Современное развитие российской системы образования в условиях информатизации и глобализации общества ставит одной из своих задач модернизацию дошкольного образования как института социального развития, для решения которой предполагается распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей [4, c. 91].
Социализация человека в целом является неотъемлемой частью его непрерывного развития, так как предполагает собой процесс усвоения существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения [1, c. 94], которые в условиях трансформации социальной структуры, влекущей за собой изменения статуса определенных групп населения, могут превращаться в неэффективные [5, c. 38]. Отмечается, что сущностью успешной социализации, является адаптация и обособление человека в условиях конкретного общества. Одновременно социализированность личности определяется как усвоение имеющегося общественного социального опыта (социальное приспособление) и формирование собственного индивидуального социального опыта (личностное обособление) [2, c. 124]. В условиях рассмотрения успешной социализации ребенка речь будет идти о его адаптации в условиях дошкольной образовательной организации, являющейся одним из первых агентов социализации.
Основные направления работы детских садов различных типов определены как:
- обеспечение общедоступности услуг образовательных дошкольных учреждений для всех групп населения;
- создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, на основе индивидуального подхода;
- поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы;
- содействие семьям в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольных образовательных учреждений [3, c. 64].
Наиболее ожидаемым результатом данных направлений работы является обеспечение квалифицированного педагогического консультирования родителей, которое осуществляется непосредственным взаимодействием с работниками дошкольного образовательного учреждения.
В группах раннего развития такими представителями детского сада являются сами воспитатели, осуществляющие работу с детьми на группе, педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель и заведующий ДОУ. Само взаимодействие педагогов с родителями может происходить в рамках:
- работы консультационного центра, специалисты которого помогают определить особенности развития ребенка для подготовки к поступлению в ДОУ или школу, а также помогают решить проблемы общения ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми;
- ежегодных родительских собраний и индивидуального консультирования, проводимое воспитателями по интересующим вопросам в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении;
- разработки и размещения информационных материалов для «Родительского уголка», включая использование различных видов листовок и брошюр, с целью донесения до родителей актуальных вопросов воспитания и сохранения здоровья детей (например, листовка «Антропометрия группы», брошюра и листовка «Правила дорожного движения», брошюра и листовка «Приемы снятия стресса у ребенка в период адаптации», различные санбюллетени, папки-передвижки и т.п.), а также использование опроса родителей в виде анкетирования или непосредственно беседы с целью получения информации о ребенке, не противоречащей этическим и моральным нормам и действующему законодательству РФ;
- опосредованного диалога воспитателей с детьми в результате ежедневной работы и непосредственной образовательной деятельности, когда ребенок, имеющий достаточно хорошие навыки речи и обширный словарный запас, доносит до родителей полученные знания, умения и навыки [6, c. 56].
В некоторых детских садах при первом поступлении в группу на ребенка заводится карта адаптации, которая заполняется воспитателем и ведется в течение нескольких месяцев относительно стабильного пребывания ребенка в группе.
Критерии оценки показателей адаптации у ребенка определяются такими показателями как засыпание, сон, аппетит, самостоятельность в игре, контакт со взрослыми, реакция на разлуку с матерью.
При достаточно длительном сохранении высоких баллов по всем или некоторым показателям (например, неспокойное засыпание и сон), могут проводиться беседы с родителями с целью выявления причин устойчиво плохих критериев поведения ребенка (например, в домашних условиях ребенок спал в абсолютной тишине и в новых условиях в саду посторонние внешние шумы его тревожат). При необходимости родителям могут оказываться консультационные услуги и даются рекомендации по вопросам преодоления сложившихся затруднений в поведении ребенка в период адаптации.
Необходимым для эффективного взаимодействия между педагогами и законными представителями ребенка также является анкетирование, посредством которого родителями самостоятельно оценивается адаптация ребенка к детскому саду. Например, ответы на вопросы «Сколько времени Ваш ребенок посещает данную группу?», «Комфортно ли чувствует себя ребенок в данной группе?», «С каким настроением, в целом, Ваш ребенок идет в детский сад?» позволяют оценить, привык ли ребенок за отведенный период времени к условиям детского сада и насколько комфортно при этом он себя чувствует. Также анкетирование позволяет выявить изменения, произошедшие с ребенком за время посещения детского сада (например, привык к режиму, стал более спокойным, стал лучше говорить и увеличил словарный запас, стал более самостоятельным и т.д.).
Введение в анкету вопроса об индивидуальных особенностях ребенка позволяет выявить такие существенные характеристики воспитанника, как: обидчивость, медлительность (неторопливость), активность (гиперреактивность), молчаливость, наличие аллергии и т.п., которые впоследствии учитываются в процессе пребывания ребенка в детском саду [7 c. 98].
Использование при анкетировании вопросов, пересекающихся с показателями адаптации ребенка, используемых в Карте наблюдения за ребенком в период адаптации, позволяет оценить данные показатели в домашних, более привычных для малыша условиях. При существенных расхождениях в оценке данных показателей со стороны воспитателей и родителей проводится беседа с законными представителями на предмет выявления причин данного расхождения. Например, может оказаться, что в домашних условиях ребенок привык завтракать супом не раньше 11-12 часов дня в то время, как в условиях детского сада завтрак проходит в 8 утра и преимущественно состоит из крупяных блюд. В результате выявленных фактов существует возможность скорректировать условия пребывания ребенка в детском саду (например, постепенно настаивать на обязательном съедании завтрака) и выработать требования к поведению малыша в условиях дома (например, рекомендовать родителям вводить и соблюдать режим дня, принятый в данной группе).
Только согласованное взаимодействие педагогов и родителей в условиях непрерывного как непосредственного взаимодействия (консультирования или беседы), так опосредованного (через анкетирование) позволит процессу адаптации пройти наиболее оптимальным путем и скорректировать поведение ребенка так, чтобы оно стало приемлемым в условиях пребывания большого количества детей в группе раннего развития.