В условиях информационного общества расширяются возможности личности в сфере получения, обмена, распространения информации. Однако приходится сталкиваться и с негативными последствиями цифровизации во всех сферах жизнедеятельности в виде информационных угроз. Информационная безопасность личности гарантируется государством и законом, и заключается в создании условий реализации и защиты прав и свобод личности в информационной сфере.
В Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) закреплены гарантии свободы мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1, ч. 1, ч. 4, ст. 29]; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [1, ч. 2, ст. 23]; сбор, хранение, использование и распространение информации о личной жизни лица без его согласия не допускается [1, ч. 1, ст. 24]; право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями [1, ст. 42].
На международном уровне информационные права отражены во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. [2], Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. развивает положения, закрепляющие информационные права и свободы [3].
В Федеральном законе от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационная безопасность Российской Федерации (далее – информационная безопасность) определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства [4].
С.В. Баринов сопоставив различные подходы к понятию «информационная безопасность личности», определяет данное понятие «как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда здоровью и (или) физическому, психическому, нравственному развитию личности» [5, с. 102].
В Конституции РФ закреплены следующие информационные права: право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1, ч. 4 ст. 29]; запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни без его согласия [1, ч. 1 ст. 24]; предоставление каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, которую должны обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, если иное не предусмотрено законом [1, ч. 2 ст. 24]; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды [1, ст. 42].
Ближайшим по значению к информационной безопасности личности определением, закрепленным в законодательстве, следует считать понятие «информационная безопасность детей», которое содержит Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [6]. Согласно нормам Семейного кодекса РФ, ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) [7, ч. 1 ст. 54]. Возрастной критерий для человека является относительной величиной для установления полной дееспособности, что подтверждает, например, институт эмансипации несовершеннолетних. Соответственно, нормы, устанавливаемые в данном федеральном законе, должны являться основой для правотворчества при регулировании отношений, обеспечивающих информационную безопасность личности.
К.Д. Рыдченко предлагает «информационно психологическую безопасность несовершеннолетних как основанное на особом правовом статусе и уровне психофизиологического развития состояние защищенности индивидуальной психики несовершеннолетнего и группового сознания детей от осуществляемого при обороте вредоносной информации негативного психологического воздействия, а также степень реализации государственной политики в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [8]. Согласно ст. 2 ФЗ № 436-ФЗ информационная безопасность детей представляет собой состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Так, законодатель также признает безопасностью не максимальное снижение риска, а его отсутствие.
Анализ других статьей Конституции РФ и других федеральных законов позволяет выделить следующие права и интересы субъектов информационных отношений: право на пользование результатами информатизации; свобода мысли и слова; свобода массовой информации; свобода выражения мнений и убеждений; право на защиту охраняемой информации; право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь; право на защиту персональных данных; право интеллектуальной собственности; право на защиту от деструктивного информационного воздействия на сознание; право на информационное участие граждан в государственном правлении; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений; право на сохранение и развитие духовных и нравственных ценностей; право на деятельность институтов гражданского общества и возможность свободного распространения в обществе информации о данной деятельности; права на доступ к объектам информационной инфраструктуры; право на получение актуальной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, демографической и социальной обстановке, социальных, экономических и политических процессах; право на защиту от пропаганды насильственного изменения конституционного строя, войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды или розни; право на защиту от информации, пропагандирующей насилие, антиобщественное поведение и оскорбляющей моральные и культурные устои общества; право на защиту граждан от информационных воздействий, угрожающих их жизни и здоровью, а также нарушающих и ограничивающих их права и свободы [9].
Таким образом, принимая понятие в широком смысле как состояние правовой защищенности, отметим требование законодателя в особой защите прав несовершеннолетних в информационной сфере. И все же понятие информационная безопасность личности нуждается в дальнейшей теоретической разработке и дальнейшем законодательном закреплении.