражают смену форм личностной репрезентации.

Студенты как представители нового поколения должны адаптироваться к этим изменениям и одновременно инициировать их. Исходя из роли студенческой молодежи в условиях социальной модернизации, нами сформулирована следующая проблема: с одной стороны, вызовы глобальной и локальной безопасности, потребности в активной социальной модернизации, рост сетевых взаимодействий требуют рассмотрения студенческой молодежи как социальной группы, выступающей социальным агентом модернизационных процессов в обществе; с другой стороны, реальные установки данной группы – ее гражданские позиции и 65 практики – ограничивают возможности реализации ее потенциала.

Жизнь современных молодых людей разворачивается в сложном пространстве, созданном цифровизацией и интернеткоммуникациями, где последние являются средствами организации жизни; а содержание жизни зависит от гражданских позиций, придающих ей целостность, связывая побуждения к активности с российской реальностью.

Список литературы

  1. Гошева Т.М. Патриотическое воспитание студентов колледжа: размышления куратора студенческой группы / Т. М. Гошева // Среднее профессиональное образование (приложение). – 2014. – № 7. – С. 98–103.
  2. Домбек С.О., Лебедева Н.В. Понимание гражданской позиции будущими педагогами // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2014. – № 5. – С. 381–387.

Поделиться

342

Бобрикова А. А. Специфика развития гражданской позиции будущего учителя // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 126-127. URL: https://apni.ru/article/5529-spetsifika-razvitiya-grazhdanskoj-pozitsii-bu

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля