Прежде чем перейти к изучению понятия «изобразительные источники» необходимо дать определения термину «исторический источник». Российский историк В.О. Ключевский дает такое определения этого понятия: «Исторические источники – это письменные и вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ» [1].
Историк С.О. Шмидт в 1985г. предложил классификацию исторических источников по типам и подтипам.
1. Вещественные источники во всем их многообразии.
2. Изобразительные источники:
- художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
- изобразительно-графические;
- изобразительно-натуральные (фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники:
- разговорная речь;
- памятники устного творчества (фольклор);
- письменные памятники.
4. Конвенционные источники (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
5. Поведенческие источники.
6. Звуковые или аудиальные источники [3].
Итак, изучив понятие и классификации исторических источников, мы приступаем к непосредственному изучению одной из группы исторических источников.
Изобразительные источники – это тип музейных предметов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах [6]. Изобразительные источники делятся на:
- условно-изобразительные (карты, диаграммы и др.) источники, которые содержат информацию, переданную при помощи графических изображений);
- техническо-изобразительные (кино- и фотодокументы);
- собственно изобразительные (иконы, фрески, картины, графика, изображения на произведениях декоративно-прикладного искусства и др.).
Изобразительные источники имеют ряд особенностей, которые отличают их от других исторических источников:
- Они часто несут дополнительную культурно-историческую информацию;
- Информация в изобразительных источниках закодирована с помощью знаков и символов и нуждается в дешифровке;
- Изобразительные источники позволяют буквально взглянуть на исторические события;
- Большая часть изобразительных источников отображают исторические события в тот момент, когда они происходят. Но это не значит, что вся информация автоматически является достоверной. Мы видим события через восприятие художника, а художник – это лицо со своим мировоззрением, взглядами. Он принадлежит определенному сословию. Поэтому информация, которую мы получаем из изобразительных источников, достаточно субъективна.
С изобразительными источниками тесно связан такой термин как визуальная антропология. Визуальная антропология – это часть социальной антропологии, связанная с изучением и производством этнографической фотографии, кино и, начиная с 1990-х годов, новых СМИ [2]. Эта наука изучает бытовые, исторические, природные и другие стороны культуры.
Под визуальной антропологией исследователи понимают трехчастную модель:
- визуальная антропология как исследование нелингвистических форм человеческого общения;
- изучение визуальных продуктов человеческой культуры;
- использование визуальных посредников для презентации данных и исследование находок [4, с. 246].
Перед визуальной антропологией стоит задача – изучение различных аспектов малоизвестных культур, выявление закономерностей их существования и быта.
Область изучения визуальной антропологии включает в себя три раздела:
- Изучение визуальных проявлений культуры (произведения науки и искусства).
- Изучение изобразительных аспектов культуры от наскальной живописи до фото, аудио и видеоисточников.
- Использование изобразительных средств для сообщения антропологических знаний [1].
Визуальная антропология как наука появилась в 1960-1970-е гг. По мнению польского социолога П. Штомпки, визуальные средства массовой информации все больше доминируют над текстовыми и устными [2]. В становление и развитие визуальной антропологии как науки внесли вклад многие люди.
- Маргарет Мид – американский антрополог, представительница этнопсихологической школы. Проводила свои исследования среди народов Океании. Ее интересовало подростковое и сексуальное поведение среди примитивных племен. Маргарет Мид широко использовала фото и киносъемку для запечатления значимых деталей поведения.
- Джей Руби – профессор антрпологии. Исследовал коммуникацию в округе Джуниата, Пенсильвания, Ок-Парке, Иллинойс.
- Роберт Флаэрти – американский кинорежиссер, основоположник и классик мирового документального кино.
С начала 1990-х годов интерес к визуальной антропологии появился и в России, где проводились фестивали визуальной антропологии такие как Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник», Российский фестиваль антропологических фильмов (Екатеринбург), Московский международный фестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино». Изучение теории и методологии визуальной антропологии ведутся в Центре визуальной антропологии (ЦВА) МГУ имени М. В. Ломоносова в Этнографическом бюро, в Учебно-научном центре визуальной антропологии и эгоистории (ЦАВЭ) РГГУ.
Таким образом, изобразительные исторические источники на сегодняшний день представляют огромный интерес для ученых самого разного профиля. Миниатюры, которые являются объектом нашего исследования, напоминают окна в жизнь средневекового человека на Руси. На них мы можем увидеть многие стороны жизни людей: во что они одевались, во что верили, как обеспечивали себя всем необходимым. Этот источник может стать хорошей опорой для археологии, заполнив пробелы, которые есть в этой науке, потому что, к сожалению, не все сохраняется в земле на протяжении столетий.