Главная
АИ #6 (136)
Статьи журнала АИ #6 (136)
«Цветоведение» как одна из базовых дисциплин в подготовке студентов-дизайнеров

«Цветоведение» как одна из базовых дисциплин в подготовке студентов-дизайнеров

Автор(-ы):

Ненахова Ирина Николаевна

5 февраля 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

практика
практическая деятельность
теория
цвет
колористическая грамотность
наука о цвете
профессиональная изобразительная деятельность
дизайн-проекты

Аннотация статьи

В статье раскрывается роль базовой дисциплины «Цветоведения» для будущей профессиональной деятельности дизайнеров, а также смысл колористической подготовки учащихся колледжа. Цветоведение – это не только наука о структуре цвета, но и о его эстетическом и психологическом восприятии. Данная дисциплина играет огромную роль в работе дизайнеров всех направлений. Изучение природы цвета, его влияния на человека и способы его использования, является исключительно важным аспектом в подготовке специалистов с квалификацией «Дизайнер».

Текст статьи

Теория цвета для дизайнеров является руководящим принципом, определяющим восприятие и, в частности, применение цветов в профессиональной деятельности. Что в живописи, что в дизайне, что в иллюстрации, цвета имеют первостепенное значение. Для эффективного использования цвета в композиции важно быть знакомым с такими понятиями как знания о природных характеристиках цвета, основных, составных и дополнительных цветах, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовых гармоний. Теория и история цвета развивалась путем исследований и научных экспериментов. Цвет предоставляет ценную информацию об окружающей среде, как точные механизмы, объясняющие, как цвета воспринимаются нами, посредством высокоуровневых механизмов, которые связывают восприятие цвета с нисходящими ожиданиями и знаниями.

Смысл колористической подготовки учащихся колледжа заключается в том, чтобы научить воссоздать цвета в их гармоничном сочетании по возможности точно в системе учебных упражнений, заданий, а также применения полученных знаний на практике. Профессии дизайнера, отведено одно из ключевых мест в рыночной экономики, так как профессионально важными качествами для дизайнера является художественное воображение, образное мышление и коммуникабельность.

В искусстве и практической деятельности постоянно решаются вопросы, связанные с цветом. Цветоведение – довольно сложная наука. Даже начинающий дизайнер обязан знать основные сведения о свете и цвете: психологическое и физиологическое воздействие на человека, зависимость цвета от освещения, гармоничные сочетания тонов и влияние их друг на друга, компьютерное представление цвета и т. д. Цветоведение – это не только наука о структуре цвета, но и об эстетическом, психологическом восприятиях цвета, что играет огромную роль в работе дизайнеров всех направлений.

Цветоведение – это анализ процесса восприятия и различения цвета на основе систематизированных сведений из физики, физиологии и психологии. Курс «Цветоведение» является одной из базовых дисциплин в подготовке дизайнеров. Умение видеть и «чувствовать» цвет глазами имеет немаловажное значение в развитии дизайнерского мышления у обучающихся, так как современное видение цвета носит больше визуально-материальный характер, нежели символический или духовный. Понимание чувства стиля, основных критериев гармонии цвета в художественном оформлении дизайн-проекта является базовым умением в профессиональном обучении студентов.

Теорией цвета занимались многие выдающиеся люди: Гете, Оствальд, Гельмгольц и другие. Огромное значение имеют работы Иоханнеса Иттена. «Форкурс» – учебная дисциплина, которую вел в Баухаузе Иттен, – развивала у студентов мастерство свободного владения цветом. Его книга «Искусство цвета» является одним из основных учебников архитекторов и дизайнеров.

Исследования в области цветоведения проводили такие известные европейские ученые, как: И. Ньютон, Гете, Рунге, Гемгольц, Геринг, Оствальд, Ламберт, Максвелл и другие. В учении о цвете переплетаются философские, эстетические и естественно научные проблемы.

С древних времен философы и ученые пытались объяснить природу цвета. Исаак Ньютон первым научно объяснил природу цветных полос, получающихся при разложении солнечного света оптической призмой. Открытия Ньютона впервые привели к правильному представлению о физической природе цвета, он первый расположил цвета спектра в форме круга. Круг цветов из книги «Оптика» (1704), показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами [1-3].

К наиболее интенсивным, но вызывавшим даже в прошлом много споров работам принадлежит «Учение о цвете» Гёте (1810 г.), где рассматриваются все явления, связанные с цветом, исключительно с позицией воздействия цвета на человека. При этом он различает воздействие цвета на организм человека (физиологическое воздействие) и воздействие на внутренний мир (психологическое воздействие). Идеи Гёте о воздействии цвета и гармонии цветов служили в прошлом исходными позициями для художника. Филипп Отто Рунге (1777-1810) понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус [1-3].

В XIX и XX вв. наука о цвете обогатилась многочисленными исследованиями, в которых также рассматривался вопрос о воздействии цвета на человека. Теорией цвета занимались А.Х. Манселл, В. Освальд, И. Иттен и др., которые разработали цветовые системы, помогающие художникам, ученым и дизайнерам классифицировать и описать цвета. В дизайне наибольшее распространение получили «цветовой круг» Иттена, круг естественных цветов по Гете, большой «цветовой круг» Освальда, а также цветовая система Манселла, цветовая модель Филиппа Отто Рунге [1-3].

Современные ученые – специалисты по цвету занимаются вопросами систематизации цветов, основываясь на достижениях науки и практики. Современное цветоведение занимается вопросами целесообразного и целенаправленного цветового оформления во всех сферах жизни и деятельности человека, вопросами правильного использования динамики цвета. Этот раздел цветоведения оказывает самое непосредственное влияние на работу художника, дизайнера и архитектора, в частности на цветовое решение городской среды и интерьеров всех видов. Появляются все новые и новые цветовые системы. Строятся различные цветовые круги, разрабатываются атласы цветов. Цвет в науке и технике порой теряет визуальные качества и превращается в систему чисел.

Изучение исторического и современного опыта работы ученых и педагогов-практиков в области колористического образования студентов предопределило необходимость разработки оптимального содержания образования в области цветоведения с учетом новых достижений в области педагогики и науки о цвете.

Различные стороны обучения студентов основам цветоведения, применения его закономерностей в профессиональной изобразительной деятельности нашли отражение в диссертационных исследованиях и публикациях С.С. Алексеева, H.H. Волкова, А.В. Ефимова, В.И. Денисенко, А.С. Зайцева, Ю.В. Коробко, A.A. Масленникова, Т.Н. Наливиной, П.П. Ревякина, A.A. Унковского, Л.H. Мироновой и других авторов.

Значительный вклад в развитие художественной педагогии и методики внесли современные ученые-методисты: Г.В. Беды, С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Н.М. Сокольникова, А.А. Унковский, О.В. Шаляпин, Е.В. Шорохов и другие. Вопросы, связанные с развитием цветового и королистического восприятия нашли отражение в диссертациях Абишева С.И., Турыгина Е.М., Золотых М.С.

Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, мышление, представление и воображение), выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющую воздействия цвета на человека. Эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Неоспоримым фактом является и то, что выбор цвета отражает психологические качества человека. Выбор того или иного цвета может очень многое сказать о человеке.

Языку цвета человек учится у самой природы. Каждый цвет представлен в ней с разной частотой и «массой» и ассоциируется с определенными предметами и явлениями природы. Наибольшее пространство в природе занимают цвета неба (синий, голубой, серый), земной поверхности и растений (коричневый, зеленый). Такой цвет как красный, имеет малую «поверхность» в природе и ассоциируется с цветами, кровью и редко закатами солнца. То же относится к оранжевому, светло-желтому, фиолетовому и другим смешанным цветам, которые вкрапливаются в основную цветовую гамму природы [6]. По этому принципу создается и образ в искусстве, где общая цветовая гамма подчеркивает центральное цветовое пятно и отражает цветовое взаимоотношение в природе. Кроме того, каждый цвет имеет определенное эмоциональное воздействие, и человек выбирает себе предпочтительные для него цвета и отвергает нежелательные [6].

Дизайнер оперирует богатым арсеналом цветовых схем, при использовании которых очень важно добиваться гармонии. В этом как раз и помогают цветовые палитры, позволяя получать согласованный и эстетически привлекательный дизайн.

Достижения научно-технического прогресса, развитие культуры и искусства, появление новых художественных материалов и технологий значительно расширили возможности художественного образования студентов, предопределили развитие содержательных основ курса «Цветоведения» в системе подготовки будущих дизайнеров. Эти знания помогают в самостоятельной творческой деятельности, развивают мыслительные способности студентов: умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет, осуществлять дизайн – проекты в профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Вышейшая школа, 1984.
  2. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971.
  3. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве» : пособие для учителей.-3-е изд. / Л.Н.Миронова. – Мн.:Беларусь, 2005 г.
  4. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М: Академический проект, 2003 г.
  5. Иоханнес Иттен. Искусство цвета 7-е издание. Москва. Д. Аронов, 2011 г.
  6. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. – 3-е изд. / Л.Н.Миронова. – Мн: Беларусь, 2005 г.
  7. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. – 3 изд. – М: Издательство Юрайт, 2018 г.
  8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов. – М: Академический проект, 2004 г. С. 36.
  9. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. Издательство «Искусство», 1986 г.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] : учебник для вузов / А.Г.Маклаков. – СПб.; Питер, 2001. – 583 с.; ил. – (Серия «Учебник нового века»).

Поделиться

627

Ненахова И. Н. «Цветоведение» как одна из базовых дисциплин в подготовке студентов-дизайнеров // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.II.С. 98-100. URL: https://apni.ru/article/5572-tsvetovedenie-kak-odna-iz-bazovikh-distsiplin

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая