Е.И. Тихомирова, занимающаяся рассмотрением воспитывающей среды образовательной организации, даёт несколько её трактовок:
- среда, характеризующаяся как воспитывающая и относящаяся к ОО, прежде всего, социальная, ориентированная на процессы становления, развития и воспитания личности, а также включающая преподавателей и обучающихся, определенное содержание реализуемого образовательного процесса, специфические образовательные технологии;
- исходя из того, что воспитывающая среда обладает социальными и педагогическими характеристиками, неотъемлемым также является тот факт, что на её становление и функции оказывает влияние личность, в связи с этим можно говорить о биосоциальном значении данного вида среды (В. Бехтерев);
- обращаясь к воспитывающей среде как к системному явлению, можно говорить о приоритетности в её понимании «будущего» над «прошлым». Это обосновывается тем, что воспитывающая среда имеет цель, а значит, движется вперед. При этом реализуется принцип активности, проявляющийся во влиянии внешних факторов на внутренние механизмы .
Таким образом, воспитывающая среда образовательной организации определяется как часть среды социальной, в которую входят компоненты-условия (общественные, материальные, духовные).
Труд учителя сложен и многогранен. Активная учительская деятельность заполняет все временное пространство человека, ступившего на стезю преподавания. Но ошибочно думать, что время проходит мимо педагога по причине загруженности, конспектно-тетрадного окружения и сигнального красно-стержневого индикатора. Нет. Время не проходит мимо нас, учителей.
Учительское ремесло древнее, как сама жизнь. Прошло множество лет, прежде чем его возвели на профессиональный уровень и сделали отдельным витком научного искусства. Шли годы. Требования и представления об образе учителя менялись в зависимости от веяний эпохи.
Образ учителя примерил не один десяток нарядов: сопровождающий, обучающий, воспитывающий, наставляющий, направляющий, вдохновляющий, зажигающий, достойный, скромный, образцовый, понимающий…
Продолжать можно бесконечно. Но всегда по своей сути учитель был преисполнен любви к детям. Т. Гончаров говорил, что педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.
Умудренные и закаленные опытом педагоги знают, что даже высококлассное учительское мастерство, не наполненное светом любви, лишенное внутренней теплоты, превращается во внешнее сухое безжизненное звучание научных теорем, доказательств, тезисов и убеждений. Не законченный набросок пейзажиста…
А ведь мы хотим, чтобы детские сердца раскрывались навстречу исходящему от нас знанию. Цветок не растет и не цветет под ледяным ветром. Ему необходимы тепло и солнце. Несомненно, личность учителя играет важнейшую роль в том, насколько цветок детского сердца раскроется и будет взращиваться древо его знаний, устремлений и мыслей.
Как нельзя кстати будет здесь вывод Я. Корчака: «Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди».
Что представляет собой гражданская позиция? Только лишь набор жизненных принципов, взглядов и политических убеждений? Позиция - это многогранное качество личности, которое проявляется как в отношении человека к самому себе, так и к обществу, государству, Родине.
Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. Гражданская позиция подразумевает ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.
Когда мы говорим о гражданственности, то возникающие у нас ассоциации связаны с патриотизмом, отношением к Отечеству. На самом деле любовь к Родине зарождается намного раньше, чем возникают национальное чувство и формируется гражданская позиция.
Первоначально отношение к Родине формируется на основе восприятия окружающего мира и выражается ребенком в виде простых предложений восхищения красотой окружающей природы. С возрастом ребенок начинает осознавать, что окружающая его красота принадлежит его Родине. Она уникальна, самобытна, неповторима.
Изучая процесс гражданской идентификации современных студентов, исследователи выделили следующие особенности: в условиях глобальных изменений молодые люди подвержены «дрейфующим идентичностям», которые отражают смену форм личностной репрезентации.
Студенты как представители нового поколения должны адаптироваться к этим изменениям и одновременно инициировать их. Исходя из роли студенческой молодежи в условиях социальной модернизации, нами сформулирована следующая проблема: с одной стороны, вызовы глобальной и локальной безопасности, потребности в активной социальной модернизации, рост сетевых взаимодействий требуют рассмотрения студенческой молодежи как социальной группы, выступающей социальным агентом модернизационных процессов в обществе; с другой стороны, реальные установки данной группы – ее гражданские позиции и 65 практики – ограничивают возможности реализации ее потенциала.
Жизнь современных молодых людей разворачивается в сложном пространстве, созданном цифровизацией и интернеткоммуникациями, где последние являются средствами организации жизни; а содержание жизни зависит от гражданских позиций, придающих ей целостность, связывая побуждения к активности с российской реальностью.