Автор(-ы):
Михина Евгения Александровна
2 февраля 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается методика обучения стохастике в средней школе, расширяющая прикладные возможности математики.
Текст статьи
Одной из главенствующих целей современного российского образования является формирование функциональной грамотности учащихся. Вероятностно-статистические знания в общеобразовательной подготовке современного человека формируют функциональную грамотность, так как стохастика является обязательным компонентом школьного математического образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.
Материал стохастической линии в 10-11 классах формирует умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер реальных ситуаций и зависимостей, производить вероятностные расчёты, осуществлять рассмотрение различных случаев, перебирать и подсчитывать число вариантов, в том числе в прикладных задачах, что удовлетворяет требованиям к освоению функциональной грамотности школьниками. Представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования обогащаются благодаря вероятностно-статистическому курсу. Формируется понимание роли науки о случайном как источника социально значимой информации.
Таким образом, без курса нельзя сформировать правильное мировоззрение у старшеклассников, так как без вероятностно-статистической грамотности невозможно адекватно воспринимать экономическую, социальную и политическую информацию и принимать обоснованные решения. Из этого следует и другая причина необходимости вероятностно-статистической линии в средней школе.
Еще в начале XX века, по мнению русского математика и философа Павла Алексеевича Некрасова, наука о случайном должна была оказывать благотворное влияние на развитие логики и мышления учащихся. «Это развивающее значение кроется в том обстоятельстве, что теория вероятностей, как интуитивная функция сознания, называемая здравым смыслом, неразрывно связана своими сомнениями и воззрениями с самим субъектом... Математическая теория вероятностей перебрасывает среди всех сомнений надлежащий мост от объекта через частный и общечеловеческий опыт к внешней реальности. При этом теория вероятностей интенсивно упражняет учеников в индуктивной логике, параллельной априори обдуманному опыту...». По его мнению, «статистическое мировоззрение имело возможность обозревать и связывать в целое разные частные науки и различные профессиональные дисциплины, коими впоследствии заканчивается образование личности» [1].
Так, еще в начале прошлого века шла речь о реализации прикладной направленности школьного курса математики. В современном образовании не менее актуальной проблемой является проблема создания условий для успешного самоопределения обучающихся общеобразовательных учебных заведений. В школах вводят раннюю профилизацию обучения, закладывая ее как основу успешного самоопределения школьников. Учителя одной из задач обучения и воспитания определяют формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного пути. Так, на данный момент времени наметилось достаточное количество положительных тенденций: вариативность педагогических систем и подходов, творческий поиск, поддержка индивидуальности учащегося и построение его собственной траектории развития, единство личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Современная система среднего общего образования постепенно смещает акцент на обучение тому, что в действительности потребуется в реальной жизни будущих выпускников. Одним из фундаментальных положений ФГОС СОО является ориентация на «большую практическую направленность образования, жизненную востребованность его результатов; активное применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни» [2].
Достаточно значимая роль в укреплении связи обучения с жизнью и будущей профессиональной деятельностью старшеклассников принадлежит математике и стохастической линии в частности.
Как было сказано выше, прикладная направленность теории вероятностей и математической статистики велика. Большое количество профессий тесно связано с этой областью математики. Так, формирование у старшеклассников компетенций в области статистики и теории вероятностей, необходимых для применения в реальной жизни и будущей профессиональной деятельности, связано в первую очередь с усвоением определённого учебного содержания.
Стохастическая линия является неотъемлемой частью математики, а методика обучения курсу теории вероятностей и математической статистики в 10-11 классах должна быть направлена на усвоение учебного содержания данной линии и на достижение актуальных целей образования, перечисленных выше. Результативность такой методики зависит от ряда факторов, одним из которых является применение учителем адекватных форм, методов и средств обучения, которые необходимо применять в соответствии с общими принципами системы обучения теории вероятностей математической статистике.
Методика обучения стохастике в средней школе должна удовлетворять ряду требований. Она должна быть:
Чтобы удовлетворить первому требованию, необходимо установить соответствие целей результатам, чтобы удовлетворить второму – методика обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы быть востребованной для учителей любой категории. Чтобы удовлетворить третьему требованию, она должна поддаваться изменениям или наполняться новыми методическими приемами в зависимости от различных условий. Для построения такой методики обучения стохастике наиболее подходящими методологическими подходами являются личностно-деятельностный и системный. Личностно-деятельностный подход в первую очередь направлен на активное включение учащихся в учебный процесс, в котором есть место исследовательской деятельности, проблемному и эвристическому подходам в изучении теории вероятностей и математической статистики. В свою очередь системный подход направлен на раскрытие стохастической линии в курсе средней школы как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Согласно В. В. Фирсову, сущность прикладной направленности математического образования заключена «в осуществлении целенаправленной содержательной и методологической связи курса математики с практикой, что предполагает введение в математику специфических моментов, характерных для исследования прикладных проблем математическими методами» [3]. Так, основными направлениями реализации прикладной направленности обучения стохастике в старших классах должны являться целенаправленный отбор содержания обучения в соответствии профилем обучения и совершенствование содержания обучения посредством включения в образовательный процесс примеров и задач прикладного характера с учётом выбранного старшеклассниками профиля.
Отобранный для каждого профиля обучения материал должен удовлетворять следующим требованиям:
Приведем примеры заданий для естественнонаучного и гуманитарного профилей.
Естественнонаучное направление:
Гуманитарное направление:
Подводя итог, отметим, что стохастика – важнейший компонент в формировании функциональной грамотности, общеинтеллектуальной и профессиональной культуры современного человека. Поэтому учителю необходимо тщательно выбирать подход к обучению теории вероятностей и математической статистике и реализовывать прикладную направленность.
Список литературы
Поделиться
Михина Е. А. Значение стохастики в формировании представлений учащихся 10-11 классов о прикладных возможностях математики // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 13-15. URL: https://apni.ru/article/5552-znachenie-stokhastiki-v-formirovanii-predstav