Проблемы применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности

Статья посвящена анализу проблем применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности. Определена сущность «регуляторной гильотины». Выделены способы решения проблем применения механизма «регуляторной гильотины». Определены требования и ограничения при применении механизма «регуляторной гильотины».

Аннотация статьи
реформа
«регуляторная гильотина»
контрольно-надзорная деятельность
хозяйствующие субъекты
Ключевые слова

Дерегуляционная реформа является ключевой реформой в контексте формирования благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, создании институциональной основы для восстановления экономического роста, а также упрощения контрольно-надзорной деятельности.

Целью реформы «регуляторной гильотины» является создание благоприятного предпринимательского климата путем изменения регуляторной среды и формирования четких и прозрачных правил, которые будут служить институциональным фундаментом для роста сфер общественной жизни государства.

«Регуляторная гильотина» предназначена для повышения уровня безопасности и упрощения (устранения) избыточной административной нагрузки на условия хозяйственной деятельности, хозяйствующих субъектов путем отмены (пересмотра) нормативных правовых актов, принятия новых актов, налаживания межведомственного взаимодействия и т.д.

Учитывая в настоящее время политику государства, направленную на упрощение условий ведения предпринимательской деятельности, актуальным является исследование проблем применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности.

Целью исследования является выявление проблем применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности в государстве.

Правительством Российской Федерации были утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. В разделе 2 данного нормативного документа 2 «Меры государственной политики по достижению национальных целей развития» пункта 1.1 «Инвестиционный климат» указаны нормы, посвященные совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, касающиеся принятия различных стратегических мер, направленных на продолжение реформы контрольно-надзорной деятельности.

В качестве одной из мер применения «регуляторной гильотины» является подготовка нового закона о контрольно-надзорной деятельности, новой структуры нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля, актуализация и систематизация обязательных требований, в том числе в отдельных сферах.

Как отмечается О.В. Александровым, современный метод «регуляторной гильотины» действует по следующему алгоритму:

  1. Правительство (иной орган, которому поручено реформирование) определяет цель «регуляторной гильотины»;
  2. ведомства по запросу правительства предоставляют к установленному сроку список всех нормативных актов, относящихся к теме «гильотины». При этом каждый нормативный акт должен иметь обоснование, в котором оценивается необходимость данного акта, его легальность и прорыночная ориентация. Таким образом, нормативный акт проходит трехступенчатую фильтрацию, либо отменяется, либо упрощается [1, c. 110].
  3. формируется общий список (реестр) нормативных актов, прошедших фильтры, при этом любой нормативный правовой акт, не включенный в общий список (реестр) после установленного срока предоставления документов, считается недействительным. Список становится полным реестром нормативных актов, относящихся к теме «гильотины», и рассматривается законом как нормативная база данных в обозначенной сфере.
  4. новые нормативные акты и дополнения к действующим актам подлежат включению в реестр в течение одного дня с момента одобрения и (или) публикации.

Следует отметить, что в настоящее время в России насчитывается более
46 органов, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия в количестве более 230 видов. Кроме того, в государстве насчитывается значительное количество нормативных правовых актов (свыше 8 тысяч), которые приняты еще со времен СССР. Все вышеперечисленное создает преграды в осуществлении предпринимательской деятельности. Именно на устранение данных проблемных вопросов и направлена «регуляторная гильотина» [2, c. 50].

Можно выделить следующие способы разрешения представленной проблемы:

  • обеспечить отмену предыдущего нормативного регулирования и утверждение новых актов;
  • выбор профильными министерствами списка проблемных нормативных актов и осуществление их замены на новые, что является более приемлемым способом;
  • сплошной общесистемный пересмотр регулирования. То есть применить метод комплексного пересмотра нормативных актов, которые необходимо изменить, признать утратившими силу или принять новые.

Каждый нормативный акт или административный регламент должен будет пройти через фильтры и оцениваться на трех уровнях:

  • государственными гражданскими служащими в министерствах, высокая профессиональная деятельность которых должна быть залогом успеха;
  • хозяйствующими субъектами, как заинтересованными лицами в ликвидации негативного регулятивного влияния на общий бизнес-климат и проведения контрольных мероприятий;
  • органом государственной власти, который будет отвечать за реализацию «регуляторной гильотины» и принятие конкретных решений [3, c. 35].

Применение «регуляторной гильотины» должно решить проблемы с обязательными требованиями, которые подлежат проверке:

  • наличие «спящих» требований, которые устарели, однако не отменены и применяются в зависимости от ситуации;
  • наличие избыточных требований, в том числе к процессу деятельности;
  • наличие дублирующих требований, а также требований, которые проверятся несколькими контролирующими органами [4, c. 9].

Кроме того, применяя механизм «регуляторной гильотины» необходимо учитывать следующие требования и ограничения:

  • следует полностью учитывать затраты и выгоды для определенных общественных групп, государства, бизнеса, а также возможность применения соответствующих механизмов регулирования отраслей, имеющих специфические условия функционирования;
  • нужно иметь возможность сопоставить выгоды и расходы от разных вариантов применения процедур и механизмов, в том числе и с учетом обеспечения социального равенства или социального покоя;
  • оценку регуляторного воздействия следует проводить неоднократно на протяжении жизненного цикла действия нормативного правового акта, в том числе для совершенствования как самих регуляторных воздействий, так и инструментов (методик, процедур), которыми внедряются эти регуляторные воздействия;
  • при подготовке соответствующих регуляторных решений следует проводить анализ всей доступной информации о сфере регулирования, включая данные, полученные как из открытых источников, так и данные, предоставляемые органам государственной власти для служебного пользования;
  • следует создать механизмы отслеживания достигнутых целей регуляторных влияний, в том числе реакции гражданского общества на эти регуляторные влияния [5, c. 11].

Таким образом, анализ проблем применения механизма «регуляторной гильотины» при реформировании контрольно-надзорной деятельности показал, что в настоящее врем существуют проблемы как в нормотворческой деятельности (обусловлены применением актов), так и несогласованностью действий государственных органов при проведении проверок. Механизм реализации контрольно-надзорной реформы зависит от способности экспертного сообщества, рабочих групп и регулятивных органов обеспечить качественное и оперативное выполнение поставленных задач.

Текст статьи
  1. Александров О.В. «Регуляторные гильотины»: международный опыт устранения препятствий для бизнеса и инвестирования» / О.В. Александров // Торговая политика. Trade policy. – 2019. – № 1/17. – С. 107-118.
  2. Кармолицкий А.А. К вопросу об административном надзоре в сфере исполнительной власти / А.А. Кармолицкий // Законодательство. – 2014. – № 1. – С. 48-58.
  3. Майоров В.И. Модернизация системы контроля и надзора: новая регуляторная политика / В.И. Майоров // Административное право и процесс. – 2019. – № 11. – С. 34-36.
  4. Синдеева И.Ю. Ответственность органов исполнительной власти при осуществлении государственного контроля / И.Ю. Синдеева // Государственная служба. – 2014. – № 5. – С. 6-11.
  5. Щербатова С. Коснется ли «регуляторная гильотина» саморегулируемых организаций, выдающих компаниям допуски к производству работ в области строительства? / С. Щербатова // Жилищное право. – 2019. – № 6. – С. 5-16.
Список литературы