Актуальность. В современном судостроении и судоремонте важное значение имеют проблемы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в судостроительных и судоремонтных организациях, на морских и речных базах. Так как эти проблемы приводят к значительным материальным и людским потерям, наносят ущерб природе.
Судостроение и судоремонт являются отраслями с повышенной пожарной опасностью. Процессы строительства и ремонта судов имеют свои специфические особенности, связанные с применением в большом количестве различных горючих веществ и материалов (лаки, краски, растворители, изоляционные материалы), а также с большими объемами огневых работ, которые нередко приводят к пожарам. При возникновении внештатной ситуации, главной целью противопожарной службы является недопущение распространения пожара и минимизация материального ущерба.
Целью работы является: разработка и совершенствование мероприятий по пожарной безопасности АО «Хабаровского судостроительного завода».
Задачами работы является: анализ ЧС на судостроительных заводах, инженерный расчет системы пожаротушения в окрасочном цехе.
Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей. В таблице ниже представим статистику пожаров на предприятиях судостроения за период 2015-2020гг.
Таблица 1
Статистика пожаров на предприятиях судостроения
Показатель |
Период статистического анализа | ||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 | |
Количество пожаров |
12 |
12 |
6 |
9 |
10 |
Ущерб, (млн. руб.) |
3,707 |
3,338 |
2,879 |
4,258 |
3,487 |
Рис. 1. Количество пожаров за разные периоды статистического анализа
Причинами возникновения пожаров как уже сказано было выше является огромное количества различных по своей природе факторов – нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования; нарушения правил противопожарного режима при проведении огневых и огнеопасных работ; неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил и требований пожарной безопасности, халатность и т.д., что в свою очередь с конструктивными особенностями судна приводит к серьезным авариям. На рис. 2 приведены наиболее характерные причины возникновения пожаров на различных судостроительных предприятиях [3].
Таблица 2
Характерные причины возникновения пожаров
Причины возникновения |
Кол-во в год |
---|---|
Нарушение технологического регламента |
16 |
Нарушение при проведении огневых работ |
20 |
Нарушения правил эксплуатации газового оборудования |
25 |
Нарушения правил эксплуатации электрооборудования |
82 |
Нарушения правил хранения, использования горюче смазочных материалов |
10 |
Нарушение правил ТТУ |
20 |
Нарушение правил монтажа электрооборудования |
25 |
Механическое разрушение узлов |
8 |
Конструкторский недостаток электрооборудования |
22 |
Конструкторский недостаток применяемых изделий |
7 |
Статическое электричество |
6 |
Самовоспламенение промасленной ветоши, других веществ |
12 |
Инженерный расчёт системы пожаротушения в блоке корпусных цехов, в котором происходит окрашивание, подготовка смесей и постройка корпусов.
1 – Водоисточник; 2 – Резервный насос; 3 – Подпитывающий насос (жокей-насос); 4 – Основной насос; 5 – Задвижка; 6 – Обратный клапан; 7 – Электроконтактный манометр (ЭКМ1) для запуска основного насоса; 8 – ЭКМ2 для остановки жокей-насоса; 9 – ЭКМ3 для запуска жокей-насоса; 10 – Промежуточная мембранная емкость; 11 – ЭКМ4 для сигнализации о выходе основного насоса на режим; 12 – Сигнализатор давления универсальный (СДУ); 13 – Распределительный трубопровод; 14 – Питающий трубопровод; 15 – ЭКМ5 для сигнализации об утечке в системе; 16 – Подводящий трубопровод; 17 – Контрольно-сигнальный клапан
Рис. 2. Система пожаротушения в блоке корпусных цехов
«Мокрая» спринклерная система представляет собой водозаполненную систему, предназначенную для защиты объектов, в которых температура не опускается ниже 0 оС.
В данной системе все трубопроводы заполнены водой или водным раствором. Такие системы применяются на большинстве объектов, требующих защиты спринклерной системой пожаротушения.
Гидравлический расчет автоматической системы пожаротущшения.
Согласно Приложения Б [1] «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Производственные помещения, удельная пожарная нагрузка 181 – 1400 МДж/м2 по степени пожарной опасности и функциональному назначению относятся к группе помещений – 2.
С учетом выбранной группы объекта защиты, определяем параметры установки пожаротушения в соответствии с табл. 3 [1]:
- интенсивность орошения водой – 0.08 л/(м2 с)
- расход огнетушащего вещества – 20 л/с
- минимальная площадь орошения – не менее 120 м2
- расстояние между оросителями – не менее 4 м
- продолжительность подачи воды – не менее 60 мин.
В пределах одного помещения должны использоваться только однотипные оростели с одинаковым диаметром выходных отверстий.
Выбираем тип оросителя по паспорту согласно исходным данным.
Выбираем ороститель устанавливаемый вертикально вверх СПОО - РУо(д)0.74-R1/2/Р57.В3-«СПУ-15»:
- минимальное давление, которое необходимо обеспечить у диктующего оросителя Р=0,12 МПа
- максимальное расстояние между оросителями не более 4 м.
Скорость движения воды в напорных трубопроводах должна быть не более 10 м/с, принимаем 5 м/с.
Расчетный расход воды через диктующий ороситель, расположенный в диктующей защищаемой орошаемой площади, определяем:
где q1 – расход ОТВ через диктующий ороситель, л/с;
k – коэффициент производительности оросителя, принимаемый по технической документации на изделие, л/(с·МПа);
Р – давление перед оросителем, МПа.
Минимальное расчетное количество оросителей необходимое для защиты диктующей площади:
где Qн = 20 л/с – нормативный расход спринклерной АУП согласно таблицам 5.2 [1]
Намечаем трассировку трубопроводной сети и план размещения оросителей; для наглядности трассировка трубопроводной сети по объекту защиты изображается в аксонометрическом виде.
Компоновка оросителей на распределительном трубопроводе АУП согласно [1] выполняю по кольцевой схеме.
Расход первого диктующего оросителя 1 является расчетным значением Q1–2 на участке L1–2 между первым и вторым оросителями.
Диаметр трубопровода на участке L1–2 определяем по формуле:
где d1–2 – диаметр между первым и вторым оросителями трубопровода, мм;
Q1–2 – расход ОТВ, л/с;
v – скорость движения воды, м/с.
Диаметр увеличиваем до ближайшего номинального значения по ГОСТ. Принимаем d1-2=32 мм
Потери давления Р1–2 на участке L1–2 определятся по формуле
где kT – удельная характеристика трубопровода;
Давление у оросителя 2
Расход оросителя 2 составит
где d2-а – диаметр трубопровода между вторым оросителем и точкой а, мм;
Q2 – расход, л/с;
v – скорость движения воды, м/с.
Диаметр увеличиваем до ближайшего номинального значения по ГОСТ. Принимаем d2=40 мм
Потери давления Р2-а на участке L2-а определяется по формуле
Давление в точке а составит
Расход оросителя а составит
– расход в точке а на 4 аросителя;
Обобщенную характеристику ряда I определяется из выражения
где d2 – диаметр трубопровода у второго оросителя, мм;
Q2 – расход, л/с;
v – скорость движения воды, м/с.
Диаметр увеличиваем до ближайшего номинального значения по ГОСТ. Принимаем d2=65
Потери давления на участке а–б определяется по формуле
Потери давления в точке б составят:
Расход воды на II рядке составит:
Расход воды на участке б-в составит:
Расход системы составит:
Расчет спринклерных АУП проводится из условия
Qн≤Qc
где Qн = 20 л/с – нормативный расход спринклерной АУП СП-5.13130.2009;
Qс = 23.29л/с– фактический расход спринклерной АУП.
Условие выполняется.
Давление пожарного насоса складывается из следующих составляющих:
где РН – требуемое давление пожарного насоса, МПа;
РГ – потери давления на горизонтальном участке трубопровода, МПа;
РВ – потери давления на вертикальном участке трубопровода, МПа;
РМ – потери давления в местных сопротивлениях (фасонных деталях), МПа;
Руу – местные сопротивления в узле управления (сигнальном клапане, задвижках, затворах), МПа;
РД – давление у диктующей защищаемой площади, МПа;
Z – пьезометрическое давление (геометрическая высота диктующего оросителя над осью пожарного насоса), Мпа; Z = Н/100;
PВХ – давление на входе пожарного насоса (определяется согласно варианту), Мпа,
PТР – давление требуемое, Мпа.
От точки с до пожарного насоса вычисляются потери давления в трубах по длине с учетом местных сопротивлений, в том числе в узлах управления (сигнальных клапанах, задвижках, затворах).
Гидравлические потери давления в диктующем питающем трубопроводе определяется суммированием гидравлических потерь на отдельных участках трубопровода по формуле:
где ΔPI - гидравлические потери давления на участке Li, Мпа;
Q - расход ОТВ, л/с;
kт – удельная характеристика трубопровода на участке Li;
Для питающего трубопровода на участке в-г, принимаем трубу 0,01 м
Результаты расчета представлены в таблице 3.
Таблица 3
Расчёт автоматизированной установки пожаротушения в окрасочном цеху
Потери давления |
Участок |
Длинна участка м |
Диаметр трубопровода м |
Расход на участке л/с |
Потеря давления на участке Мпа |
---|---|---|---|---|---|
Рг |
б-г |
114.8 |
0.065 (Кт=572) |
23.29 |
0,79 |
Pд |
г-д |
4,5 |
0.065 (Кт=572) |
23.29 |
0,0139 |
Руу |
Сигнальный клапан АV-1 |
|
0.065 |
23.29 |
0,0017 |
Задвижка -3 шт. |
|
0.065 |
23.29 |
0.0081 | |
Обратный клапан – 1шт. |
|
0.065 |
23.29 |
0,009 | |
PМ |
Отвод – 5 шт. |
|
0.065 |
23.29 |
0,0042 |
Пьезометрическое давление при высоте потолка 4.5 м и высоте оси пожарного насоса 0.5 м составляет Z=0,045 Мпа.
Потери давления в местных сопротивлениях Рм=0,0042 МПа.
Требуемое давление пожарного насоса составляет:
Рн=0,79+0,014+0,002+0,0042+0,12= 0,93 Мпа = 93м.вод.ст.
Расчет ведут таким образом, чтобы давление у узла управления не превышало 1 МПа, если иное не оговорено в технических условиях.
Давление у узла управления не превышает 1 Мпа.
С учетом выбранной группы объекта защиты продолжительность подачи огнетушащего вещества составит 60 мин.
Подбираем по расчетному давлению и расходу тип и марку пожарного насоса: NB 65-250.
Вывод. Наибольшее количество пожаров возникает вследствие беспечности или небрежности как со стороны судовой администрации, так и со стороны непосредственных исполнителей ремонтных работ. При надлежащем выполнении существующих противопожарных правил пожар почти всегда может быть предотвращен. Основным условием недопущения пожара является постоянная бдительность со стороны судовой администрации, четкое и точное исполнение регламента технических работ с соблюдением всех требований и норм противопожарной безопасности. А также использование на судостроительном заводе автоматических средств пожаротушения.