Главная
АИ #6 (136)
Статьи журнала АИ #6 (136)
Генезис и содержание высшего женского образования в России во второй половине XI...

Генезис и содержание высшего женского образования в России во второй половине XIX – начале XX вв.

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

женское образование
Россия
учебные заведения
школы
воспитание

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросам генезиса и содержания высшего женского образования в России во второй половине XIX – начале XX вв. Выделены этапы становления образования женщин в России. Отмечено, что благодаря реформам второй половины XIX века и общественно-педагогическому движению сформировалась разветвленная сеть средних учебных заведений для женщин.

Текст статьи

Особый интерес вызывает период второй половины XIX – начала ХХ вв., когда происходили глубокие изменения во всех сферах жизни (производственной, культурной, образовательной, общественной) и в сознании людей. Активные общественные процессы, связанные с быстрыми темпами развития промышленности и сельского хозяйства, вызвали изменения в системе образования: расширялась сеть начальных и средних общеобразовательных учебных заведений, появлялись новые типы учебно-воспитательных заведений, совершенствовалось содержание образования, методы и формы работы в них. В настоящее время приходится и официальное введение и развитие образования женщин.

Вопросы развития образования женщин в России во второй половине XIX – начале ХХ века – неотъемлемая страница нашей истории, изучение которой и обусловили актуальность темы исследования.

Целью исследования является проведение характеристики генезиса и содержания высшего женского образования в России во второй половине XIX – начале XX вв.

Исследование развития образования женщин в России во второй половине ХІХ – начале ХХ века чрезвычайно важно, потому что именно здесь были открыты первые средние женские учебные заведения, где формировалась интеллектуальная, культурная генерация женщин.

В 1861 г. в связи с пересмотром университетского устава Министерство народного просвещения поставило на обсуждение вопрос об официальном «допуске» женщин к слушанию курса в университете и о предоставлении им права подвергаться испытанию на научные ступени. Большинство университетов поддержали эти предложения. В начале декабря 1861 г. была создана комиссия по подготовке Университетского устава. Согласно этому документу с 1863-64 учебного года женщины должны были покинуть университеты. После издания нового университетского устава 1863 г., который фактически запрещал женщинам посещать высшие учебные заведения даже на правах свободнослушательниц, женщины начали выезжать за границу в университеты Западной Европы.

Вопросы развития высшего женского образования в России во второй половине XIX – начале XX века не были предметом специальных историко-педагогических исследований.

В течение Х – первой половины XIX века сложились благоприятные исторические, социальные и экономические предпосылки. Историческими предпосылками были исконное влечение женщин к знаниям и меценатство в области образования, что стало своеобразной традицией народа. К социальным предпосылкам можно отнести общественное движение, и его составляющую – женское движение. Развитие индустрии, технический прогресс составляют экономические предпосылки.

Вторая половина XIX – начало XX века характеризовалась быстрой сменой общественного поведения женщины. Несмотря на то, что в обществе продолжала сохраняться мысль о традиционном статусе женщины, устаревшая схема «жилье родителей – замужество – хранительница собственного семейного очага» начала подвергаться критике.

Под влиянием прогрессивных педагогов, общественных деятелей, ученых, писателей формировалось новое общественное мнение о роли и месте женщины в обществе, где неотъемлемой частью стало ее право на получение качественного образования.

Ведущие педагоги XIX века считали, что женщине следует открыть доступ к учительским семинариям, а права женщин и мужчин на педагогическом поприще должны быть уравнены. Это явилось определенным шагом на пути к развитию профессионального образования женщин. В обществе также начал широко обсуждаться вопрос предоставления женщинам университетского образования – важнейшего фактора включения женщин в научную деятельность.

1906–1920 гг. – время развития высших женских учебных заведений, преимущественно высших женских курсов, активного открытия средних школ для женщин и появления первых смешанных средних учебных заведений, что значительно расширяло возможности участия женщин во многих областях человеческой деятельности.

В течение длительного времени наблюдалась четкая тенденция к увеличению количества учебных заведений, где могли учиться женщины. Получило свое распространение и активно обсуждалось на различных съездах по народному образованию вопросы совместного обучения и воспитания девушек и парней. Это наблюдалось не только в сфере начального образования, но и среднего и высшего. С хранительницы семейного очага и матери детей женщина постепенно становилась активным членом общества.

Высшие начальные, одноклассные и многоклассные народные училища, частные школы третьего разряда, воскресные школы и школы грамоты были чисто женскими, так и с общей формой обучения девушек и парней. Наиболее распространенной формой получения женщинами высшего образования были Высшие женские курсы. В 1872 г. в Москве по инициативе профессора Московского Университета В.И. Герье были созданы Высшие женские курсы, которые не имели единой учебной программы и постоянных преподавателей и «уподоблялись историко-филологическому факультету». Уровень преподавания ни в чем не уступал университетскому. Вскоре были открыты Высшие женские курсы в Петербурге. Почти всюду их инициаторами и организаторами были сами женщины. Как правило, курсы имели отделения физико-математические или историко-филологические.

Наибольшее внимание уделялось религиозному воспитанию, основными задачами которого были: приучение молодежи к терпению и повиновению, воспитание в духе уважения прав собственности, соблюдение коренных основ общественного строя.

В 1872 г. при Медико-хирургической академии были открыты медицинские женские курсы, которые именовались «Курсами ученых акушерок».

Правительство видело, какое революционное влияние имеет образование, особенно высшее, на женскую молодежь, поэтому в годы реакции женские учебные заведения оказывались первыми жертвами самодержавия. Испуганное революционно-демократическим движением 80-х гг. Правительство закрыло ряд женских курсов. Большинство из них смогло возобновить работу только в начале XX в. Важным для женщин было отсутствие в тексте устава 1884 г. прямого запрета допуска их в университет.

Следует обратить внимание на то, что основным препятствием на пути становления женского высшего образования в начале века было неудовлетворительное состояние женского среднего образования. Вопросы единообразия программ мужских и женских гимназий, улучшение работы средней женской школы и ее соотношение с высшей были серьезными проблемами существования и развития высшей школы.

Таким образом, каждое отдельное женское учебное заведение требует детального изучения, поскольку, так или иначе, его деятельность повлияла на общий процесс становления системы образования, в частности женского, во второй половине XIX – начале XX века. Допуск к обучению в высших учебных заведениях женщин в России в соответствии с образовательной политикой царизма (имевшей мало последовательности) происходил по своеобразной синусоиде.

Список литературы

  1. Днепров Э.Д. Женское образование в России: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – «Педагогика» / Э.Д. Днепров, Р.Ф. Усачева. – М.: Дрофа, 2009. – 285 с.
  2. Князев Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII – начала XX века: смена парадигм / Е.А. Князев. – М.: Сентябрь, 2001. – 239 с.
  3. Коршунова К.Н. Решение женского вопроса в сфере высшего образования в XIX веке в Российской империи / К.Н. Коршунова // Молодой ученый. – 2022. – № 25 (420). – С. 167-171.
  4. Перевалова Е.В. Вопросы женского высшего образования в отечественной прессе. 1860–1880-х гг.: (На материале газеты «Московские ведомости») / Е.В. Перевалова // Высшее образование в России. – 2015. – № 4. – С.136-142.
  5. Слепенкова Е.А. История школы и педагогики. Из истории женского среднего образования в России / Е.А. Слепенкова // Педагогика. – 2000. – № 9. – С. 74-78.

Поделиться

1005

Алтухова А. С. Генезис и содержание высшего женского образования в России во второй половине XIX – начале XX вв. // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.II.С. 75-77. URL: https://apni.ru/article/5568-genezis-i-soderzhanie-visshego-zhenskogo-obra

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января