Автор(-ы):
Балябин Владислав Альбертович
3 февраля 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В исследовании предпринята попытка определить роль религии в образовательном праве.
Текст статьи
В большинстве стран мира институт школы вышел из лона религии, а жрецы и представители духовенства были первыми учителями. Вплоть до позднего Средневековья в Европе монастыри и храмы были основными очагами образования и культуры. Первые университеты появились в стенах монастырей.
Расширение сферы влияния религиозного образования порождает и ряд серьезных социальных проблем. Наиболее важная из них – поиск форм оптимального взаимодействия светского и религиозного образования и воспитания, определение «допустимых границ» влияния религиозного содержания на образовательный процесс, осуществляемый в светских учебных заведениях. Одним из ключевых направлений такого взаимодействия становится их функциональная интеграция в рамках целесообразного сотрудничества светских и конфессиональных институтов, не предполагающего организационного объединения, но основанного на функциональной взаимосвязанности дифференцированных частей.
Религия – один из первых социальных институтов, который носит массовый характер.
Светские школы стали появляться в стране лишь при Петре I. Их было очень мало – к началу XIX в. лишь 315 на территории всей России. Позднее число таких школ увеличилось, и большинство из них перешло в ведение земства, а некоторые стали частными. К началу XX в. в ведении светских властей уже находилось 43 тысячи школ. Столько же было начальных церковноприходских школ. Отметим, что государство всемерно ориентировалось на поддержку именно церковных школ и выделяло им из бюджета в шесть раз больше средств, нежели земским школам.
К ведению Православной Церкви относились также многие духовные училища, семинарии, четыре академии и другие учебные заведения. Образование и воспитание во всех этих школах носили чисто религиозный характер, исключавший свободу выбора мировоззрения. Такова была государственная политика в области образования. Характерно, что в 1817 г. особым манифестом российский император Александр I передал все школы в ведение Синода. При Синоде был создан Училищный совет, который сосредоточил в своих руках все дело народного образования. Лишь много позднее в составе правительства появилось Министерство просвещения, но и оно проводило линию на подчинение обучения во всех учебных заведениях задаче внедрения и поддержания религиозной веры.
В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:
Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.
Религия в образовании также закреплена в нормативно-правовых актах, таких как Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования, которая находится в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской федерации», а также в статье 5 Федерального закона №125 «О свободе совести и о религиозных объединениях». Конституция гласит: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними в статье 28.
Религия в течение своей истории в разные периоды развития постоянно влияла на процессы формирования и функционирования разных видов интеллектуальной деятельности, других разнообразных форм социальной активности.
Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.
Новая стратегия ОРКСЭ, то есть объяснения, что такое религия, – лишь начальная часть большой программы. Религия не может присутствовать в современной российской школе как практика, но знание о религиозных потребностях и религиозной практике человечества сможет научить детей внимательно и уважительно относиться к религии, уважать верующих людей и в конечном итоге вывести институты из того сложного положения, в котором они оказались в процессе модернизационного скачка России.
Список литературы
Поделиться
Балябин В. А. Роль религии в образовательном праве // Актуальные исследования. 2023. №5 (135). С. 123-125. URL: https://apni.ru/article/5559-rol-religii-v-obrazovanii