Проблема беженцев, вынужденной миграции населения, предоставления временного убежища – одна из наиболее важных в современном мире.
Само понятие вынужденная миграция достаточно широкое, и включает в себя всю совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по независящим от них причинам, как правило вопреки их желанию (стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия и т.д.).
Россия в 2014 году впервые столкнулась с большим по численности миграционным потоком за долгие годы. Повышенная интенсивность вынужденной миграции возникла преимущественно ввиду военно-политических событий на юго-востоке Украины, в результате которых люди были вынуждены бежать из дома, спасаясь от военных действий и пытаться найти убежище на территории Российской Федерации.
Наше государство, в рамках международных соглашений, статус лиц, вынужденно покидающих место своего постоянного пребывания, определяет Федеральным законом от 19.02.1993 г. № 4528-1 (ред. от 14.07.2022) «О беженцах», а также другими нормативными актами, которые приняты преимущественно, после 2014 года, они же направлены на граждан Украины.
Для целей вышеуказанного Федерального закона применяется следующие основное понятие: беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Существует в законе и такая категория, как временное убежище, также этот вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 г. № 274 (ред. от 24.09.2022) «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». Это понятие включает в себя гуманитарный статус, предусматривающий возможность временно пребывать на территории России тем лицам, которые соответствуют критериям определения «беженец», но не имеют основания для признания таковыми.
Главное различие временного убежища от статуса беженца состоит в том, что временное убежище предоставляется на срок до 1 года (но может продлеваться ежегодно на срок до 12 месяцев, если не изменились обстоятельства, послужившие основанием его предоставления). Статус беженца предоставляется без указания срока (но с обязательным ежегодным прохождением переучета). Также только беженцам гарантируется единовременная выплата, право на социальную защиту, включая содействие в устройстве детей в детские сады, школы.
Президент России Владимир Путин подписал законы о ратификации договоров о принятии Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей в состав России. С 2014 года был принят ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют положение прибывающих лиц с территорий принятых в состав Российской Федерации, в их числе:
- Постановление Правительства РФ от 22.07.2014 г. № 690 «О предоставлении временного убежища гражданам Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики на территории Российской Федерации в упрощенном порядке» (ред. от 05.03.2022);
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.11.2021 года № 1078н «Об утверждении Порядка обязательного медицинского освидетельствования лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, лиц, подавших заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывших с указанными лицами членов их семей»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 г. № 1134 «Об оказании медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Российской Федерации, гражданам Украины, гражданам Донецкой Народной Республики, гражданам Луганской Народной Республики и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской народной Республики, вынужденно покинувшим территорию Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 24.02.2022 г. № 03-226 «О направлении методических рекомендаций», с приложением методических рекомендаций по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики и др.
Можно констатировать, что в 2022 году в России началась новая волна миграционного потока.
Президент Российской Федерации подписал указ о признании ДНР и ЛНР 21.02.2022 г. Решение было принято на фоне резкого обострения ситуации в Донбассе.
24.02.2022 г. Президент России Владимир Путин выступил с обращением к нации, в котором объявил о начале специальной военной операции в Донбассе. Обращение вышло в эфире федерального телевидения около 06:00 24 февраля.
20.10.2022 г. Указом Президента Российской Федерации «О введении военного положения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей» от 19.10.2022 г. № 756 с ноля часов введено военное положение на признанных территориях.
Из-за обстрелов со стороны Украины жители Донецкой и Луганской Народных Республик, а также Запорожской и Херсонской областей стали массово бежать в Россию, ища поддержку и защиту. С начала эвакуационных мероприятий из признанных территорий по последним данным, границу с Российской Федерацией пересекли более 4,8 млн человек, включая 714 тыс. детей.
Также отмечается, что за медицинской помощью обратились 96 тысяч беженцев, включая около 32 тысяч детей, за материальной помощью – 1,2 млн человек. На данный момент 341 тыс. жителей Украины и республик Донбасса находятся в пунктах временного размещения в 60 российских регионах.
Несмотря на то, что временное убежище было введено для украинских переселенцев, даже им было тяжело его получить. А многие нормативно-правовые акты, регулирующие социальные вопросы, были приняты для лиц, прибывающих из Украины, а именно из Донбасса и Луганска, без упоминания Запорожской и Херсонской областей. После подписания Президентом Российской Федерации указа о признании их независимости жители этих территорий гражданами Украины не являются, следовательно, на них не распространялось действие многих нормативных актов принятых в 2014 году, соответственно в 2022 году были внесены изменения в вышеуказанные нормативно-правовые акты.
Сейчас Правительство Российской Федерации в некоторых вопросах предусмотрело упрощенный порядок по некоторым вопросам для жителей признанных территорий. К примеру, лица, постоянно проживающие на территориях Запорожской и Херсонской областей, наделены правом обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке согласно ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ. Соответствующие изменения внесены в указ Президента Российской Федерации от 24.04.2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» - изменен Указом Президента Российской Федерации от 25.05.2022 г. № 304 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».
Распространяется упрощенный порядок и в вопросах занятия трудовой деятельностью без оформления патентов, то есть можно трудоустраиваться сразу по прибытии в нашу страну.
В 2023 году регистрация автомобилей ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей происходит в упрощенном порядке с 14 декабря 2022 года, регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2022 г. № 2216 «Об особенностях предоставления государственных услуг по регистрации транспортных средств и выдаче водительских удостоверений, а также о внесении изменения в пункт 14 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 6 декабря 2022 года. Документ вступил в силу 14 декабря 2022 года.
Принимая во внимание складывающуюся ситуацию на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, продолжающийся рост численности прибывающих на территорию Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и вынужденно покинувших их, Правительство Российской Федерации постановило утвердить распределение по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке – Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 г. № 349 «О распределении по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке». В соответствии с вышеуказанным документом произошло распределение 95 909 чел. по регионам Российской Федерации, за исключением городов федерального значения. В данном постановлении определено, сколько каждый регион может принять граждан для временного проживания. В документе отмечается, что субъекты обязуются обеспечить приём граждан для временного проживания. Больше всего планируют направить в Воронежскую область – 7000 человек, Краснодарский край примет 5330 человек, Республика Крым – 4788 человек, Ростовская область – 4725 человек, Белгородская область – 4547 человек, Ставропольский край – 2005 человек, Иркутская область должна встретить 460 человек.
Решено установить с 1 июля 2022 г. гражданам ДНР, ЛНР, Украины и апатридам, вынужденно покинувшим территории этих государств и прибывшим в Россию после 18 февраля 2022 г., 8 видов выплат. Определены их размеры.
В целях обеспечения социальной поддержки граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лиц без гражданства, вынужденно покинувших территории этих государств и прибывших на территорию Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 27.08.2022 г. № 586 «О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации» установлены с 01.07.2022 г. гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории этих государств и прибывшим на территорию Российской Федерации после 18 февраля 2022 г., следующие виды выплат: ежемесячная пенсионная, ежемесячная социальная выплата инвалидам, доплата к ежемесячной пенсионной выплате или ежемесячной социальной выплате инвалидам, предоставляемая инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также лицам, достигшим возраста 80 лет, ежемесячная выплата ветеранам Великой Отечественной войны, единовременная выплата беременным женщинам, единовременная выплата при рождении ребенка, ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 18 лет в размере 4000 рублей, а в случае если такой ребенок находится под опекой или попечительством, в размере 15 000 рублей, на каждого ребенка в возрасте до 23 лет при условии его обучения по очной форме в образовательной организации в размере 4000 рублей, ежемесячная выплата единственному родителю на каждого ребенка в размере 10 000 рублей.
Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2022 г. № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и правобережной части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и правобережной части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации на постоянное место жительства, которые дают возможность использования сертификата для приобретения жилого помещения на первичном или вторичном рынках жилья на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких). Возможно приобрести жилое помещение (жилые помещения), отвечающее требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).
Помимо государственной поддержки граждан из признанных территорий, осуществляется гуманитарная помощь, сбором которой занимаются благотворители, политики и бизнесмены. С июня 2022 года сумма выплат от Российского Красного Креста (РКК) беженцам из Украины и Донбасса составила почти 186 млн руб. Прямые выплаты получило более 66 тыс. человек. Об этом сообщил глава РКК Павел Савчук.
«Выплаты получило более 66 тыс. человек, оказавшихся в Воронежской, Калужской, Курской, Белгородской, Ростовской, Пензенской, Ульяновской, Тульской, Владимирской областях, а также в Москве», – сказал Павел Савчук в интервью «Известиям».
Павел Савчук дополнил, что еще 91 тыс. человек получили ваучерную помощь от РКК. По его словам, беженцы в Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской областях получили 8,7 тыс. ваучеров на покупку одежды, 52 тыс. – в аптеки, 31 тыс. – в продуктовые магазины. Господин Савчук напомнил, что ваучеры в первую очередь выдаются семьям с детьми до семи лет и с детьми с ограниченными возможностями до 18 лет, а также пенсионерам.
«География выдачи ваучеров достаточно широкая – почти 20 регионов. В 2023 году планируется расширить их число до 32», – сказал он.
Павел Савчук также сообщил, что за помощью в РКК обратилось более 640 тыс. беженцев с 18 февраля 2022 года. При этом, по его словам, в 2014-2015 годах в РКК обращалось около 400 тыс. человек.
Свыше 81 миллиона рублей поступили из добровольных отчислений отдельных граждан и юридических лиц, остальная сумма из фондов Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.
Заключение
Автор статьи согласен с МВД России, которое предлагает в декабре 2022 года внести ряд изменений в Концепцию государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы, в основные направления, в частности, необходимо создание условий для возвращения жителей новых регионов в свои дома, соответствующий проект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Проектом, в частности, предлагается внести изменения в один из пунктов раздела «основные направления миграционной политики».
В него могут включить «создание условий для возвращения, в том числе из-за рубежа, покинувших место постоянного проживания в период проведения специальной военной операции жителей территорий, принятых в состав Российской Федерации», а также «создание условий для возвращения в правовое поле иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, в том числе путем предоставления «амнистии» как работодателям, так и иностранным гражданам, допустившим незначительные нарушения в миграционной сфере».
Беженцы, покинувшие свои дома после начала специальной военной операции, стали возвращаться в свои дома на территории, ставшие новыми регионами РФ. Об этом заявил депутат Госдумы Дмитрий Вяткин в ходе рабочего визита в Ростов-на-Дону, передает ТАСС.
Поток беженцев на сегодняшний день спал. Многие хотят вернуться и возвращаются в свои родные города и села.
Отмечу, что люди стали приезжать назад в связи с активным восстановлением территорий. В качестве примера приведу строительство жилья и социальных объектов в Мариуполе и Волновахе.
Замгубернатора Ростовской области Вадим Артемов сообщил, что до сентября 2022 года границу с Ростовской областью пересекли 3,5 млн жителей новых территорий РФ. После того как ЛНР, ДНР, Запорожская и Херсонская области были присоединены к РФ, подсчет пересекающих границу был прекращен.
Ранее в ООН заявили, что за время СВО в Европу прибыли 7,9 млн жителей Украины. При этом больше всего беженцев обосновались в России (2,85 млн человек), Польше (1,56 млн) и Германии (1,02 млн).
По мнению автора статьи, сегодня необходимо предусмотреть законодательную возможность возвращения граждан ДНР, ЛНР, Украины и апатридов на родную землю в родной дом!