Изобразительные источники и визуальная антропология

В данной статье дается определение понятию визуальные и изобразительные источники. Выясняются классификации источников, задачи, которые они решают. Рассказывается о зарождении и развитии такой науки как визуальной антропологии.

Аннотация статьи
исторические источники
изобразительные источники
визуальная антропология
Ключевые слова

Прежде чем перейти к изучению понятия «изобразительные источники» необходимо дать определения термину «исторический источник». Российский историк В.О. Ключевский дает такое определения этого понятия: «Исторические источники – это письменные и вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ» [1].

Историк С.О. Шмидт в 1985г. предложил классификацию исторических источников по типам и подтипам.

1. Вещественные источники во всем их многообразии.

2. Изобразительные источники:

  • художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
  • изобразительно-графические;
  • изобразительно-натуральные (фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники:

  • разговорная речь;
  • памятники устного творчества (фольклор);
  • письменные памятники.

4. Конвенционные источники (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

5. Поведенческие источники.

6. Звуковые или аудиальные источники [3].

Итак, изучив понятие и классификации исторических источников, мы приступаем к непосредственному изучению одной из группы исторических источников.

Изобразительные источники – это тип музейных предметов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах [6]. Изобразительные источники делятся на:

  • условно-изобразительные (карты, диаграммы и др.) источники, которые содержат информацию, переданную при помощи графических изображений);
  • техническо-изобразительные (кино- и фотодокументы);
  • собственно изобразительные (иконы, фрески, картины, графика, изображения на произведениях декоративно-прикладного искусства и др.).

Изобразительные источники имеют ряд особенностей, которые отличают их от других исторических источников:

  • Они часто несут дополнительную культурно-историческую информацию;
  • Информация в изобразительных источниках закодирована с помощью знаков и символов и нуждается в дешифровке;
  • Изобразительные источники позволяют буквально взглянуть на исторические события;
  • Большая часть изобразительных источников отображают исторические события в тот момент, когда они происходят. Но это не значит, что вся информация автоматически является достоверной. Мы видим события через восприятие художника, а художник – это лицо со своим мировоззрением, взглядами. Он принадлежит определенному сословию. Поэтому информация, которую мы получаем из изобразительных источников, достаточно субъективна.

С изобразительными источниками тесно связан такой термин как визуальная антропология. Визуальная антропология – это часть социальной антропологии, связанная с изучением и производством этнографической фотографии, кино и, начиная с 1990-х годов, новых СМИ [2]. Эта наука изучает бытовые, исторические, природные и другие стороны культуры.

Под визуальной антропологией исследователи понимают трехчастную модель:

  • визуальная антропология как исследование нелингвистических форм человеческого общения;
  • изучение визуальных продуктов человеческой культуры;
  • использование визуальных посредников для презентации данных и исследование находок [4, с. 246].

Перед визуальной антропологией стоит задача – изучение различных аспектов малоизвестных культур, выявление закономерностей их существования и быта.

Область изучения визуальной антропологии включает в себя три раздела:

  1. Изучение визуальных проявлений культуры (произведения науки и искусства).
  2. Изучение изобразительных аспектов культуры от наскальной живописи до фото, аудио и видеоисточников.
  3. Использование изобразительных средств для сообщения антропологических знаний [1].

Визуальная антропология как наука появилась в 1960-1970-е гг. По мнению польского социолога П. Штомпки, визуальные средства массовой информации все больше доминируют над текстовыми и устными [2]. В становление и развитие визуальной антропологии как науки внесли вклад многие люди.

  1. Маргарет Мид – американский антрополог, представительница этнопсихологической школы. Проводила свои исследования среди народов Океании. Ее интересовало подростковое и сексуальное поведение среди примитивных племен. Маргарет Мид широко использовала фото и киносъемку для запечатления значимых деталей поведения.
  2. Джей Руби – профессор антрпологии. Исследовал коммуникацию в округе Джуниата, Пенсильвания, Ок-Парке, Иллинойс.
  3. Роберт Флаэрти – американский кинорежиссер, основоположник и классик мирового документального кино.

С начала 1990-х годов интерес к визуальной антропологии появился и в России, где проводились фестивали визуальной антропологии такие как Московский международный фестиваль визуальной антропологии «Камера-посредник», Российский фестиваль антропологических фильмов (Екатеринбург), Московский международный фестиваль аудиовизуальной антропологии «Дни этнографического кино». Изучение теории и методологии визуальной антропологии ведутся в Центре визуальной антропологии (ЦВА) МГУ имени М. В. Ломоносова в Этнографическом бюро, в Учебно-научном центре визуальной антропологии и эгоистории (ЦАВЭ) РГГУ.

Таким образом, изобразительные исторические источники на сегодняшний день представляют огромный интерес для ученых самого разного профиля. Миниатюры, которые являются объектом нашего исследования, напоминают окна в жизнь средневекового человека на Руси. На них мы можем увидеть многие стороны жизни людей: во что они одевались, во что верили, как обеспечивали себя всем необходимым. Этот источник может стать хорошей опорой для археологии, заполнив пробелы, которые есть в этой науке, потому что, к сожалению, не все сохраняется в земле на протяжении столетий.

Текст статьи
  1. Визуальная антропология. [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Визуальная_антропология#cite_note-9 (дата обращения: 03.12.2022).
  2. Визуальная антропология: становление и развитие // Научные статьи Казахстана. [Электронный ресурс]: https://articlekz.com/article/18192 (дата обращения: 03.12.2022).
  3. Классификация источников. [Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/11_158537_klassifikatsiya-istochnikov.html (дата обращения: 04.12.2022).
  4. Круткин В.Л., Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р., Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. – Саратов: Научная книга, 2007. – 528 с.
  5. Понятие «исторический источник» // Пантеон. [Электронный ресурс]: https://pantheon.today/Litvinova/ponyatie-istoricheskij-istochnik (дата обращения: 01.12.2022).
  6. Сарыбеков М., Сыдыкназаров М. Словарь науки. Общенаучные термины и определения // Национальная энциклопедическая служба. [Электронный ресурс]: https://terme.ru/termin/izobrazitelnye-istochniki.html (дата обращения: 04.02.2022).
Список литературы