Главная
АИ #5 (135)
Статьи журнала АИ #5 (135)
Командный коучинг как метод формирования навыков саморегуляции в условиях быстро...

Командный коучинг как метод формирования навыков саморегуляции в условиях быстроменяющегося мира

Рецензент

Кормина Евгения Михайловна

Рубрика

Психология

Ключевые слова

общий уровень осознанной саморегуляция
командный коучинг
BANI-мир

Аннотация статьи

В статье исследуются методы формирования навыков саморегуляции у сотрудников коммерческих организаций сферы торговли с помощью коучинг технологий. Цель работы. Разработка и апробация программы, базирующейся на коучинговых методах и технологиях, выполнение которой повысит общий уровень осознанной саморегуляции (ОУСР) сотрудников коммерческих организаций в условиях неопределенности и быстрых внешних изменений. Методы. Автор использовал общенаучные и специальные методы исследования. Результаты. Подтверждена гипотеза о том, что использование в коучинге команд и руководителей коммерческих организаций, формирующих основу (фундамент) компании, а также бизнес-игр и упражнений, направленных на развитие операциональных навыков, приводит к повышению ОУСР, и, как следствие, повышает эффективность работы и снижает уровень тревожности и стресса. В результате исследования разработана программа, которая может применяться в качестве средства повышения профессиональных навыков планирования, построения стратегии компании, стабилизации внутреннего климата. Реализованный продукт функционирует посредством снижения уровня тревожности и повышения ОУСР в коммерческих и некоммерческих компаниях в рамках как командных, так и индивидуальных коуч-сессий. Выводы. Применение коучинговых инструментов в работе с командами показало себя сверхэффективным методом формирования навыков саморегуляции в условиях быстроменяющегося и неопределенного мира BANI.

Текст статьи

Начало XXI века характеризовалось беспрецедентным ростом количества происходящих изменений, объема информации и темпа жизни в целом. Не так давно в нашей жизни появился термин VUCA-мир, и вот уже в 2022 г. мы сталкиваемся с новым термином – BANI-мир. VUCA и BANI – это акронимы английских слов, дающих характеристики современному миру (см. рис. 1).

Рис. 1. Вызовы и ответы VUCA и BANI-миров

Мир, в котором мы живем сейчас является сложным, хрупким, тревожным и порой даже непостижимым. И ни одна организация, и уж тем более отдельный человек не в силах изменить его динамику. Цитируя Виктора Франкла: «когда мы не можем изменить реальность, нам нужно изменить себя», стоит признать, что нам нужно формировать новые навыки саморегуляции (СР) и адаптации под новые условия. Другими словами, нам нужны ответы, которые помогут справиться с вызовами мира BANI [2]. Хрупкость (Brittle) внешнего мира можно компенсировать, развивая устойчивость, укрепляя основание или фундамент (Basement) организации и усиливая внутренние ресурсы личности. В преодолении тревожности (Anxious) хорошо помогает внимательность (Attentiveness) к деталям и ситуации, происходящей «в моменте». Осознанность становится ключевым навыком, помогающим справится с вызовами тревожного мира. Справиться с нелинейностью (Nonlinear) возможно посредством развития гибкости (Nimble) и быстрого реагирования на изменения. Сталкиваясь с непостижимостью (Incomprehensible), возникает острая потребность в прозрачности и развитии интуитивного мышления (Intuitive thinking) [5]. Помимо всех вышеперечисленных новых характеристик современного мира мы сталкиваемся и с постоянно растущим объемом информации и происходящих событий, которые, безусловно, влияют на нашу психику. Именно проблематика регуляции и нормализации состояния психики человека в динамичном мире была рассмотрена в проведенном нами исследовании.

В рамках эмпирического исследования выдвинута гипотеза о том, что использование в коучинге команд и руководителей коммерческих организаций, формирующих основу (фундамент) компании, а также бизнес-игр и упражнений, направленных на развитие операциональных навыков, приводит к повышению общего уровня осознанной саморегуляции (далее – ОУСР), и, как следствие, повышает эффективность работы и снижает уровень тревожности и стресса. Объектом исследования являлась осознанная саморегуляция, а предметом – методы коучинга, влияющие на повышение общего уровня осознанной саморегуляции в быстроменяющемся мире. Теоретической основой исследования стали концептуальные теоретические положения о психической саморегуляции произвольной активности человека и осознанной саморегуляции (Конопкина О.А., Бехтерева В. М, О. Микшик, Панкратовой Т.М, Алёхина А. И., Метелевой А. А., Дикой Л.Г., Леоновой А. Б., Кузнецовой А. С., Моросановой В.И. и др. [3]. В основу методологического подхода легли исследования индивидуального стиля саморегуляции и индивидуальных особенностей саморегуляции (Моросановой В.И., Агафоновой А.О., Ванина А.В., Зинченко Ю.П., Конопкина О.А. и др.) [1].

В исследовании принимали участие сотрудники, управленческий состав и собственники компаний малого бизнеса в сфере розничной торговли товарами и услугами. Общее количество респондентов составило 60 человек (12 мужчин и 48 женщин) в возрасте от 24 до 52 лет, имеющих разный семейный статус, стаж работы и уровень образования. Помимо сферы профессиональной деятельности характеристикой, объединяющей участников исследования, являлся текущий статус развития компаний, в которых трудоустроены добровольцы. Все организации испытывают на данный момент стагнацию, либо падение продаж, что подтверждено падением основных показателей эффективности, предоставленных собственниками компаний. Внешние экономические и политические факторы оказали существенное влияние как на уровень прибыли компании, так и на внутренний климат в коллективе.

В дальнейшем, принять участие в эксперименте и пройти программу коучингового сопровождения, специально разработанную для данного исследования, было предложено всем респондентам по желанию. В итоге в экспериментальную группу вошли 24 респондента. Для выявления уровня СР была использована Многошкальная опросная методика «Стиль саморегуляции поведения» (далее – ССПМ) Моросановой В.И. Цель данной методики заключается в диагностике развития индивидуальной СР и ее профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также развития регуляторно-личностных свойств – гибкости и самостоятельности.

В рамках проведения настоящего исследования наибольший интерес представляют показатели таких значимых для профессионально-личностного развития изменений регуляторного-личностных свойств сотрудников торговых компаний в условиях нестабильности, как планирование, моделирование, программирование, гибкость и ОУСР [4]. Распределение респондентов по ОУСР до проведения программы выглядело следующим образом: низкий уровень СР показали 63% респондентов, средний – 37%, и ни один из добровольцев не показал высокий уровень СР.

Вторым подходом, направленным на выявление таких показателей, как жизнестойкость, вовлеченность, контроль и принятие риска, являлась методика Опросника жизнестойкости Мадди The Personal Views Survey III-R, а именно модификация Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой. Стоит отметить тот факт, что до проведения программы показатели по четырем шкалам находились на среднем или ниже среднего уровня. Максимальное отклонение от среднего уровня в сторону низкого было выявлено по шкалам жизнестойкости и контроля. Так как выраженная жизнестойкость в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, а высокий показатель контроля говорит об убежденности испытуемого в способности влиять на результат можно сделать вывод, что в группе испытуемых наблюдалась достаточно выраженная степень беспомощности, отсутствие возможности повлиять на результат и на свое будущее, низкая сопротивляемость стрессовым ситуациям.

Следующей, использованной в исследовании методикой, являлась Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) адаптирована Ю.Л. Ханиным. В группе испытуемых наблюдался высокий показатель средней ситуативной тревожности в сравнении с общим личностным уровнем тревожности, который, в свою очередь, находился на среднем уровне. Уровень ситуативной тревожности в экспериментальной группе, составивший 46,7 баллов, говорит о высоком уровне актуальной тревоги испытуемых, попадании в стрессовую ситуацию, и, как следствие, присутствии высокой напряженности и дискомфорта в командах.

Далее нами был проведен корреляционный анализ связей между показателями ОУСР и его составляющими (планирование, моделирование, программирование, оценка, самостоятельность, гибкость) с показателями уровня ситуативной тревожности, осознанности и жизнестойкости. Статистическая обработка показала наличие прямой взаимосвязи между ОУСР и такими показателями как жизнестойкость (r=0.39), контроль (r=0.38), осознанность (r=0.30). Также были вывалены отрицательные взаимосвязи между уровнем тревожности и показателями планирования (r=-0,44), моделирования (r=-0,45) и гибкостью (r=-0,45). Значимость взаимосвязей подтверждена с помощью коэффициента корреляции Спирмена.

На формирующем этапе исследования была разработана авторская коучинговая программа, целью которой являлось повышение ОУСР сотрудников компании через профессионально-личностное развитие для достижения качественных результатов работы в условиях внешней нестабильности.

Задачи коучинговой программы заключались в:

  • формировании навыков планирования, моделирования и контроля, а также в повышении общего уровня саморегуляции;
  • развитии навыков оценки результатов, а также внешних и внутренних изменений для своевременной корректировки действий по достижению цели;
  • развитии самостоятельности в принятии решений в рамках зоны своей компетенции, повышении устойчивости функционирования структуры организации в условиях внешних изменений;
  • формировании миссии и ценностей компании для объединения команды и общей направленности действий;
  • формировании стратегических целей и построении плана по их достижению.

Апробация программы проходила на протяжении 12 недель. Групповые занятия длительностью 2 ч проводились 1 раз в неделю. В финале программы была проведена авторская бизнес-игра «Форсайт» продолжительностью 8 ч. Таким образом, общий объем программы составил 32 ч.

Содержание авторской групповой коучинговой программы, направленной на повышение ОУСР, приведено в таблице.

Таблица

Содержание авторской коучинговой программы

Тема занятия

Цель

Развиваемый навык и(или) результат

1

Знакомство и презентация целей программы

Знакомство, установка контакта с сотрудниками компании, создание доверительной атмосферы, знакомство с целями программы и планом работ

План работ на 12 недель и принятие участниками цели программы

2

Диагностика

Исследование текущей ситуации, формирование результатов предыдущих периодов и их анализ

Оценка

3

Идеальные горизонты

Формирование картины будущего компании в самых смелых формулировках, без текущих ограничений и рамок

Планирование

4

Постановка краткосрочной цели компании

Формирование первичных краткосрочных целей для достижения главной

Программирование

5

Диагностика ресурсов (люди, инструменты, процессы)

Исследование основных ресурсов компании, выявление наиболее значимых, формирование плана по наращиванию недостающих ресурсов

Оценка

Моделирование

6

Детальное планирование

Формирование тактических планов действий для достижения краткосрочных целей

Программирование

Самостоятельность

7

Мотивация на действия

Разбор мотивационных схем компании в целом и у руководящего состава в частности. Повышение уровня мотивации на результат

Самостоятельность

8

Персональная ответственность

Определение влияния внешних факторов на результативность действий. Формирование понятия круга влияния и персональной ответственности

Самостоятельность

9

Исследование внешнего окружения

Исследование окружения и влияния внешних факторов, трансформация проблем в возможности

Оценка

Моделирование

10

Промежуточный результат/итоги

Подведение промежуточных итогов, оценка результатов работы.

Оценка

11

Корректировка плана

Корректировка действий, пересмотр тактических планов

Программирование

Гибкость

12

Миссия и ценности компании

Формирование миссии и ценностей компании

Понимание и принятие миссии и ценностей

13

Бизнес-игра «Форсайт»

Создание долгосрочной стратегии с учетом этапов развития компании по теории спиральной динамики

Планирование

Моделирование

Оценивание

Результат; Стратегия компании

После проведения контрольного исследования мы зафиксировали рост показателя ОУСР. После проведения программы средний уровень СР наблюдался у 29% респондентов, тогда как 63% участников исследования находились в группе с высоким уровнем СР (см. рис. 2).

Рис. 2. Распределение респондентов по общему уровню саморегуляции до и после прохождения программы

Примечателен то факт, что максимальный прирост наблюдался по тем показателям, на которые делался акцент в рамках программы, а именно: планирование +73%, моделирование +88%, ОУСР +55%. Под воздействием формирующего этапа исследования произошли положительные изменения всех исследуемых показателей (см. рис. 3).

Рис. 3. Динамика изменений параметров жизнестойкости экспериментальной группы до и после прохождения программы

Стоит отметить, что максимальное количество респондентов, перешедших после прохождения программы со среднего уровня на высокий, наблюдалось по параметру «Контроль» – прирост по этому показателю составил 80%. На основании этого факта можно сделать вывод о том, что в рамках программы удалось усилить убеждение участников в том, что действия и борьба позволяют влиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.

Что касается уровня тревожности, то здесь мы зафиксировали его снижение. До проведения программы участники экспериментальной группы проявляли повышенный средний уровень ситуативной тревожности – 25 и 67% волонтеров показывали высокий и средний уровни, соответственно. После прохождения программы количество респондентов с высоким уровнем тревожности снизилось до 0, и до 21% упало количество испытуемых с низким уровнем тревожности (см. рис. 4).

Рис. 4. Распределение экспериментальной группы по уровням ситуативной тревожности до и после программы

Для оценки значимости различий показателей экспериментальной группы до и после проведения коучинговой программы был использован T-критерий Стьюдента, позволяющий оценить сдвиг значений исследуемого признака в двух замерах одной и той же выборки. Значимость сдвига подтверждена.

Приведенные итоги формирующего этапа исследования доказывают, что использование авторской программы, направленной на повышение ОУСР, оказалось эффективным для развития навыков планирования, моделирования, оценки результатов, а также контроля и самостоятельности. Кроме того, у экспериментальной группы снизился уровень ситуативной тревожности, что подтверждает выполнение поставленной перед исследованием задачи подтверждения гипотезы.

Авторская коучинговая программа может быть рекомендована к использованию в качестве средства повышения профессиональных навыков планирования, построения стратегии компании, стабилизации внутреннего климата через снижение уровня тревожности и повышения ОУСР в коммерческих и некоммерческих организациях.

Выводы

В результате эмпирического исследования эффективности коучинг-технологий как средства формирования навыков саморегуляции было выявлено, что все респонденты, проходившие констатирующий этап исследования, обладают низким или средним уровнями саморегуляции, осознают скорость и количество изменений, происходящих в современном мире, в то же время проявляют желание и готовность справляться с этими изменениями, даже выходя за привычные рамки. Именно поэтому в эпоху быстроменяющегося мира требуются эффективные инструменты для работы над саморегуляцией. Одним из средств, решающим задачу повышения саморегуляции в неопределенном мире, является авторская групповая коучинговая программа, использованная в данном исследовании.

Существует прямая взаимосвязь между общим уровнем саморегуляции и такими показателями как жизнестойкость, контроль и осознанность. Также установлена обратная взаимосвязь между показателем толерантности к неопределенности и общим уровнем саморегуляции. Помимо взаимосвязей с общим уровнем саморегуляции выделены отрицательные взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и показателями планирования, моделирования и гибкостью.

Работа над развитием таких регуляторных функций как планирование, моделирование, контроль и гибкость приводит к повышению общего уровня саморегуляции и, как следствие, снижению уровня тревожности и повышению уровня стрессоустойчивости.

Разработанная нами авторская коучинговая программа направлена на повышение общего уровня саморегуляции посредством работы над ее составляющими: планированием, моделированием, контролем, оценкой и самостоятельностью. Программа построена на интегральном подходе, включающем в себя коучинговые модели, а также модель спиральной динамики Грейвза. Более 30% упражнений в составе программы, включая бизнес-игру «Форсайт», являются авторскими.

Положительная динамика проявилась во всех показателях, стоявших в задачах программы: общий уровень саморегуляции, планирование, моделирование, оценка результатов, а также контроль и самостоятельность показали статистически значимые изменения после завершения программы. Все поставленные перед программой задачи были выполнены и подтверждены результатами исследования. Таким образом, разработанная нами авторская групповая коучинговая программа является эффективным средством формирования навыков саморегуляции и повышения его общего уровня.

Список литературы

  1. Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л., Коростелёва Т.В. Саморегуляция и толерантность к неопределенности как ресурсы субъективного благополучия современной молодежи: кросс-культурный аспект // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2022. - Т. 19. - №4. - C. 717-743.
  2.  Бацунов, С. Н. Современные детерминанты развития soft skills / С.Н. Бацунов, И.И. Дереча, И.М. Кунгурова, Е.В. Слизкова. Текст: непосредственный // Научно-методический Электронный журнал Концепт. 2018 № 4 С. 12-21.
  3. Зинченко Ю.П. Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. – М.; СПб.: Нестор-История, 2020. – 472 с.
  4. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения цели и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2021 № 1. С. 3–37.
  5. Серебрякова Г. В. Модели управления развитием организации: монография / Г. В. Серебрякова, И. В. Незамайкин; Государственный университет управления. – Чебоксары: Среда, 2022. – 148 с.

Поделиться

515

Обухова А. А. Командный коучинг как метод формирования навыков саморегуляции в условиях быстроменяющегося мира // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 162-168. URL: https://apni.ru/article/5553-komandnij-kouching-kak-metod-formirovaniya-na

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января