Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Понятие «информационной безопасности личности»: анализ российского законодательс...

Понятие «информационной безопасности личности»: анализ российского законодательства

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

информационная безопасность личности
Российская Федерация
распространение информации
состояние защищенности
информационная безопасность

Аннотация статьи

Информационная безопасность личности относится к одному из актуальных аспектов современного информационного права. В статье проанализированы нормативно-правовые акты, теоретические подходы к понятию «информационная безопасность личности» в сравнении с особенностями «информационные права несовершеннолетних».

Текст статьи

В условиях информационного общества расширяются возможности личности в сфере получения, обмена, распространения информации. Однако приходится сталкиваться и с негативными последствиями цифровизации во всех сферах жизнедеятельности в виде информационных угроз. Информационная безопасность личности гарантируется государством и законом, и заключается в создании условий реализации и защиты прав и свобод личности в информационной сфере.

В Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) закреплены гарантии свободы мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1, ч. 1, ч. 4, ст. 29]; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [1, ч. 2, ст. 23]; сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни лица без его согласия не допускается [1, ч. 1, ст. 24]; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями [1, ст. 42].

На международном уровне информационные права отражены во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. [2], Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. развивает положения, закрепляющие информационные права и свободы [3].

В Федеральном законе от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная безопасность Российской Федерации (далее – информационная безопасность) определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства [4].

С.В. Баринов сопоставив различные подходы к понятию «информационная безопасность личности», определяет данное понятие «как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, нравственному развитию личности» [5, с. 102].

В Конституции РФ закреплены следующие информационные права: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1, ч. 4 ст. 29]; запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни без его согласия [1, ч. 1 ст. 24]; предоставление каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, которую должны обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, если иное не предусмотрено законом [1, ч. 2 ст. 24]; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды [1, ст. 42].

Ближайшим по значению к информационной безопасности личности определением, закрепленным в законодательстве, следует считать понятие «информационная безопасность детей», которое содержит Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [6]. Согласно нормам Семейного кодекса РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) [7, ч. 1 ст. 54]. Возрастной критерий для человека является относительной величиной для установления полной дееспособности, что подтверждает, например, институт эмансипации несовершеннолетних. Соответственно, нормы, устанавливаемые в данном федеральном законе, должны являться основой для правотворчества при регулировании отношений, обеспечивающих информационную безопасность личности.

К.Д. Рыдченко предлагает «информационно психологическую безопасность несовершеннолетних как основанное на особом правовом статусе и уровне психофизиологического развития состояние защищенности индивидуальной психики несовершеннолетнего и группового сознания детей от осуществляемого при обороте вредоносной информации негативного психологического воздействия, а также степень реализации государственной политики в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [8]. Согласно ст. 2 ФЗ № 436-ФЗ информационная безопасность детей представляет собой состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Так, законодатель также признает безопасностью не максимальное снижение риска, а его отсутствие.

Анализ других статьей Конституции РФ и других федеральных законов позволяет выделить следующие права и интересы субъектов информационных отношений: право на пользование результатами информатизации; свобода мысли и слова; свобода массовой информации; свобода выражения мнений и убеждений; право на защиту охраняемой информации; право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь; право на защиту персональных данных; право интеллектуальной собственности; право на защиту от деструктивного информационного воздействия на сознание; право на информационное участие граждан в государственном правлении; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений; право на сохранение и развитие духовных и нравственных ценностей; право на деятельность институтов гражданского общества и возможность свободного распространения в обществе информации о данной деятельности; права на доступ к объектам информационной инфраструктуры; право на получение актуальной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, демографической и социальной обстановке, социальных, экономических и политических процессах; право на защиту от пропаганды насильственного изменения конституционного строя, войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды или розни; право на защиту от информации, пропагандирующей насилие, антиобщественное поведение и оскорбляющей моральные и культурные устои общества; право на защиту граждан от информационных воздействий, угрожающих их жизни и здоровью, а также нарушающих и ограничивающих их права и свободы [9].

Таким образом, принимая понятие в широком смысле как состояние правовой защищенности, отметим требование законодателя в особой защите прав несовершеннолетних в информационной сфере. И все же понятие информационная безопасность личности нуждается в дальнейшей теоретической разработке и дальнейшем законодательном закреплении.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) / Российская Федерация. Конституция (1993). – Москова: АСТ: Астрель, 2023. – 63 с. – Текст : электронный. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/f703218d9357338507052de484404828b3da468e/
  2. Всеобщая декларация прав человека : утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. – Москва : ТОО «Иван», 1993. – 28 с. – Текст : непосредственный.
  3. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. – Текст : непосредственный.
  4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ (последняя редакция) 27 июля 2006 года № 149-ФЗ – Электронный ресурс – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
  5. Баринов С.В. О правовом определении понятия «информационная безопасность личности» // Актуальные проблемы российского права. 2016. – № 4(65), апрель. – С. 102. – Текст : электронный – https://cyberleninka.ru/article/n/o-pravovom-opredelenii-ponyatiya-informatsionnaya-bezopasnost-lichnosti
  6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ (последняя редакция) – Электронный ресурс – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/
  7. Российская Федерация. Законы. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022) – Электронный ресурс – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
  8. Рыдченко К.Д. Понятие информационно психологической безопасности несовершеннолетних в отечественной правовой системе. // Вестник Воронежского института МВД России. – 2017. – №1. – С. 7-14. – Текст : электронный – https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-informatsionno-psihologicheskoy-bezopasnosti-nesovershennoletnih-v-otechestvennoy-pravovoy-sisteme/viewer
  9. Бачило И.Л., Вус М.А., Кучерявый М.М., Макаров О.С. К вопросу о концептуальных направлениях организационно-правового обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ // Информатизация и связь. – М., 2012. – № 4. С. 8.

Поделиться

2283

Ооржак Э. В. Понятие «информационной безопасности личности»: анализ российского законодательства // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 92-94. URL: https://apni.ru/article/5534-ponyatie-informatsionnoj-bezopasnosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря