Родной язык – зеркало истории народа. В языке отражается прошлое и будущее его носителей. С каждым годом в Республике Тыва состояние родного тувинского языка ослабевает среди населения, все меньше становится людей, говорящих на родном языке. Подрастающее поколение развивается и обучается в поликультурной среде, где государственным языком является русский язык. Современные дети, особенно в городах, не знают своего родного языка. Таким образом в республике начали проводить мероприятия по сохранению родного языка.
Сохранением и развитием тувинского языка занимаются немало ученых и учителей. Исследования в области обучения родному (тувинскому) языку в поликультурной среде отражаются в работах Шаалы А.С. [6], Сувандии Н.Д. [3, 4] и др.
Родной язык – это язык матери, язык семьи, где ребенок впервые познает мир, окружающую действительность. В детстве человека повсюду сопровождают предметы, действия, их наименования. Таким образом у него формируется активный словарный запас, в основном из бытовой лексики.
Бытовая лексика тувинского языка служит в формировании духовно-нравственных ценностей у обучающихся, так как данная группа лексики используется в повседневной жизни народа, дети с самого детства слышат, как родители используют в речи названия предметов быта, домашней утвари, посуды, одежды, инструментов и т.д. С помощью родного языка у подрастающего поколения развиваются понятия о культуре своего народа.
Учитель родного языка и литературы Ооржак Л.Х. отмечает, что «тувинский язык – это ниточка, которая передает из поколения в поколение мировоззрение народа, его ценностные ориентиры, восприятие окружающей действительности через слово, речь, обычаи и культуру. Язык является мониторингом образовательного, духовного, культурного уровня человека» [3].
Однако в настоящее время в связи преобладанием использования русского языка в речи школьников, возникла необходимость внести некоторые изменения в традиционную методику обучения тувинскому языку.
В связи с вышесказанным мы попытались разработать дидактические материалы, которые можно использовать при обучении лексике в поликультурной среде. Чтобы повысить интерес современных детей к родному языку, задания выполнены в бесплатных интерет-платформах TestWizard и Learning.Apps для создания онлайн-тестов и интерактивных упражнений.
Тувинские традиционные предметы быта составляли основу хозяйственной деятельности тувинцев. Основным видом жилища у кочевых скотоводов в Туве, как и у других тюрко-монгольских кочевников, являлась өг (войлочная юрта), история которой насчитывает несколько столетий [2].
При обучении родного (тувинского) языка в поликультурной среде предлагаются следующие виды самостоятельных и творческих работ на примере утвари юрты.
Задание 1. Найдите слова, опираясь на рисунок (Чурукка даянып, сөстерни тывыӊар):
В данном задании учащиеся должны найти предметы интерьера тувинской национальной юрты.
Задание 2. На рисунках изображены традиционные тувинские украшения и предметы. Вам нужно каждое слово отправить в нужное поле «женское украшение» или «мужское упражнение» (Чуруктарда тыва эр болгаш кыс улустуӊ каасталгаларын, эдилелдерин көргүскен. Сөс бүрүзүн хамааржыр шөлүӊге салыӊар):
Задание 3. Отгадайте загадки и переведите их на русский язык (Тывызыктарны тывыӊар, оларны орус дылче очулдуруӊар):
- Өг ишти шупту туткууш (хана)
- Узун-оол ужунда, бажында сыртыктыг (ынаа)
- Үне калбаш, кире калбаш (эжик)
- Мугулайны муң кижи эдиледи (тогана)
- Үш алышкының экти дең (өжүк)
- Дөрт булуң, дөңгүр аас (аптара)
- Арган тевем үвүм-савым чүктеди (үлгүүр)
- Артында адан чудуруун чайып олур (хана когу)
- Чыткан бызаамның хырны каас, чыткан талазының хырны чарык (сыртык)
Задание 4. Рассмотрите рисунок. Расскажите, что вы видите. Напишите мини-сочинение (Чурукту көрүӊер. Бердинген чурукта чүнүң дугайында чураан-дыр? Чурукка хамаарыштыр кыска чогаадыгдан бижиӊер):
Работа с разработанными дидактическими материалами может способствовать близкому общению между взрослыми и детьми, их совместной работе. Дети узнают историю тувинского народа, где и в чем проживали их предки, что использовали в быту и т.д. Также у них будет возможность подробнее узнать традиционные занятия тувинцев. При работе с бытовой лексикой дети могут своими глазами увидеть, сфотографировать исследуемые объекты – предметы быта.