Автор(-ы):
Дрожжин Роман Александрович
1 февраля 2023
Секция
Исторические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье дается определение понятию визуальные и изобразительные источники. Выясняются классификации источников, задачи, которые они решают. Рассказывается о зарождении и развитии такой науки как визуальной антропологии.
Текст статьи
Прежде чем перейти к изучению понятия «изобразительные источники» необходимо дать определения термину «исторический источник». Российский историк В.О. Ключевский дает такое определения этого понятия: «Исторические источники – это письменные и вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ» [1].
Историк С.О. Шмидт в 1985г. предложил классификацию исторических источников по типам и подтипам.
1. Вещественные источники во всем их многообразии.
2. Изобразительные источники:
3. Словесные источники:
4. Конвенционные источники (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
5. Поведенческие источники.
6. Звуковые или аудиальные источники [3].
Итак, изучив понятие и классификации исторических источников, мы приступаем к непосредственному изучению одной из группы исторических источников.
Изобразительные источники – это тип музейных предметов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах [6]. Изобразительные источники делятся на:
Изобразительные источники имеют ряд особенностей, которые отличают их от других исторических источников:
С изобразительными источниками тесно связан такой термин как визуальная антропология. Визуальная антропология – это часть социальной антропологии, связанная с изучением и производством этнографической фотографии, кино и, начиная с 1990-х годов, новых СМИ [2]. Эта наука изучает бытовые, исторические, природные и другие стороны культуры.
Под визуальной антропологией исследователи понимают трехчастную модель:
Перед визуальной антропологией стоит задача – изучение различных аспектов малоизвестных культур, выявление закономерностей их существования и быта.
Область изучения визуальной антропологии включает в себя три раздела:
Визуальная антропология как наука появилась в 1960-1970-е гг. По мнению польского социолога П. Штомпки, визуальные средства массовой информации все больше доминируют над текстовыми и устными [2]. В становление и развитие визуальной антропологии как науки внесли вклад многие люди.
С начала 1990-х годов интерес к визуальной антропологии появился и в России, где проводились фестивали визуальной антропологии такие как Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник», Российский фестиваль антропологических фильмов (Екатеринбург), Московский международный фестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино». Изучение теории и методологии визуальной антропологии ведутся в Центре визуальной антропологии (ЦВА) МГУ имени М. В. Ломоносова в Этнографическом бюро, в Учебно-научном центре визуальной антропологии и эгоистории (ЦАВЭ) РГГУ.
Таким образом, изобразительные исторические источники на сегодняшний день представляют огромный интерес для ученых самого разного профиля. Миниатюры, которые являются объектом нашего исследования, напоминают окна в жизнь средневекового человека на Руси. На них мы можем увидеть многие стороны жизни людей: во что они одевались, во что верили, как обеспечивали себя всем необходимым. Этот источник может стать хорошей опорой для археологии, заполнив пробелы, которые есть в этой науке, потому что, к сожалению, не все сохраняется в земле на протяжении столетий.
Список литературы
Поделиться
Дрожжин Р. А. Изобразительные источники и визуальная антропология // Современная парадигма социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 21-23. URL: https://apni.ru/article/5542-izobrazitelnie-istochniki-i-vizualnaya-antrop