В последние годы в ходе модернизации процесса образования, а именно при переходе от обучения «знаниям, умениям и навыкам» к компетентностному подходу, происходят существенные изменения целей, содержания, методов и технологий обучения. Востребованная на сегодняшний день личностно-ориентированная парадигма обучения и воспитания предусматривает обучающегося в центре образовательного процесса, ставит на первое место учет его потребностей, способностей, мотивации и интересов. Значительный акцент делается на межличностную коммуникацию, на вовлечение обучающегося в интерактивное обучение, то есть в обучение через опыт, общение и сотрудничество с преподавателем и с другими обучающимися.
Традиционная пассивная модель обучения, когда обучаемый (назвать его «обучающимся» в данном контексте нельзя) является «объектом» обучения, где он просто слушает, видит и запоминает информацию, исходящую от преподавателя (непререкаемого авторитета), постепенно стала заменяться активной моделью обучения. При активной педагогической направленности в обучении между преподавателем (теперь он больше в роли наставника и помощника) и обучающимся возникает диалог, сотрудничество и обратная связь; таким образом, обучающийся выступает теперь «субъектом» обучения. Что касается интерактивной модели обучения, то такой диалог, такое взаимодействие возникает не только с преподавателем-наставником, но и со всеми остальными обучающимися в группе. Также интерактивные методы подразумевают активное использование различных учебных материалов (книг, карт, схем, инструкций, учебной доски, компьютеров – всего того, что может быть необходимым для достижения поставленных целей обучения).
Наряду с тем, что современная педагогика ставит в центр обучения самого обучающегося, вовлекает его во взаимодействие со всеми остальными участниками образовательного процесса, она также направлена на предоставление каждому возможности получить образование. Особую актуальность в этом случае приобретает дистанционная форма обучения. Ошибочно предполагать, что дистанционное обучение (ДО) – это некая обновленная форма привычного заочного обучения, которое в большей степени относится к традиционной пассивной модели обучения «преподаватель → обучаемый». Вся система обучения в дистанционной форме строится на принципах активного и интерактивного обучения. ДО – это способ реализовать процесс обучения, основываясь на использовании информационных и телекоммуникационных технологий. Этот вид обучения позволяет получить образование на расстоянии, предоставляет равные возможности всем желающим обучаться, не завися от внешних экономических, социальных, географических факторов, а также от возможных личных физиологических ограничений (обучающиеся с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья).
Чтобы правильно организовать дистанционную деятельность обучающихся, необходимо рассмотреть основные формы и виды учебной деятельности в информационных сетях. Поскольку при интерактивной модели обучения предполагается активное общение обучающихся между собой и с преподавателем, то и в дистанционной форме такое общение должно оставаться первостепенным видом деятельности на различных этапах процесса обучения. В дистанционной форме предпочтительнее использовать малые группы сотрудничества. Преподавателю следует объединять в такие подгруппы по 4-5 человек (максимально не больше 7), стараясь, чтобы в каждой такой малой группе был один обучающийся с более высоким уровнем подготовленности по сравнению со всеми остальными. Обучающиеся обмениваются адресами своих электронных почтовых ящиков, номерами в мессенджерах для возможности постоянной связи между собой. Помимо этого для обсуждения тех или иных возникающих в процессе обучения вопросов обучающиеся имеют возможность использовать форумы, чаты, которые доступны в современных Интернет-программах, платформах, оболочках [2, с.375]. Проведение онлайн-конференций позволяет преподавателю использовать парные, групповые, коллективные формы деятельности, таким образом сымитировать традиционную аудиторную работу, но уже в условиях не физического, а виртуального взаимодействия.
Основные виды деятельности на дистанционных занятиях не отличаются от очных видов деятельности. К ним относятся: дискуссии, обсуждения, беседы, ролевые игры с решением учебной проблемы, проектная деятельность и т.д. [2, с. 376]. Все эти виды деятельности побуждают обучающихся к самостоятельным рассуждениям и высказываниям, а развитие самостоятельной деятельности является также одним из приоритетных направлений современной педагогики. Таким образом, можно сказать, что самостоятельность напрямую связана с проявлением активности и интерактивности на занятиях (аудиторных и дистанционных). Интерактивные формы организации познавательной деятельности требуют проявления заинтересованности, самостоятельного мышления, настойчивости, творчества и инициативы при решении учебной проблемы. В ходе решения предложенной преподавателем проблемы обучающиеся концентрируют свое внимание на изучаемом материале, осмысливают объяснения преподавателя, развивают компетенции, сопоставляют и сравнивают факты, а затем самостоятельно делают выводы и обобщения, которые в дальнейшем презентуются в виде устных монологических, диалогических высказываний или в письменной форме [1, с. 12].
Несмотря на вышеизложенные достоинства, дистанционное обучение имеет ряд недостатков, которые преподавателю необходимо учитывать при организации онлайн-занятия.
При осуществлении дистанционного обучения на первый ряд выходят проблемы технического характера. Некоторые проблемы такого плана могут возникать независимо от обучающегося. К ним относятся плохая пропускная способность линий связи, неспособность телекоммуникационных сетей отреагировать на увеличивающуюся нагрузку и даже полное отсутствие возможности выхода в Интернет. Есть также технические трудности, напрямую зависящие от подготовленности самого обучающегося к занятию, от степени его оснащенности необходимым оборудованием. Для осуществления полноценной дистанционной работы обучающемуся необходимо иметь компьютер, ноутбук или планшет, а также видеокамеру и наушники. К сожалению, не все обучающиеся подходят осознанно к проблеме технического обеспечения своего рабочего места. И, как результат, при отсутствии, например, видеокамеры обучающиеся находятся на онлайн-занятии без возможности их видеть. Это создает трудности как для преподавателя, который не может отследить степень вовлеченности таких обучающихся в учебный процесс, так и для всех остальных участников дистанционного занятия.
Далее стоит также упомянуть о психологических аспектах дистанционной формы обучения. У каждого обучающегося сформирован свой «образ Я». Выходя впервые за рамки обычного аудиторного занятия, попадая в среду онлайн-занятия, например, видеоконференции, обучающийся может столкнуться с проблемой несовпадения своего привычного «образа Я» с тем, что он теперь видит со стороны, на экране своего ноутбука. Подобные же проблемы он может испытать при прослушивании своих голосовых сообщений. Необходимо будет время, чтобы обучающийся смог привыкнуть к своему образу и голосу «со стороны». Обучающемуся, можно сказать, приходится знакомиться снова с самим собой, узнавать себя с другого ракурса. Этим психологические трудности не ограничиваются. Так, при таком дистанционном обучении, когда отсутствует визуальный контакт с преподавателем и другими обучающимися, из процесса обучения будет частично исключаться такой важный психологический ресурс, как эмпатия, что также может негативно повлиять на реализацию интерактивных методов в обучении и на достижение поставленных целей обучения. Нельзя также забывать о значимости тактильных ощущений на занятиях. Возможность потрогать, прикоснуться к предмету с целью понять его лучше особенно важна для обучающихся младшего возраста. При дистанционном обучении такой аспект, как тактильное восприятие, исключается, и, в лучшем случае, обучающийся может получить только аудиовизуальный образ предмета.
В дополнение к вышеизложенному следует добавить, что, несмотря на то, что ДО служит для того, чтобы каждый имел возможность обучаться, такое обучение требует подготовленности и не для каждого по силам. Во-первых, ДО основывается на широком использовании ресурсов и услуг Интернета, поэтому обучающийся должен быть компетентен в области информационных технологий. Во-вторых, как показывает практика, использование дистанционных форм работы с обучающимися с начальным уровнем подготовленности по той или иной дисциплине не так эффективно, как использование очных форм обучения. Прежде чем переходить на дистанционное обучение, базовые знания предпочтительнее получить при традиционной аудиторной работе.
Представляется, что именно интеграция очных и дистанционных форм обучения с внедрением в них интерактивных методов и технологий является наиболее перспективной моделью обучения в современном мире. Сочетание очных и дистанционных форм обучения требует кропотливой и трудоемкой подготовительной работы на этапе педагогического проектирования [2, с. 375]. Следует четко определить задачи, которые эффективнее перенести в работу онлайн, и тем самым освободить время на очных занятиях, а также задачи, которые требуют обязательного очного общения обучающихся с преподавателем и между собой.
Организация дистанционного обучения предусматривает проявление интерактивности на трех уровнях:
- между преподавателем и обучающимися;
- между самими обучающимися;
- между обучающимися и средствами обучения, которые, в свою очередь, предполагают интерактивность.
Применение интерактивных методов и технологий в дистанционном обучении может быть достаточно эффективным при соблюдении следующих условий:
- Дистанционное обучение организуется высококвалифицированным специалистом, владеющим не только своей предметной областью, но и знанием информационных технологий и психологических особенностей общения в Интернете.
- Преподаватель компетентен в применении различных интерактивных методов и технологий дистанционной формы обучения.
- Педагогически грамотно выбрана виртуальная образовательная платформа.
- Все участники учебного процесса владеют культурой общения.
- Предусмотрена удобная и объективная система контроля и тестирования.
- Продумана эффективная система взаимодействия участников учебного процесса.
В заключение необходимо отметить, что на сегодняшний день Интернет является средством доставки образовательного контента обучающемуся. При этом всемирная информационная сеть является не только техническим средством дистанционного обучения, но и представляет собой образовательно-информационную среду, реализующую принципы интерактивного взаимодействия в дистанционном обучении.