В большинстве стран мира институт школы вышел из лона религии, а жрецы и представители духовенства были первыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмы были основными очагами образования и культуры. Первые университеты появились в стенах монастырей.
Расширение сферы влияния религиозного образования порождает и ряд серьезных социальных проблем. Наиболее важная из них – поиск форм оптимального взаимодействия светского и религиозного образования и воспитания, определение «допустимых границ» влияния религиозного содержания на образовательный процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях. Одним из ключевых направлений такого взаимодействия становится их функциональная интеграция в рамках целесообразного сотрудничества светских и конфессиональных институтов, не предполагающего организационного объединения, но основанного на функциональной взаимосвязанности дифференцированных частей.
Религия – один из первых социальных институтов, который носит массовый характер.
Светские школы стали появляться в стране лишь при Петре I. Их было очень мало – к началу XIX в. лишь 315 на территории всей России. Позднее число таких школ увеличилось, и большинство из них перешло в ведение земства, а некоторые стали частными. К началу XX в. в ведении светских властей уже находилось 43 тысячи школ. Столько же было начальных церковноприходских школ. Отметим, что государство всемерно ориентировалось на поддержку именно церковных школ и выделяло им из бюджета в шесть раз больше средств, нежели земским школам.
К ведению Православной Церкви относились также многие духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения. Образование и воспитание во всех этих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выбора мировоззрения. Такова была государственная политика в области образования. Характерно, что в 1817 г. особым манифестом российский император Александр I передал все школы в ведение Синода. При Синоде был создан Училищный совет, который сосредоточил в своих руках все дело народного образования. Лишь много позднее в составе правительства появилось Министерство просвещения, но и оно проводило линию на подчинение обучения во всех учебных заведениях задаче внедрения и поддержания религиозной веры.
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
- религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
- религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и вне культовую,
- религиозные отношения (культовые, вне культовые),
- религиозные организации.
Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.
- Мировоззренческая – религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
- Коммуникативная – общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
- Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
- Регулятивная – осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
- Интегративная – позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
- Политическая – лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
- Культурная – религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
- Дезинтегрирующая – религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Религия в образовании также закреплена в нормативно-правовых актах, таких как Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования, которая находится в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской федерации», а также в статье 5 Федерального закона №125 «О свободе совести и о религиозных объединениях». Конституция гласит: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними в статье 28.
Религия в течение своей истории в разные периоды развития постоянно влияла на процессы формирования и функционирования разных видов интеллектуальной деятельности, других разнообразных форм социальной активности.
Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.
Новая стратегия ОРКСЭ, то есть объяснения, что такое религия, – лишь начальная часть большой программы. Религия не может присутствовать в современной российской школе как практика, но знание о религиозных потребностях и религиозной практике человечества сможет научить детей внимательно и уважительно относиться к религии, уважать верующих людей и в конечном итоге вывести институты из того сложного положения, в котором они оказались в процессе модернизационного скачка России.