Начало XXI века характеризовалось беспрецедентным ростом количества происходящих изменений, объема информации и темпа жизни в целом. Не так давно в нашей жизни появился термин VUCA-мир, и вот уже в 2022 г. мы сталкиваемся с новым термином – BANI-мир. VUCA и BANI – это акронимы английских слов, дающих характеристики современному миру (см. рис. 1).
Рис. 1. Вызовы и ответы VUCA и BANI-миров
Мир, в котором мы живем сейчас является сложным, хрупким, тревожным и порой даже непостижимым. И ни одна организация, и уж тем более отдельный человек не в силах изменить его динамику. Цитируя Виктора Франкла: «когда мы не можем изменить реальность, нам нужно изменить себя», стоит признать, что нам нужно формировать новые навыки саморегуляции (СР) и адаптации под новые условия. Другими словами, нам нужны ответы, которые помогут справиться с вызовами мира BANI [2]. Хрупкость (Brittle) внешнего мира можно компенсировать, развивая устойчивость, укрепляя основание или фундамент (Basement) организации и усиливая внутренние ресурсы личности. В преодолении тревожности (Anxious) хорошо помогает внимательность (Attentiveness) к деталям и ситуации, происходящей «в моменте». Осознанность становится ключевым навыком, помогающим справится с вызовами тревожного мира. Справиться с нелинейностью (Nonlinear) возможно посредством развития гибкости (Nimble) и быстрого реагирования на изменения. Сталкиваясь с непостижимостью (Incomprehensible), возникает острая потребность в прозрачности и развитии интуитивного мышления (Intuitive thinking) [5]. Помимо всех вышеперечисленных новых характеристик современного мира мы сталкиваемся и с постоянно растущим объемом информации и происходящих событий, которые, безусловно, влияют на нашу психику. Именно проблематика регуляции и нормализации состояния психики человека в динамичном мире была рассмотрена в проведенном нами исследовании.
В рамках эмпирического исследования выдвинута гипотеза о том, что использование в коучинге команд и руководителей коммерческих организаций, формирующих основу (фундамент) компании, а также бизнес-игр и упражнений, направленных на развитие операциональных навыков, приводит к повышению общего уровня осознанной саморегуляции (далее – ОУСР), и, как следствие, повышает эффективность работы и снижает уровень тревожности и стресса. Объектом исследования являлась осознанная саморегуляция, а предметом – методы коучинга, влияющие на повышение общего уровня осознанной саморегуляции в быстроменяющемся мире. Теоретической основой исследования стали концептуальные теоретические положения о психической саморегуляции произвольной активности человека и осознанной саморегуляции (Конопкина О.А., Бехтерева В. М, О. Микшик, Панкратовой Т.М, Алёхина А. И., Метелевой А. А., Дикой Л.Г., Леоновой А. Б., Кузнецовой А. С., Моросановой В.И. и др. [3]. В основу методологического подхода легли исследования индивидуального стиля саморегуляции и индивидуальных особенностей саморегуляции (Моросановой В.И., Агафоновой А.О., Ванина А.В., Зинченко Ю.П., Конопкина О.А. и др.) [1].
В исследовании принимали участие сотрудники, управленческий состав и собственники компаний малого бизнеса в сфере розничной торговли товарами и услугами. Общее количество респондентов составило 60 человек (12 мужчин и 48 женщин) в возрасте от 24 до 52 лет, имеющих разный семейный статус, стаж работы и уровень образования. Помимо сферы профессиональной деятельности характеристикой, объединяющей участников исследования, являлся текущий статус развития компаний, в которых трудоустроены добровольцы. Все организации испытывают на данный момент стагнацию, либо падение продаж, что подтверждено падением основных показателей эффективности, предоставленных собственниками компаний. Внешние экономические и политические факторы оказали существенное влияние как на уровень прибыли компании, так и на внутренний климат в коллективе.
В дальнейшем, принять участие в эксперименте и пройти программу коучингового сопровождения, специально разработанную для данного исследования, было предложено всем респондентам по желанию. В итоге в экспериментальную группу вошли 24 респондента. Для выявления уровня СР была использована Многошкальная опросная методика «Стиль саморегуляции поведения» (далее – ССПМ) Моросановой В.И. Цель данной методики заключается в диагностике развития индивидуальной СР и ее профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также развития регуляторно-личностных свойств – гибкости и самостоятельности.
В рамках проведения настоящего исследования наибольший интерес представляют показатели таких значимых для профессионально-личностного развития изменений регуляторного-личностных свойств сотрудников торговых компаний в условиях нестабильности, как планирование, моделирование, программирование, гибкость и ОУСР [4]. Распределение респондентов по ОУСР до проведения программы выглядело следующим образом: низкий уровень СР показали 63% респондентов, средний – 37%, и ни один из добровольцев не показал высокий уровень СР.
Вторым подходом, направленным на выявление таких показателей, как жизнестойкость, вовлеченность, контроль и принятие риска, являлась методика Опросника жизнестойкости Мадди The Personal Views Survey III-R, а именно модификация Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой. Стоит отметить тот факт, что до проведения программы показатели по четырем шкалам находились на среднем или ниже среднего уровня. Максимальное отклонение от среднего уровня в сторону низкого было выявлено по шкалам жизнестойкости и контроля. Так как выраженная жизнестойкость в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, а высокий показатель контроля говорит об убежденности испытуемого в способности влиять на результат можно сделать вывод, что в группе испытуемых наблюдалась достаточно выраженная степень беспомощности, отсутствие возможности повлиять на результат и на свое будущее, низкая сопротивляемость стрессовым ситуациям.
Следующей, использованной в исследовании методикой, являлась Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) адаптирована Ю.Л. Ханиным. В группе испытуемых наблюдался высокий показатель средней ситуативной тревожности в сравнении с общим личностным уровнем тревожности, который, в свою очередь, находился на среднем уровне. Уровень ситуативной тревожности в экспериментальной группе, составивший 46,7 баллов, говорит о высоком уровне актуальной тревоги испытуемых, попадании в стрессовую ситуацию, и, как следствие, присутствии высокой напряженности и дискомфорта в командах.
Далее нами был проведен корреляционный анализ связей между показателями ОУСР и его составляющими (планирование, моделирование, программирование, оценка, самостоятельность, гибкость) с показателями уровня ситуативной тревожности, осознанности и жизнестойкости. Статистическая обработка показала наличие прямой взаимосвязи между ОУСР и такими показателями как жизнестойкость (r=0.39), контроль (r=0.38), осознанность (r=0.30). Также были вывалены отрицательные взаимосвязи между уровнем тревожности и показателями планирования (r=-0,44), моделирования (r=-0,45) и гибкостью (r=-0,45). Значимость взаимосвязей подтверждена с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
На формирующем этапе исследования была разработана авторская коучинговая программа, целью которой являлось повышение ОУСР сотрудников компании через профессионально-личностное развитие для достижения качественных результатов работы в условиях внешней нестабильности.
Задачи коучинговой программы заключались в:
- формировании навыков планирования, моделирования и контроля, а также в повышении общего уровня саморегуляции;
- развитии навыков оценки результатов, а также внешних и внутренних изменений для своевременной корректировки действий по достижению цели;
- развитии самостоятельности в принятии решений в рамках зоны своей компетенции, повышении устойчивости функционирования структуры организации в условиях внешних изменений;
- формировании миссии и ценностей компании для объединения команды и общей направленности действий;
- формировании стратегических целей и построении плана по их достижению.
Апробация программы проходила на протяжении 12 недель. Групповые занятия длительностью 2 ч проводились 1 раз в неделю. В финале программы была проведена авторская бизнес-игра «Форсайт» продолжительностью 8 ч. Таким образом, общий объем программы составил 32 ч.
Содержание авторской групповой коучинговой программы, направленной на повышение ОУСР, приведено в таблице.
Таблица
Содержание авторской коучинговой программы
№ |
Тема занятия |
Цель |
Развиваемый навык и(или) результат |
---|---|---|---|
1 |
Знакомство и презентация целей программы |
Знакомство, установка контакта с сотрудниками компании, создание доверительной атмосферы, знакомство с целями программы и планом работ |
План работ на 12 недель и принятие участниками цели программы |
2 |
Диагностика |
Исследование текущей ситуации, формирование результатов предыдущих периодов и их анализ |
Оценка |
3 |
Идеальные горизонты |
Формирование картины будущего компании в самых смелых формулировках, без текущих ограничений и рамок |
Планирование |
4 |
Постановка краткосрочной цели компании |
Формирование первичных краткосрочных целей для достижения главной |
Программирование |
5 |
Диагностика ресурсов (люди, инструменты, процессы) |
Исследование основных ресурсов компании, выявление наиболее значимых, формирование плана по наращиванию недостающих ресурсов |
Оценка Моделирование |
6 |
Детальное планирование |
Формирование тактических планов действий для достижения краткосрочных целей |
Программирование Самостоятельность |
7 |
Мотивация на действия |
Разбор мотивационных схем компании в целом и у руководящего состава в частности. Повышение уровня мотивации на результат |
Самостоятельность |
8 |
Персональная ответственность |
Определение влияния внешних факторов на результативность действий. Формирование понятия круга влияния и персональной ответственности |
Самостоятельность |
9 |
Исследование внешнего окружения |
Исследование окружения и влияния внешних факторов, трансформация проблем в возможности |
Оценка Моделирование |
10 |
Промежуточный результат/итоги |
Подведение промежуточных итогов, оценка результатов работы. |
Оценка |
11 |
Корректировка плана |
Корректировка действий, пересмотр тактических планов |
Программирование Гибкость |
12 |
Миссия и ценности компании |
Формирование миссии и ценностей компании |
Понимание и принятие миссии и ценностей |
13 |
Бизнес-игра «Форсайт» |
Создание долгосрочной стратегии с учетом этапов развития компании по теории спиральной динамики |
Планирование Моделирование Оценивание Результат; Стратегия компании |
После проведения контрольного исследования мы зафиксировали рост показателя ОУСР. После проведения программы средний уровень СР наблюдался у 29% респондентов, тогда как 63% участников исследования находились в группе с высоким уровнем СР (см. рис. 2).
Рис. 2. Распределение респондентов по общему уровню саморегуляции до и после прохождения программы
Примечателен то факт, что максимальный прирост наблюдался по тем показателям, на которые делался акцент в рамках программы, а именно: планирование +73%, моделирование +88%, ОУСР +55%. Под воздействием формирующего этапа исследования произошли положительные изменения всех исследуемых показателей (см. рис. 3).
Рис. 3. Динамика изменений параметров жизнестойкости экспериментальной группы до и после прохождения программы
Стоит отметить, что максимальное количество респондентов, перешедших после прохождения программы со среднего уровня на высокий, наблюдалось по параметру «Контроль» – прирост по этому показателю составил 80%. На основании этого факта можно сделать вывод о том, что в рамках программы удалось усилить убеждение участников в том, что действия и борьба позволяют влиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
Что касается уровня тревожности, то здесь мы зафиксировали его снижение. До проведения программы участники экспериментальной группы проявляли повышенный средний уровень ситуативной тревожности – 25 и 67% волонтеров показывали высокий и средний уровни, соответственно. После прохождения программы количество респондентов с высоким уровнем тревожности снизилось до 0, и до 21% упало количество испытуемых с низким уровнем тревожности (см. рис. 4).
Рис. 4. Распределение экспериментальной группы по уровням ситуативной тревожности до и после программы
Для оценки значимости различий показателей экспериментальной группы до и после проведения коучинговой программы был использован T-критерий Стьюдента, позволяющий оценить сдвиг значений исследуемого признака в двух замерах одной и той же выборки. Значимость сдвига подтверждена.
Приведенные итоги формирующего этапа исследования доказывают, что использование авторской программы, направленной на повышение ОУСР, оказалось эффективным для развития навыков планирования, моделирования, оценки результатов, а также контроля и самостоятельности. Кроме того, у экспериментальной группы снизился уровень ситуативной тревожности, что подтверждает выполнение поставленной перед исследованием задачи подтверждения гипотезы.
Авторская коучинговая программа может быть рекомендована к использованию в качестве средства повышения профессиональных навыков планирования, построения стратегии компании, стабилизации внутреннего климата через снижение уровня тревожности и повышения ОУСР в коммерческих и некоммерческих организациях.
Выводы
В результате эмпирического исследования эффективности коучинг-технологий как средства формирования навыков саморегуляции было выявлено, что все респонденты, проходившие констатирующий этап исследования, обладают низким или средним уровнями саморегуляции, осознают скорость и количество изменений, происходящих в современном мире, в то же время проявляют желание и готовность справляться с этими изменениями, даже выходя за привычные рамки. Именно поэтому в эпоху быстроменяющегося мира требуются эффективные инструменты для работы над саморегуляцией. Одним из средств, решающим задачу повышения саморегуляции в неопределенном мире, является авторская групповая коучинговая программа, использованная в данном исследовании.
Существует прямая взаимосвязь между общим уровнем саморегуляции и такими показателями как жизнестойкость, контроль и осознанность. Также установлена обратная взаимосвязь между показателем толерантности к неопределенности и общим уровнем саморегуляции. Помимо взаимосвязей с общим уровнем саморегуляции выделены отрицательные взаимосвязи между уровнем стрессоустойчивости и показателями планирования, моделирования и гибкостью.
Работа над развитием таких регуляторных функций как планирование, моделирование, контроль и гибкость приводит к повышению общего уровня саморегуляции и, как следствие, снижению уровня тревожности и повышению уровня стрессоустойчивости.
Разработанная нами авторская коучинговая программа направлена на повышение общего уровня саморегуляции посредством работы над ее составляющими: планированием, моделированием, контролем, оценкой и самостоятельностью. Программа построена на интегральном подходе, включающем в себя коучинговые модели, а также модель спиральной динамики Грейвза. Более 30% упражнений в составе программы, включая бизнес-игру «Форсайт», являются авторскими.
Положительная динамика проявилась во всех показателях, стоявших в задачах программы: общий уровень саморегуляции, планирование, моделирование, оценка результатов, а также контроль и самостоятельность показали статистически значимые изменения после завершения программы. Все поставленные перед программой задачи были выполнены и подтверждены результатами исследования. Таким образом, разработанная нами авторская групповая коучинговая программа является эффективным средством формирования навыков саморегуляции и повышения его общего уровня.