Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование и развитие личности. Посредством социализации ребёнок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы, свойственные его культуре. В общем понимание социализация – приобретение, результатом чего является включение социального в структуру личности [1, с. 103].
Игра – сильнейшее средство социализации дошкольника. В играх формируется принятие своего имени, создание индивидуальных качеств, понимание собственных прав и обязанностей. Игра своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиций.
Игра занимает важное место в жизни человека, поскольку в дошкольном возрасте именно игровая деятельность является основным видом деятельности ребёнка представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.
В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание дошкольника в общее для всех жизненное пространство. Происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения, ценностей и достижение оптимального уровня информированности, знаний.
Игра – это подготовка ребёнка к взрослой жизни. Большинство детских сюжетно – ролевых игр отражают труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шофёру, лётчику, пожарному, отображают бытовые действия членов семьи и их отношение [3, с. 4.]
Рассматривая проблему социализации ребёнка дошкольного возраста, опираясь на идею активизации личности в условиях включения её в социально значимую деятельность А.С. Макаренко, роль коммуникативных умений, общения и речи в развитии ребёнка дошкольного возраста А. В. Запорожец. Поддерживается утверждение о значимости периода детства и ведущем виде деятельности – игре.
Вопрос о квалификации детски игр уточнён в трудах Н.К. Крупской, в своих статьях она выделяет игры, которые создаются дошкольниками:
- свободные игры;
- самостоятельные игры;
- свободные игры;
- игры с правилами.
Все виды игр можно объединить в две группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, и разными формами активности дошкольников.
Социализация старших дошкольников является сложным структурным образованием, отображающим потребность ребёнка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей себя и окружающей действительности, которые зависят от совокупности определённых знаний о мире (информационно-когнитивный компонент), от содержания установок, мотивов и связанных с ними отношений, стремлений, интересов и актуализация опыта собственного [2, с. 447]. На прохождение процесса социализации ребёнка оказывают влияние его индивидуальные особенности (тип личности, а также её интеллект), психическое состояние и типичные настроения, форма и уровень общения и взаимодействия с окружающими). Социализация каждого конкретного человека имеет индивидуальные особенности и проявления, она осуществляется по правилам, и имеет механизмы определённые. Механизмы социализации, следующие:
- традиционные (через семью и ближайшее окружение);
- институциональный (через различные институты общества);
- стилизованный (через субкультуры);
- межличностный (через значимых лиц);
- рефлексивный (через осознание и переживание).
Образовательная область «Социализация» направлена на достижение целей освоения представлений социального характера и включение дошкольников в систему социальных отношений, через решение задач:
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование гендерной, гражданской и семейной принадлежности, чувство принадлежности к мировому сообществу и патриотических чувств [4, с. 53].
Говоря об организации игровой деятельности дошкольника как о свободной деятельности, нами поддерживаются идеи развития игровой позиции, которая основывается на общих принципах игры.
Игровая деятельность, как средство социализации, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребёнка, создать большой простор проявлению его индивидуальности. Многообразие возможностей игровой деятельности проявляется в активизации познавательных способностей, коррекции недостатков личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной действительности и интеллектуально осваивать систему человеческих отношений.
В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, игровых действий, ролей, реализуемых в игре правил. В этом возрасте конструкторская игра превращается в трудовую деятельность.
В таких играх дошкольники усваивают элементарные трудовые навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. Появляются и развиваются способности планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, представления и воображения. Дошкольники учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления.
Игра является эмоционально привлекательной формой творческой самореализации дошкольника, которая выражается в индивидуальном проживании роли, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей действительности. В силу разнообразия предметного содержания игровая деятельность представляет дошкольникам приобрести спектр знаний об окружающем мире. В процессе социализации на ребёнка дошкольного возраста оказываются различные влияния со стороны родителей, воспитателей, родственников, друзей.
Выявлены условия социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности:
- Создание в группе детского сада предметно-игровой среды, которая соответствует возрасту дошкольников.
- Организация воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание важности вопроса социализации ребёнка в игровой форме.
- Интегрирование игр с методами и приёмами, содержащими игровую ситуацию и направленными на социализацию детей [2, с.115].
В широком направлении предметно – развивающая среда является социокультурным пространством, способствующим развитию личности ребёнка. В узком направлении – это предметно – игровая среда. Создавая адекватную возрасту и особенностям детей предметно-игровую среду, стимулирует их игровую деятельность, обогащая её, оказывает влияние на социализацию. Игровая среда является проводником знаний о мире и влияет на становление социального опыта дошкольника.
Важное условие – это организация воспитателем эмоциональной и благоприятной атмосферы в группе и осознание им важности вопроса социализации ребёнка в игровой деятельности. Воспитатель является непосредственным участником в социализации дошкольника, результат зависит от адекватной социализирующей позиции, способность создавать атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада. Зная особенности дошкольников, воспитатель имеет возможность направлять их социальное становление, он выступает для дошкольников образцом, знающим каких образом необходимо вести себя в обществе.
Воспитатель для дошкольников кажется в глазах детей опытным, взрослым, и имеющим познавать вместе с ними. Это положение предполагает сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на доверительном взаимодействии дошкольника с воспитателем, что влияет на его социальное становление. Если воспитатель включается в игровую деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя с большой аккуратностью, чтобы не разрушать детскую инициативу.
В игре дошкольник воспроизводит впечатления от окружающего мира, воспитателю необходимо развивать воображение, суждения, фантазию, мысли, социальный опыт детей, побуждать их к самостоятельному обдумыванию замысла игры. Только игровой деятельности им может оказаться недостаточно.
Следовательно, надо сочетать её с методами и приёмами, имеющими игровую ситуацию и ориентированными на социализацию детей.
Данное условие является непосредственно направленной деятельностью воспитателя и его участие в процессе социализации дошкольника. Для формирования гармоничной личности необходимо содействовать социализации дошкольника не только в группе детского сада, но и в социальном институте – семье. Семья и дошкольное учреждение, как институты социализации способствуют социально-психологической адаптации ребёнка к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
Рецензент – Рыморева К. С.