Содержание и основные направления профориентационной работы в специальной общеобразовательной школе-интернате

Содержание и основные направления профориентационной работы в специальной общеобразовательной школе-интернате

В статье рассматривается опыт формирования профориентационных умений и навыков у обучающихся в условиях школы-интерната. Рассматриваются основные направления профориенационной работы с данной категорией обучающихся. Статья будет полезна для педагогов специальных общеобразовательных школ, классных руководителей общеобразовательных школ.

Аннотация статьи
школа-интернат
профориентационная работа
профессиональное просвещение
активно-поисковая профориентация
Ключевые слова

В условиях школ-интернатов формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций взрослой жизни. Дети, выросшие вне семьи, отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию и, прежде всего, низкими функциональными возможностями организма. Основным критерием социализации обучающихся школы-интерната с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) является приобретение стабильной профессии и нахождение своего места в жизни [5, с.9]. Проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет острое социально-экономическое значение в условиях современного общества. Профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет особый интерес, ведь в этом возрасте ставится вопрос выбора дороги в будущее. Профессиональная деятельность является очень важным направлением в жизни каждого человека, а особенно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Молодые люди с интеллектуальной недостаточностью отличаются инфантилизмом, искаженным формированием образа себя и значимых взаимоотношений, неумением планировать свою жизнь и управлять ею, низкой готовностью к самостоятельному решению проблем, невысоким уровнем самоорганизации, отсутствием мотивации к социальной реализации. Небольшой практический опыт и слабое его осмысление, интуитивность поступков, непонимание индивидуальных жизненных интересов и целей определяет основные трудности их социально-трудовой адаптации.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта для детей с интеллектуальными нарушениями определили обязательной организацию такой образовательно-адаптационной и реабилитационной среды образовательного учреждения, которая должна, по возможности, компенсировать ограничения подростка и оказать особую помощь в развитии его способностей и реализации прав на трудовую деятельность с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Таким образом, основным направлением профориентационной работы в нашем учебном учреждении является формирование профессионально важных качеств и оценка своих реальных возможностей в избранном виде деятельности, стимулирование интереса подростков к своему будущему и проектирование его позитивного образа.

Система профориентационной работы делится на три этапа: профессиональное просвещение, активно поисковая профориентация, профессиональное самоопределение [3, с.17].

1-й-этап – профессиональное просвещение - охватывает период обучения в 7 классе. Ознакомление детей с различными видами профессий, их особенностями, их общественной значимостью. Данный этап способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению к людям труда.

На данном этапе проводятся беседы о профессиях, индивидуальные и групповые занятия, способствующие развитию познавательных процессов (коррекция памяти, мышления, внимания, восприятия, речи), профориентационные игры, ролевые игры, игровые ситуации, занятия в творческих объединениях, участие в конкурсах, выставках, целевые экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, оформление стендов наглядной агитации, организация общественно-полезного труда.

2-й - этап активно-поисковой профориентации в основном проходит в 8 классе. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся с психологическими основами профессионального выбора (сравнения уровней адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся, формирование познавательной активности).

Для обучающихся этого возраста интересны встречи с представителями учебных заведений, экскурсии в учебные заведения, встречи со специалистом Центра занятости населения, ознакомление обучающихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище), оформление деловых бумаг.

3-й - этап профессионального самоопределения, которое осуществляется в 9 классе на выпускном этапе. Способствует определению профессионального выбора, получению информации о возможностях и путях получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства на рынке труда. На заключительном этапе очень важно ориентировать обучающихся на конкретные виды профессиональной деятельности, познакомить детей с условиями труда и производством, развивать навыки трудового общения; определить реальные критерии подходящих профессий с учетом склонностей и возможностей детей и определить дальнейший профессиональный маршрут каждого ребенка; формировать установку на повышение чувства ответственности за себя и свое профессиональное будущее.

На заключительном этапе профориентационной работы важно оказание помощи в формировании профессиональных намерений, активизации самопознания и самораз­вития обучающихся через экскурсии в учебные заведения, целевые экскурсии на предприятия, встреч со специалистом Центра занятости населения, работа с родителями, организация родительских собраний, использование психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий, поисково-информационная работа в компьютерном банке информации.

В целом ряде случаев возможна компенсация имеющихся нарушений, поэтому необходимо уже на предварительном этапе профориентации выявить эти нарушения и целенаправленно работать над их коррекцией или компенсацией, осуществляя постоянный контроль за развитием психических функций, в том числе обеспечивающим формирование профессионально важных качеств. Профконсультации, проводимые на основе результатов диагностических процедур, индивидуальные беседы с консультируемыми и их родителями помогают подросткам определиться с выбором дальнейшего направления образования и профессиональной деятельности.

Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса школы-интерната. Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не находит себя в труде, то ищет другие способы реализации своего «Я» и находит их в бесцельном времяпровождении, в потребительском образе жизни [2, с.38].

И в период завершения общеобразовательной подготовки и перехода к профессиональному обучению, на этапе завершающей профориентации обучающиеся уже определяются со своим профессиональным маршрутом. Таким образом, при грамотно выстроенной профессиональной подготовке детей с нарушениями развития в стенах образовательного учреждения, у них появляются шансы стать не потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом, а оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе своего развития. 

Текст статьи
  1. Акимова О.И. Профессиональное самоопределение выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида во внеурочной деятельности / О.И. Акимова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». Выпуск 9. – Челябинск, 2010. – № 23 (199). – С. 134-137.
  2. Алексеева Н.А. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 144с.
  3. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.,2000. – С.3-13.
  4. Картушина Г.Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы// Трудовое обучение во вспомогательной школе. – М., 1988. – С.7-21.
  5. Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 311с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня