Теория цвета для дизайнеров является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов в профессиональной деятельности. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного использования цвета в композиции важно быть знакомым с такими понятиями как знания о природных характеристиках цвета, основных, составных и дополнительных цветах, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовых гармоний. Теория и история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. Цвет предоставляет ценную информацию об окружающей среде, как точные механизмы, объясняющие, как цвета воспринимаются нами, посредством высокоуровневых механизмов, которые связывают восприятие цвета с нисходящими ожиданиями и знаниями.
Смысл колористической подготовки учащихся колледжа заключается в том, чтобы научить воссоздать цвета в их гармоничном сочетании по возможности точно в системе учебных упражнений, заданий, а также применения полученных знаний на практике. Профессии дизайнера, отведено одно из ключевых мест в рыночной экономики, так как профессионально важными качествами для дизайнера является художественное воображение, образное мышление и коммуникабельность.
В искусстве и практической деятельности постоянно решаются вопросы, связанные с цветом. Цветоведение – довольно сложная наука. Даже начинающий дизайнер обязан знать основные сведения о свете и цвете: психологическое и физиологическое воздействие на человека, зависимость цвета от освещения, гармоничные сочетания тонов и влияние их друг на друга, компьютерное представление цвета и т. д. Цветоведение – это не только наука о структуре цвета, но и об эстетическом, психологическом восприятиях цвета, что играет огромную роль в работе дизайнеров всех направлений.
Цветоведение – это анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Курс «Цветоведение» является одной из базовых дисциплин в подготовке дизайнеров. Умение видеть и «чувствовать» цвет глазами имеет немаловажное значение в развитии дизайнерского мышления у обучающихся, так как современное видение цвета носит больше визуально-материальный характер, нежели символический или духовный. Понимание чувства стиля, основных критериев гармонии цвета в художественном оформлении дизайн-проекта является базовым умением в профессиональном обучении студентов.
Теорией цвета занимались многие выдающиеся люди: Гете, Оствальд, Гельмгольц и другие. Огромное значение имеют работы Иоханнеса Иттена. «Форкурс» – учебная дисциплина, которую вел в Баухаузе Иттен, – развивала у студентов мастерство свободного владения цветом. Его книга «Искусство цвета» является одним из основных учебников архитекторов и дизайнеров.
Исследования в области цветоведения проводили такие известные европейские ученые, как: И. Ньютон, Гете, Рунге, Гемгольц, Геринг, Оствальд, Ламберт, Максвелл и другие. В учении о цвете переплетаются философские, эстетические и естественно научные проблемы.
С древних времен философы и ученые пытались объяснить природу цвета. Исаак Ньютон первым научно объяснил природу цветных полос, получающихся при разложении солнечного света оптической призмой. Открытия Ньютона впервые привели к правильному представлению о физической природе цвета, он первый расположил цвета спектра в форме круга. Круг цветов из книги «Оптика» (1704), показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами [1-3].
К наиболее интенсивным, но вызывавшим даже в прошлом много споров работам принадлежит «Учение о цвете» Гёте (1810 г.), где рассматриваются все явления, связанные с цветом, исключительно с позицией воздействия цвета на человека. При этом он различает воздействие цвета на организм человека (физиологическое воздействие) и воздействие на внутренний мир (психологическое воздействие). Идеи Гёте о воздействии цвета и гармонии цветов служили в прошлом исходными позициями для художника. Филипп Отто Рунге (1777-1810) понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус [1-3].
В XIX и XX вв. наука о цвете обогатилась многочисленными исследованиями, в которых также рассматривался вопрос о воздействии цвета на человека. Теорией цвета занимались А.Х. Манселл, В. Освальд, И. Иттен и др., которые разработали цветовые системы, помогающие художникам, ученым и дизайнерам классифицировать и описать цвета. В дизайне наибольшее распространение получили «цветовой круг» Иттена, круг естественных цветов по Гете, большой «цветовой круг» Освальда, а также цветовая система Манселла, цветовая модель Филиппа Отто Рунге [1-3].
Современные ученые – специалисты по цвету занимаются вопросами систематизации цветов, основываясь на достижениях науки и практики. Современное цветоведение занимается вопросами целесообразного и целенаправленного цветового оформления во всех сферах жизни и деятельности человека, вопросами правильного использования динамики цвета. Этот раздел цветоведения оказывает самое непосредственное влияние на работу художника, дизайнера и архитектора, в частности на цветовое решение городской среды и интерьеров всех видов. Появляются все новые и новые цветовые системы. Строятся различные цветовые круги, разрабатываются атласы цветов. Цвет в науке и технике порой теряет визуальные качества и превращается в систему чисел.
Изучение исторического и современного опыта работы ученых и педагогов-практиков в области колористического образования студентов предопределило необходимость разработки оптимального содержания образования в области цветоведения с учетом новых достижений в области педагогики и науки о цвете.
Различные стороны обучения студентов основам цветоведения, применения его закономерностей в профессиональной изобразительной деятельности нашли отражение в диссертационных исследованиях и публикациях С.С. Алексеева, H.H. Волкова, А.В. Ефимова, В.И. Денисенко, А.С. Зайцева, Ю.В. Коробко, A.A. Масленникова, Т.Н. Наливиной, П.П. Ревякина, A.A. Унковского, Л.H. Мироновой и других авторов.
Значительный вклад в развитие художественной педагогии и методики внесли современные ученые-методисты: Г.В. Беды, С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, А.А. Унковский, О.В. Шаляпин, Е.В. Шорохов и другие. Вопросы, связанные с развитием цветового и королистического восприятия нашли отражение в диссертациях Абишева С.И., Турыгина Е.М., Золотых М.С.
Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, мышление, представление и воображение), выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющую воздействия цвета на человека. Эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Неоспоримым фактом является и то, что выбор цвета отражает психологические качества человека. Выбор того или иного цвета может очень многое сказать о человеке.
Языку цвета человек учится у самой природы. Каждый цвет представлен в ней с разной частотой и «массой» и ассоциируется с определенными предметами и явлениями природы. Наибольшее пространство в природе занимают цвета неба (синий, голубой, серый), земной поверхности и растений (коричневый, зеленый). Такой цвет как красный, имеет малую «поверхность» в природе и ассоциируется с цветами, кровью и редко закатами солнца. То же относится к оранжевому, светло-желтому, фиолетовому и другим смешанным цветам, которые вкрапливаются в основную цветовую гамму природы [6]. По этому принципу создается и образ в искусстве, где общая цветовая гамма подчеркивает центральное цветовое пятно и отражает цветовое взаимоотношение в природе. Кроме того, каждый цвет имеет определенное эмоциональное воздействие, и человек выбирает себе предпочтительные для него цвета и отвергает нежелательные [6].
Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн.
Достижения научно-технического прогресса, развитие культуры и искусства, появление новых художественных материалов и технологий значительно расширили возможности художественного образования студентов, предопределили развитие содержательных основ курса «Цветоведения» в системе подготовки будущих дизайнеров. Эти знания помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности студентов: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет, осуществлять дизайн – проекты в профессиональной деятельности.