Самая главная цель обучения иностранному языку – развитие коммуникативных универсальных учебных действий (далее – УУД) у школьников. Коммуникативные УУД формируются во всех видах речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение.
Для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка используются разнообразные образовательные технологии: игровые технологии; информационно-коммуникационные технологии; технология проектной деятельности; технология развития критического мышления; технология проблемного обучения; технология спонтанной речи; технология обучения в сотрудничестве; технология, основанная на создании учебной ситуации.
Технология развития критического мышления (далее – ТРКМ) облегчает формирование, развитие и совершенствование коммуникативных умений, способствует развитию коммуникативной компетенции.
Проблема заключается в низком уровне коммуникативной компетентности у школьников, вследствие чего возникают трудности в умении общаться на иностранном языке на достаточно хорошем уровне. Поэтому выбранная мною тема на сегодняшний день является актуальной и нужной.
Цель работы – развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности реализовывать межличностное общение.
Рассматриваются некоторые приёмы и методы из опыта работы по формированию коммуникативных УУД школьников на уроках английского языка на основе ТРКМ.
1. Приём «Ассоциация» (в качестве разминки; warming up). What date is it today? Today is the 10th of October. Какие ассоциации у вас вызывает число 10? Ученики (начальная школа) должны дать реактивный, интересный, новый ответ. А 8 классу можно заранее дать следующее домашнее задание перед уроком, который пройдёт, к примеру, 12 октября, – найти информацию о том, какие события связаны с числом 12.
What color is your mood? (в качестве разминки)
2. Приём «Составление ментальной/интеллектуальной карты». Задание, главным образом, для старшеклассников. В центре карты помещаем предложение на изучаемую тему, и ученики с каждым словом должны составить предложения по определённой теме.
I want to visit different countries.
I go to school every day.
3. Приём «Логические высказывания». Демонстрируется картинка. Дети говорят два предложения. Потом показываем 2 картинку, и они продолжают рассказывать, а затем ещё одну картинку показываем. Они должны соединить картинки (2, 3, 4) в одну логическую цепочку. В старших классах выбираем картинки, логически не связанные.
4. Приём «Угадай, что на картинке». Показываю картинку, а дети должны догадаться, о чём она. Они задают вопросы, чтобы отгадать.
5. Приём «Угадай животное по звукам». Тема «Животные». Слушают звуки, говорят, кто это, затем говорят свои предложения по данной теме.
6. Приём «Управляемое письмо» (ЕГЭ, ОГЭ: сравнение, описание). Написание элементарных текстов.
Предлагается картинка с животными.
Write from the 1st person. Write 3 sentences where you live (pause).
I am a frog. I live in the forest. I live in the ponds. I also can live near the river.
Write 3 sentences about the activities you are engaged in (pause).
I swim under the water. I jump very well. I cannot run fast.
Write 3 sentences about the things you are good at (pause).
I can catch different insects. Especially I catch flies very well. I jump best of all.
Write 3 sentences beginning with the words “I believe …” or “Three important thing for me are …” (pause).
I believe I am a very beautiful frog. I believe I am the most beautiful frog in the world. I believe you can agree with me when you can see me.
Write 3 sentences beginning with “I am …” (pause)
I am light blue. I am not fat. I am clever.
Затем надо найти пары/группы (кошки, собаки и т.д.), если пары нет, то объединить разных животных в одну группу. Найти в группе общее и отличия. Выступают, все слушают и задают вопросы, обязательно отвечают. А затем задание – Write the same text about you, not an animal (дать чёткую установку: тексты должны быть больше или меньше, должны содержать то-то и то-то).
7. ТРКМ (работа с текстом или диалогом дома). Ребятам даётся текст или диалог, который дома они должны набрать на клавиатуре, и что-то с ним делают, распечатывают. Затем приносят на урок, обмениваются листочками и выполняют задания (заполнить слова, вставить буквы).
8. ТРКМ и технология проблемного обучения (работа с текстом). Ребята читают первый абзац, закрывают и договаривают, что произошло дальше и так далее, а потом можно додумать продолжение текста (на проблемное обучение, где заложен некий воспитательный момент). Таким образом, можно подвести ребят к теме урока.
9. Технология продуктивного чтения. Работа с текстом (приём «лишние слова»).
Обучающимся раздаются карточки с текстом. Они переворачивают их пустой стороной вверх. Засекается время (40 секунд). Ребята переворачивают карточки и за отведённое время быстро просматривают/читают текст, а по истечении времени снова переворачивают карточку с текстом пустой стороной вверх. Далее им предлагаются фактические вопросы по тексту. Потом ученикам можно предложить найти и выписать лишние слова из текста, которые учитель заранее в него впечатал (приём «лишние слова»). Правило: лишние слова должны быть лишними по грамматическому признаку. Затем можно предложить ученикам составить предложения из лишних слов.
Вопросы:
- What is the most famous holiday in Brazil?
- How long does the holiday last?
- In what month is this festival celebrated?
- When does the festival start?
- When does it finish?
- Where do the most colourful events take place?
Использование ТРКМ в обучении английскому языку показывает хорошие результаты работы, что способствует достижению цели – наблюдается процесс развития иноязычной коммуникативной компетенции посредством ТРКМ. Следовательно, ТРКМ – одна из господствующих технологий образования. ТРКМ активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать процесс обучения интересным, является мощным стимулом повышения мотивации.