Главная
Конференции
IX МНПК «Современные тенденции развития науки и технологий»
Социализация иностранных учащихся в Волгоградском государственном техническом ун...

Социализация иностранных учащихся в Волгоградском государственном техническом университете. К вопросу о коммуникативном аспекте в обучении русскому языку как иностранному

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

социализация
социум
культура
русский язык как иностранный
коммуникативный аспект

Аннотация статьи

В статье рассматривается процесс социализации иностранных граждан, проходящих обучение в российских вузах, в частности, в Волгоградском государственном техническом университете, где создаются благоприятные условия для вхождения иностранного студента в новые для него социум и культуру. Процесс социализации рассматривается в тесной связи с процессом изучения русского языка как иностранного. В статье говорится о роли коммуникативного аспекта изучения русского языка в успешном овладении умениями и навыками общения, улучшающими процесс социализации.

Текст статьи

Обучение иностранного студента в российском вузе прежде всего включает в себя овладение русским языком, языком будущей специальности. Но процесс обучения неразрывно связан с процессами адаптации и социализации студентов, их вхождения в новый социум, новую культуру. Поэтому мы считаем, что при обучении языку важно уделять внимание тем языковым ресурсам, овладение которыми поможет студентам успешно пройти процесс социализации.

Социализация иностранных студентов – процесс сложный и длительный. Залогом его эффективности является планомерное и разностороннее воздействие на личность, создание соответствующей среды для реализации индивидуального потенциала, поэтапной адаптации студента к жизни в новом обществе.

Факультет подготовки иностранных специалистов Волгоградского государственного технического университета уделяет социализации иностранных студентов первостепенное внимание. Имея более чем пятидесятилетний опыт работы по языковой и профессиональной подготовке граждан зарубежных стран, наш факультет прекрасно осознаёт важность успешного прохождения процесса адаптации иностранного студента, включения его в общественную и культурную жизнь социума.

Факультет подготовки иностранных специалистов предлагает своим учащимся целый ряд культурных и образовательных программ, дающих возможность проявить себя, развить и закрепить полученные в процессе обучения умения и навыки общения на новом языке, показать свой языковой и личностный «багаж», больше узнать о традициях, истории России, о социальных нормах российского общества. В свой первый год в Волгограде наши студенты обязательно ездят на экскурсии по городу, посещают музеи, театры, библиотеки, концертные залы. Ежегодно на главной сцене университета проводятся концерты «Давайте познакомимся!», «Новогодний фейерверк», торжественное вручение дипломов выпускникам подфака. На факультете работает Клуб русского языка, традиционными мероприятиями которого стали конкурсы Мисс и Мистер ВолгГТУ (среди иностранных студентов, изучающих русский язык не более года). Также под эгидой Клуба проводятся вечера национальных культур, на которых студенты одной диаспоры на русском языке рассказывают о своей стране, поют песни, инсценируют сказки, представляют блюда национальной кухни.

Регулярно проводятся встречи, круглые столы с участием российских и иностранных студентов, интернациональные фестивали, выезды на турбазы, в спортивный лагерь ВолгГТУ, футбольные чемпионаты.

Иностранные учащиеся представляют свой факультет в программах студенческого клуба ВолгГТУ, например, в конкурсе талантов первокурсников, в смотре творческих коллективов университета, в концерте «Гордость Политеха». С их участием проводится довольно много мероприятий и развлекательного, молодёжного плана: новогодний бал ВолгГТУ, почта «валентинок» и т.д.

Иностранные студенты Технического университета принимают участие в общегородских мероприятиях, таких, как празднование дня рождения Волгограда, новогодний парад Деда Мороза и Снегурочки, масленичные гуляния, день Победы.

Выпускается газета ФПИС «За горизонтом». На подготовительном факультете проводится Олимпиада по русскому языку, включающая в себя 3 тура: письменная творческая работа, конкурс чтецов и ролевые игры. В мае каждого года Технический университет собирает вузы города на трёхдневный Фестиваль русской речи, в рамках которого проходят как языковые конкурсы, так и выставки, концерты.

Конечно, успешной реализации перечисленных выше культурных и образовательных программ предшествует длительная и кропотливая работа, прежде всего с языком, помогающая студентам не только овладеть некоторыми языковыми моделями и научиться оперировать соответствующими этикетными фразами. Задача преподавателя на определенном этапе обучения помочь студенту научиться воспринимать неподготовленную речь, зачастую содержащую незнакомую лексику, ориентироваться в массиве этой речи, вычленять основной смысл и уметь адекватно ответить, правильно выразив свои мысли и идеи.

Поэтому нельзя переоценить важность такого вида работы с обучаемыми, как аудирование. И здесь помогает не только такой традиционный вид работы, как обучение студента конспектированию лекции, но и другие виды, например, ролевые игры. Они помогают обучаемым строить диалог на заданную тему, понимать общий смысл устной речи, быстро реагировать, отвечая на вопросы или подавая ответные реплики, и уметь облечь свою речь в грамматически правильную форму. Кроме всего прочего следует заметить, что ролевые игры вызывают у студентов живой интерес, что повышает учебную мотивацию.

Следует заметить, что предлагаемые студентам программы не ограничиваются рамками одного вуза или города.

Ежегодно иностранные студенты ФПИС участвуют как в городских, так и во всероссийских фестивалях соответствующего профиля. Только в 2015 году представители Технического университета побывали в Астрахани, Орле, Ставрополе, Элисте.

Скажем несколько слов и о землячествах.

Землячества студентов, существовавшие в Волгограде давно, в последние годы начали преобразовываться в национальные студенческие ассоциации. Самыми крупными и активно работающими объединениями являются Ассоциация арабских студентов Волгограда, Ассоциации вьетнамских и нигерийских студентов. Перечислим некоторые направления деятельности названных ассоциаций:

  • помощь вновь прибывшим студентам в адаптации к жизни в российском обществе, решение учебных, финансовых, юридических проблем, возникающих у обучаемых на подготовительном факультете, первом курсе;
  • помощь в решении различных проблем и вопросов, возможных конфликтов в диаспорах;
  • совместное празднование памятных дат, национальных дней, традиционных праздников;
  • поощрение лучших в учёбе, творчестве, спорте студентов;
  • организация экскурсий в другие города России;
  • знакомство волгоградцев с культурными особенностями своей страны;
  • координация деятельности с российскими молодёжными общественными организациями, участие в городских и областных культурных программах.

Отраден тот факт, что многие иностранные студенты Технического университета не просто хорошо адаптируются к жизни в российском социуме, находят своё место в нём, но и добиваются определённых, прежде всего творческих, успехов, становятся заметными и известными в студенческой среде, в Волгограде. Приведём несколько примеров последних лет. Студент из Нигерии Акинола Акиндамола выиграл конкурс молодых исполнителей эстрадной песни имени Александры Пахмутовой и получил награду из рук самого композитора; нигерийка Джейн Эгбе представляла команду Волгограда в танцевальном шоу «Большие танцы». Лоренс Дарко из Ганы – популярный ди-джей K-Sly, работает в клубах не только Волгограда, но и Москвы, Будапешта; Мигел Лумбела (Мозамбик) открыл свою танцевальную студию по обучению кизомбе.

Конечная цель работы по социализации в нашем университете – создание такой атмосферы, среды, чтобы иностранный студент получал образование в России с удовольствием, не чувствовал себя чужим, мог открыть для себя нашу интересную страну, полюбить её, запомнить только с хорошей стороны. Русский язык в этом случае становится не только языком специальности и средством межнационального общения, но и необходимым инструментом процесса успешной социализации иностранных студентов.

Поделиться

862

Воробьёва Г. В., Хрипунова Е. В. Социализация иностранных учащихся в Волгоградском государственном техническом университете. К вопросу о коммуникативном аспекте в обучении русскому языку как иностранному // IX МНПК «Современные тенденции развития науки и технологий» : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 декабря 2015г. :в 8-и ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2015. Часть IV.С. 41-44. URL: https://apni.ru/article/5540-sotsializatsiya-inostrannikh-uchashchikhsya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января