Педагоги, обучающие студентов педагогических вузов, должны обладать определёнными профессионально-личностными умениями и способностями, чтобы грамотно решать образовательные задачи в постоянно меняющейся системе образования.
Анализ научной психолого-педагогической литературы позволяют выделить следующий комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективное развитие учебно-речевой деятельности будущего учителя:
1. Ориентация студентов вуза на толерантное общение.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь, толерантность предполагает взаимосвязь и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность – важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позиции и ценностям других людей.
Этические нормы толерантного коммуникативного образования определяются психологическим ресурсом будущего специалиста быть терпимым. Этот личный ресурс различен и определяется характерологическим портретом обучаемого, его психофизическими свойствами, условиями воспитания, уровнем интеллектуального развития.
Толерантность является одним из значимых показателей профессиональной культуры будущего преподавателя. В устной речи толерантное поведение выражается в следовании этическим нормам и проявлении таких качеств как терпимость, эмпатия, доброжелательность, чуткость, доверие, тактичность, сочувствие, сопереживание и др.
2. Соблюдение обучаемыми языкового и речевого такта является сегодня обязательной частью языковой практики. Она требует, чтобы из языка были убраны все языковые единицы, которые задевают чувства, достоинство индивидуума, и заменены соответствующими нейтральными или положительными эвфемизмами.
Основная цель, которая преследуется говорящими при использовании языкового такта в социальных и межличностных отношениях – это стремление избежать коммуникативных конфликтов и неудач, не создавая у собеседника ощущения коммуникативного дискомфорта. Более специфическая в социальном смысле цель заключается в вуалировании, камуфлировании существа дела.
Таким образом, языковой такт – это совокупность тактических приемов, с помощью которых делается попытка соблюсти баланс взаимодействия между отдельными лицами, группами, сообществами. Все изменения в собственно культурной сфере отражаются в языке и речи, а языковые и речевые тенденции, в свою очередь, активно участвуют в культурных процессах и влияют на них.
Соблюдение обучаемыми языкового и речевого такта является сегодня обязательной частью языковой практики западного общества. Она требует, чтобы из языка были убраны все языковые единицы, которые задевают чувства, достоинство индивидуума, и заменены соответствующими нейтральными или положительными эвфемизмами.
Язык тесным образом связан с культурой, менталитетом, традициями и поведенческими стереотипами его носителей, поэтому многие явления и процессы, происходящие в обществе, находят отражение в системе языка и в речевой практике людей, говорящих на нем.
3. Использование языковых норм речевого поведения.
Языковая норма – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений.
Норма – одно из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой – удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества.
Частным случаем языковой нормы является литературная норма, она отличается рядом свойств: едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями.
Языковая норма фиксируется в нормативных словарях и грамматиках. Значительная роль в распространении и сохранении норм принадлежит художественной литературе, театру, школьному образованию.
Норма обязательна и охватывает все стороны языка. Различают нормы письменные и устные. Письменные языковые нормы – это прежде всего орфографические и пунктуационные нормы. Устные нормы подразделяются на: грамматические, лексические и орфоэпические.
Обучение коммуникативным навыкам включает в себя расширение багажа знаний о коммуникации и понимание ситуаций, с которыми мы сталкиваемся, определение и достижение целей и способность использовать различные поведенческие навыки для достижения целей.
Проблема формирования и развития учебно-речевой деятельности будущего учителя непосредственно в образовательном процессе является одной из сложных проблем профессионально-педагогического образования, его теории и практики, к тому же, в настоящее время эта проблема не нашла достаточного изучения на практике.