В современных нестабильных условиях хозяйствования управлению финансовыми результатами отводится важная роль в общей системе менеджмента организаций.
Управление финансовыми результатами деятельности экономического субъекта представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых его руководством и связанных с принятием и реализацией решений в сфере планирования, распределения и использования финансовых результатов для повышения эффективности деятельности организации [2].
Методология управления финансовыми результатами деятельности экономических субъектов, как логическая схема данного направления управленческой деятельности, предполагает, прежде всего, взаимосвязанное понимание целей, средств и способов их достижения.
Ключевая цель управления финансовыми результатами деятельности организации состоит в увеличении экономических выгод собственников организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Достижение сформулированной цели предполагает решение системой менеджмента ряда задач:
1. Максимизация величины прибыли. Задача решается за счет рационального формирования и эффективного использования ресурсов организации, совершенствования технологических процессов, минимизации производственных издержек и оптимизации объема выпуска продукции. Ограничениями при решении задачи выступают объем и степень возможного использования ресурсного потенциала, а также конъюнктура товарного и финансового рынков.
2. Оптимальное соотношение между уровнем прибыли организации и риска. Разработка и принятие управленческих решений для данной задачи основаны на общеизвестной прямо пропорциональной зависимости между уровнем прибыли и степенью риска. На основе определения толерантности руководства организации к различного рода рискам определяется риск-аппетит, отражающий объем риска, который она может принять в соответствии с ее операционными и финансовыми возможностями, ожиданиями и ограничениями заинтересованных сторон в уровне рентабельности. Исходя из определения приемлемого уровня риска и выбранного типа политики управления финансовыми ресурсами, руководство организации принимает решение о соответствующем ему максимальном уровне прибыли.
3. Максимизация рентабельности инвестированного капитала.
Рентабельность инвестированного капитала отражает размер прибыли на вложенный капитал и характеризуется отдачей собственного капитала и долгосрочных обязательств, инвестированных в деятельность организации. На его основе осуществляют сравнительный анализ эффективности различных направлений деятельности или инвестиционных операций. Решение данной задачи является одной из наиболее приоритетных для собственников организации. Оправданным с точки зрения эффективности считается, если уровень прибыли на инвестированный капитал превышает среднюю нормы доходности на финансовом рынке, компенсирует уровень риска и возможные потери в результате инфляции [2].
4. Оптимальная структура источников формирования прибыли.
Структура источников формирования прибыли определяет ее качество. Принято считать, что высокое качество прибыли обеспечивается при росте объемов производства и снижении его себестоимости. Если рост или сохранение уровня прибыли достигается за счет увеличения цен на продукцию без изменения объема произведенной и реализованной продукции, следует говорить о низком качестве прибыли. В связи с этим при осуществлении операционной дельности компании целесообразно наращивать объем выпуска продукции и расширять ассортимент. Кроме того, с целью оптимизации источников формирования прибыли следует мобилизовать резервы ее роста за счет текущей и инвестиционной деятельности.
5. Обеспечение роста рыночной стоимости организации.
Решение данной задачи связано с максимизацией благосостояния собственников организации в перспективе. Темп роста рыночной стоимости организации в значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной хозяйствующим субъектом в текущем периоде [2].
Наряду с целями и задачами компонентами методологии управления финансовыми результатами хозяйствующего субъекта выступают принципы и методы управления.
Управление финансовыми результатами базируется на таких принципах, как соответствие общим стратегическим целям развития организации, интегрированности в общую систему менеджмента хозяйствующего субъекта, комплексного подхода к выработке и принятию управленческих решений в рамках обозначенного выше круга задач, гибкости и вариативности подходов к разработке управленческих решений, обеспечивающих возможность системы подстраиваться под изменения нестабильной среды.
Основные методы управления финансовыми результатами деятельности организации можно разделить на три группы:
- экономические методы (побуждения),
- организационно-распорядительные методы (принуждения)
- социально-психологические методы (убеждения) [2].
Экономические методы управления финансовыми результатами экономических субъектов представляют собой совокупность экономических рычагов и стимулов, направляющих деятельность организации в нужное для общества русло. Данные методы оказывают косвенное воздействие на процесс производства продукции, выполнения работ или оказания услуг. Система указанных методов использует такие хозяйственные рычаги, как экономическое стимулирование, налоговую, ценовую политику и т.д. [1].
Экономическое стимулирование выступает, на наш взгляд, одним из наиболее важных экономических методов и подразумевает материальные способы мотивации участников производственного процесса при формировании общественного продукта. Для самой организации такими рычагами являются не только прибыль и рентабельность, но и окупаемость инвестиций, фондоотдача; для работников – система оплаты труда, включая различного рода стимулирующие надбавки и вознаграждения.
Не менее важным инструментом в экономических методах выступает налоговая политика хозяйствующего субъекта, поскольку налоговая составляющая финансовых потоков организации оказывает значительное влияние на формирование ее доходов и чистой прибыли, а, следовательно, рентабельность активов и собственного капитала.
С целью снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль организации могут использовать такие инструменты как регламентированная учетная политика, списание убытков прошлых лет, приобретение основных средств в лизинг, амортизационная премия.
Еще одним эффективным экономическим методов управления финансовыми результатами экономических субъектов является ценовая политика, объединяющая в себе совокупность принципов установления стоимости товаров, работ и услуг. Этот инструмент, в первую очередь, влияет на результат продаж, позиционирование организации на рынке, а, значит, и на прибыль.
Главная задача рациональной ценовой политики нахождение компромисса между получением стабильной и высокой прибыли в результате деятельности при обеспечении уровня конкурентоспособности, в том числе за счет качества продукции и ценового фактора. В числе инструментов ценовой политики можно назвать разумность ценовой политики в отношении нового вида продукции, варьирование стоимости с учетом жизненного цикла продукции и др.
Организационно-распорядительные (административные) методы управления финансовыми результатами организации базируются на правах и ответственности людей [1].
В данная группа методов основана на использовании рычагов власти руководством организации, с одной стороны, и ответственности ее сотрудников, с другой. Эти методы могут включать, как меры прямого административного воздействия, оказываемого органами власти на управляемые системы, включая издание приказов, инструкций, распоряжений и пр., так и методы косвенного воздействия на основе рекомендаций, регламентов, инструкций, предложений.
Организационно-распорядительные методы управления финансовыми результатами организации предполагают четкое определение прав и обязанностей каждого сотрудника на всех уровнях управления, а также устанавливают персональную ответственность работников за исполнение их должностных обязанностей.
Эффективность применения данной системы методов обеспечивается за счет согласованности прав и ответственности, как внутри каждого уровня управления, так и между различными уровнями.
Социально-психологические методы управления конечными результатами деятельности организации базируются на системе нравственных ценностей общества, отношении к личности и формировании общественного мнения.
Социально-психологические методы управления результатами деятельности организации предполагают применение таких инструментов, как наблюдение, анкетирование, психологическое тестирование, различного рода тренинги, семинары и т.д. Их эффективность во многом зависит от умения руководителя управлять коллективом и развивать корпоративную культуру.
Использование данной группы методов позволяет оценить социально-психологический климат в коллективе.
Таким образом, управление финансовыми результатами деятельности субъекта хозяйственной деятельности является сложным механизмом, правильная организация и реализация которого на основе реализации определенных функций и применения комплекса методов управления призвана обеспечить эффективность функционирования организации.