Ориентация студентов вуза на толерантное общение

В работе предпринята попытка поиска новых способов и методов толерантного общения студентов вуза.

Аннотация статьи
эмпатия
устная речь
толерантное поведение
терпимость
сопереживание
толерантность
профессиональная культура
Ключевые слова

Толерантность является одним из значимых показателей профессиональной культуры будущего преподавателя. В устной речи толерантное поведение выражается в следовании этическим нормам и проявлении таких качеств как терпимость, эмпатия, доброжелательность, чуткость, доверие, тактичность, сочувствие, сопереживание и др.

Этика толерантности предполагает стремление достичь взаимопонимания между партнерами по деловой переписке, принадлежащими к разным, по отношению к своей, культурам, и согласования различных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами диалога, убеждения, разъяснения.

В начале вузовского обучения толерантные характеристики поведения будущих преподавателей «дискретны» – размыты, не связаны между собой, тогда как для устойчивого толерантного поведения необходимо формирование всех признаков толерантности в их интегративном единстве. В этом случае студент сможет демонстрировать в своем поведении принятие культурных различий и осуществлять бесконфликтное устное деловое общение.

Формирование установок на толерантное общение требует изменения мировоззрения обучаемых и отказа от ряда существующих стереотипов. С этой целью используются активные методы обучения, уже доказавшие свою эффективность и нашедшие признание в педагогике: дискуссия, моделирование, ролевые игры, диалог, рефлективные методы и др.

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь, толерантность предполагает взаимосвязь и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность – важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позиции и ценностям других людей.

Суть понятия «толерантность» отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех и каждого и состоит в уважении прав другого (в том числе, и права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для себя самого.

Этические нормы толерантного коммуникативного образования определяются психологическим ресурсом будущего специалиста быть терпимым. Этот личный ресурс различен и определяется характерологическим портретом обучаемого, его психофизическими свойствами, условиями воспитания, уровнем интеллектуального развития и т.д.

Подготовка обучаемых к деловой коммуникации должна включать уважительное отношение к культуре, обычаям, традициям делового партнера. Другими словами, основа деловой коммуникации – это толерантность, которая в психологии трактуется как способность индивида без возражений и противодействий воспринять отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, поведение, особенности других индивидов.

Толерантность – ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразным мировым культурам и цивилизациям, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися внешностью, языком, убеждениями, обычаями и верованиями.

Суть понятия «толерантность» отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех и каждого и состоит в уважении прав другого (в том числе, и права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для себя самого.

Каждая личность как носитель определенного менталитета, как человек, мышление которого, по мнению Л.В. Щербы, «отлито в форму родного языка», взаимодействует с другими людьми согласно нормам и традициям, присущим народу, представителем которого он является. Трудности, вызванные этносоциокультурными различиями, разрешимы, если специфика общения отрефлексирована партнерами, а также при наличии контроля над общением, которое регламентируется рамками конвенциональных отношений.

Толерантность является одним из значимых показателей учебно-речевой деятельности будущего учителя и выражается в следовании этическим нормам и проявлении таких качеств, как терпимость, эмпатия, доброжелательность, чуткость, доверие, тактичность, сочувствие, сопереживание и др.

Этика толерантности предполагает стремление достичь взаимопонимания между партнерами по коммуникации, принадлежащими к разным к культурам, и согласования различных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами диалога, убеждения, разъяснения. Этические нормы толерантного коммуникативного образования определяются психологическим ресурсом будущего специалиста быть терпимым. Этот личный ресурс различен и определяется характерологическим портретом обучаемого, его психофизическими свойствами, условиями воспитания, уровнем интеллектуального развития и т.д.

В контексте учебно-речевой деятельности будущего учителя толерантность означает уважение многообразия иных культур, правил речеповедения, самовыражения, образа мысли и поступочных действий. И.Л. Плужник, соотнеся признаки толерантного поведения с языковыми средствами их выражения в языке, выявила следующее:

  • гибкость проявляется в умении использовать вариативные коммуникативные стратегии и тактики и соответствующие им речевые средства, корректировать свое поведение с учетом разноплановых ситуативных факторов;
  • эмпатийное поведение воплощается в «поддерживающей коммуникации» – выборе одобряющих фраз, переспросов, обращениям к эмоциям, чувствам партнера, использовании лексики с позитивной семантикой;
  • некатегоричность суждений при выражении мнения заключается в способности вместо словесной оценки самих фактов, явлений, людей, характеризовать их действия. Данный признак реализуется в использовании в речи косвенных способов выражения мысли, а также в позитивной модальности высказываний [70].

В период получения высшего профессионального образования толерантные характеристики поведения будущих специалистов «дискретны», размыты, не связаны друг с другом, тогда как для устойчивого толерантного поведения необходимо формирование всех признаков толерантности в их интегративном единстве. В этом случае студент сможет демонстрировать в своем поведении принятие культурных различий и осуществлять бесконфликтное деловое общение.

Ориентация на толерантное деловое общение требует изменения мировоззрения обучаемых и отказа от ряда существующих стереотипов. Основой делового взаимодействия становится диалог между партнерами по деловому общению, при этом диалогичность рассматривается как норма культурного развертывания мыслительного процесса.

Следует заметить, что во всех случаях для мысли должна быть предоставлена открытость и возможность свободного и ответственного выбора. Необходимость ориентации студентов вузов на толерантное поведение обусловлена тем, что обе стороны в деловом общении стремятся к достижению взаимопонимания, т.е. выражают желание, стремление, готовность понять, бесконфликтно, толерантно принять иную точку зрения.

В этом случае легко будут прощены или не замечены и языковые, и социокультурные ошибки. Напротив, интолерантное поведение одной или обеих сторон коммуникации может привести к возникновению барьеров во взаимопонимании и, следовательно, либо снизить эффективность общения, либо служить причиной полного разрыва отношений. Следовательно, основой делового общения будущих специалистов должно стать толерантное стремление к взаимопониманию.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

  • толерантность представляет собой готовность студента к пониманию, уважению и сотрудничеству с партнерами, принадлежащими к другим культурам и отличающимися внешностью, языком, убеждениями, обычаями и верованиями;
  • необходимость ориентации будущего специалиста на толерантное деловое общение в процессе профессиональной подготовки обусловлена тем, что толерантность является социальной нормой современного общества, политическим и правовым требованием к членам общества, значимым показателем профессиональной культуры специалиста любого профиля.
Текст статьи
  1. Громова Т. В. Стратегии коммуникативного партнерства в обучении аудированию студентов как фактор повышения их профессиональной компетенции [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Громова. – Самара, 2003.
  2. Зимняя И. А. Психологический анализ перевода как вида речевой деятельности [Текст] // Вопросы теории перевода: сб. науч. тр. / И. А. Зимняя; под ред. А. Д. Швейцера. – М.: Изд-во МГПИ им. М. Тореза, 1978. – Вып. 127.
  3. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки [Текст]: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень, 2003.
  4. Смирнова М. В. Педагогические условия развития культуры иноязычного делового общения у буд. учителей [Текст] / М. В. Смирнова. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007.
  5. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]: Сборник работ / Ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич. – Ленинград: Наука, 1974.
Список литературы