Специфика формирования ценностно-смыслового отношения студентов-бакалавров к историческому наследию

Статья посвящена анализу специфики формирования ценностно-смыслового отношения студентов-бакалавров к историческому наследию. Отмечены факторы, влияющие на формирование ценностно-смысловых отношений. Обозначена структура учебного процесса, влияющего на формирование ценностно-смысловых отношений студентов.

Аннотация статьи
студенты
история
ценностно-смысловое отношение
уровень образования
Ключевые слова

Вопросы формирования и развития у современной студенческой молодежи гуманистически-ориентированного сознания и в связи с этим воспитание у нее ценностно-смыслового отношения к историческому наследию приобретает сегодня особую актуальность. Ведь под влиянием разных по своей природе социально-экономических, политических, культурологических и других общественных факторов динамично меняются (и, к сожалению, не всегда к лучшему) ценностные приоритеты молодежи.

В то же время обостряются противоречия между традиционными целями и задачами учебно-воспитательного процесса в высших образовательных организациях, которые, как и в советское время, в большинстве своем сохраняют признаки абстрактного, а иногда и откровенно декларативного гуманизма и настоящими запросами современного социума.

Целью исследования является проведение анализа и характеристики специфики формирования ценностно-смыслового отношения студентов-бакалавров к историческому наследию.

Ценностно-смысловое отношение студентов-бакалавров к историческому наследию сочетает в себе рациональное осознание абсолютного значения каждого человека как высшего проявления бытия, всех исторических фактов, выдающихся исторических личностей, а также памятников архитектуры.

На формирование ценностно-смысловых отношений влияют всевозможные внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: система образования, состояние социально-экономических и политических отношений, средства массовой информации, регион проживания, уровень духовной культуры, семья, окружение.

Внутренние (субъективные) факторы: личностно-духовная зрелость, способность к усвоению ценностей, степень развития морального сознания и гармоничность системы ценностных ориентаций.

Взаимодействие внешних и внутренних факторов, соединенных в сложные конфигурации, детерминирует диалектический процесс образования индивидуальных личностных ценностно-смысловых отношений.

Система личностных ценностей является средством дифференциации предметов и явлений окружающей среды по их значимости, определяет устойчивое отношение субъекта к окружающему миру, формируемое в процессе сознательного выбора жизненно важных для него объектов [1, c. 306].

Сформированность иерархической системы личностных ценностей обеспечивает гармоничную целостность, моральную устойчивость личности, ее способность к самоопределению в будущем, что особенно важно для педагогики высшей школы, ведь ценностно-смысловые ориентации личности особенно активно проявляются и трансформируются в профессиональной деятельности и в процессе образовательной подготовки к ней.

Важно отметить, что ценностно-смысловые отношения студентов-бакалавров к историческому наследию имеют динамический характер. Принятие и освоение ценностей – долгий и длительный процесс.

Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые в свою очередь представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Изучение истории родного края способствует появлению связи региональной истории с отечественной историей, с событиями всемирного масштаба, героического прошлого родной страны, дает возможность всецело ощутить смысл понятия «историческое пространство».

Задачи изучения истории страны, ее героического прошлого ориентированы на формирование познавательной сферы личности путем приобретения, студентами определенных знаний, умений и навыков. В первую очередь, это знание фактов, позволяющих устанавливать взаимосвязь истории государства с общим историческим процессом и его место в этом процессе.

Во-вторых, формирование интеллектуальных (приобретать и перерабатывать информацию, выделять главное, существенное в изучаемом содержании, владение мыслительными операциями), общих учебных (осуществлять процесс самоуправляемой учебной деятельности, рационально организовывать выполнение краеведческой самостоятельной работы) и специальных умений.

В-третьих, выработка навыков познавательной деятельности, которые представляют сбой умения и навыки структурирования текста, то есть выделения в нем целостных логических единиц [2, c. 127].

Цели духовно-нравственного воспитания студентов сводятся к трем позициям. Во-первых, необходимо создать условия для максимально полного освоения ими культуры и духовных ценностей, накопленных человечеством, обществом, в частности. Во-вторых, необходимо помочь студенту раскрыть его внутренний мир, мировоззрение, содействуя тем усилиям, которые он сам предпринимает для самоопределения, самоутверждения, самореализации. В-третьих, стимулировать процесс познания студентом героического прошлого страны.

Формируемое в процессе профессиональной подготовки студентов отношение к историческому прошлому родной страны имеет внешнее и внутреннее проявления. Внешнее (социально-личностно-ориентированное) основывается на нравственных принципах и нормах поведения, принятых в обществе. Внутреннее (индивидуально-психологическое) является выражением индивидуально-личностных особенностей студента: его ценностных ориентаций, личностных мотивов, установок, особенностей восприятия, нравственной культуры, гражданского сознания и т.п.

Ценностно-смысловое отношение студентов-бакалавров к историческому наследию способно обеспечить формирование таких важных компонентов ценностно-смыслового отношения, как: когнитивного (знание и понимание основных понятий, категорий, терминов прав и свобод человека и гражданина, их реализации, охраны и защиты); мотивационно-ценностного (осознанное и эмоционально окрашенное отношение к человеку как ценности, уважение прав и свобод человека) и деятельно-процессуального (сформированные умения и навыки применять знания о правах и свободах человека, процедурах по их защите, выборе форм и способов поведения, оптимальных по обеспечению уважения к человеческому достоинству, историческому подвигу личностей, памятным историческим датам и т.п.) [3, c. 459].

В содержании учебных программ должна быть более последовательно отражена идея исторических фактов как государственной ценности и принцип двухстороннего взаимодействия «человек-история». Содержание учебного материала должно быть отобрано таким образом, чтобы влиять на эмоционально-ценностную сферу будущих специалистов в сфере истории и обеспечивать комплексное влияние на развитие компонентов ценностно-смыслового отношения к историческому прошлому [4, c. 48].

Психолого-педагогические механизмы и системообразующие факторы формирования ценностного отношения к историческому прошлому страны являются фундаментом, на котором выстраиваются соответствующие формы, методы и средства, способствующие результативности данного процесса, что дает возможность его формирования с учетом следующих позиций: активизации всех механизмов создания ценностного отношения к историческому прошлому государства; выстраивании процесса профессиональной подготовки в высшей образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей личности и спецификой образовательного пространства [5, c. 106].

Таким образом, ценностно-смысловое отношение к истории является совокупностью ценностных ориентаций и личностных смыслов, которые заключаются в отношении личности к истории как к главной исторической ценности и направляют его активность на установление и сохранение исторического прошлого.

Текст статьи
  1. Бакланов И.О., Веденеева Г.И. Ценностно-смысловое отношение студентов к образованию в условиях гуманитарного вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 4-2. – С. 300-304.
  2. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.О. Гражданско-патриотическое воспитание как направление социально-педагогической деятельности в образовательных организациях. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. – 429 с.
  3. Жигулина А.И. Специфика и особенности формирования ценностных ориентаций / А. И. Жигулина // Молодой ученый. – 2019. – № 51 (289). – С. 458-460.
  4. Конончик А.В., Матненко И.А. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-культурной среды ВУЗа как проблема // Омский вестник. – 2013. – № 4. – С. 46-54.
  5. Федорова С.И. Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Федорова Светлана Ивановна. – Москва, 2015. – 365 с.
Список литературы