Главная
АИ #6 (136)
Статьи журнала АИ #6 (136)
Обеспечение пожарной безопасности на судостроительном заводе

Обеспечение пожарной безопасности на судостроительном заводе

Научный руководитель

Акименко Наталья Юрьевна

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

пожар
пожарная безопасность
судостроение
инженерный расчет

Аннотация статьи

Исследование нацелено на разработку и совершенствование мероприятий по пожарной безопасности судостроительного предприятия.

Текст статьи

Актуальность. В современном судостроении и судоремонте важное значение имеют проблемы, связанные с обеспечением пожарной безопасности в судостроительных и судоремонтных организациях, на морских и речных базах. Так как эти проблемы приводят к значительным материальным и людским потерям, наносят ущерб природе.

Судостроение и судоремонт являются отраслями с повышенной пожарной опасностью. Процессы строительства и ремонта судов имеют свои специфические особенности, связанные с применением в большом количестве различных горючих веществ и материалов (лаки, краски, растворители, изоляционные материалы), а также с большими объемами огневых работ, которые нередко приводят к пожарам. При возникновении внештатной ситуации, главной целью противопожарной службы является недопущение распространения пожара и минимизация материального ущерба.

Целью работы является: разработка и совершенствование мероприятий по пожарной безопасности АО «Хабаровского судостроительного завода».

Задачами работы является: анализ ЧС на судостроительных заводах, инженерный расчет системы пожаротушения в окрасочном цехе.

Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей. В таблице ниже представим статистику пожаров на предприятиях судостроения за период 2015-2020гг.

Таблица 1

Статистика пожаров на предприятиях судостроения

Показатель

Период статистического анализа

2016

2017

2018

2019

2020

Количество пожаров

12

12

6

9

10

Ущерб, (млн. руб.)

3,707

3,338

2,879

4,258

3,487

Рис. 1. Количество пожаров за разные периоды статистического анализа

Причинами возникновения пожаров как уже сказано было выше является огромное количества различных по своей природе факторов – нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования; нарушения правил противопожарного режима при проведении огневых и огнеопасных работ; неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил и требований пожарной безопасности, халатность и т.д., что в свою очередь с конструктивными особенностями судна приводит к серьезным авариям. На рис. 2 приведены наиболее характерные причины возникновения пожаров на различных судостроительных предприятиях [3].

Таблица 2

Характерные причины возникновения пожаров

Причины возникновения

Кол-во в год

Нарушение технологического регламента

16

Нарушение при проведении огневых работ

20

Нарушения правил эксплуатации газового оборудования

25

Нарушения правил эксплуатации электрооборудования

82

Нарушения правил хранения, использования горюче смазочных материалов

10

Нарушение правил ТТУ

20

Нарушение правил монтажа электрооборудования

25

Механическое разрушение узлов

8

Конструкторский недостаток электрооборудования

22

Конструкторский недостаток применяемых изделий

7

Статическое электричество

6

Самовоспламенение промасленной ветоши, других веществ

12

Инженерный расчёт системы пожаротушения в блоке корпусных цехов, в котором происходит окрашивание, подготовка смесей и постройка корпусов.

1 – Водоисточник; 2 – Резервный насос; 3 – Подпитывающий насос (жокей-насос); 4 – Основной насос; 5 – Задвижка; 6 – Обратный клапан; 7 – Электроконтактный манометр (ЭКМ1) для запуска основного насоса; 8 – ЭКМ2 для остановки жокей-насоса; 9 – ЭКМ3 для запуска жокей-насоса; 10 – Промежуточная мембранная емкость; 11 – ЭКМ4 для сигнализации о выходе основного насоса на режим; 12 – Сигнализатор давления универсальный (СДУ); 13 – Распределительный трубопровод; 14 – Питающий трубопровод; 15 – ЭКМ5 для сигнализации об утечке в системе; 16 – Подводящий трубопровод; 17 – Контрольно-сигнальный клапан
Рис. 2. Система пожаротушения в блоке корпусных цехов

«Мокрая» спринклерная система представляет собой водозаполненную систему, предназначенную для защиты объектов, в которых температура не опускается ниже 0 оС.

В данной системе все трубопроводы заполнены водой или водным раствором. Такие системы применяются на большинстве объектов, требующих защиты спринклерной системой пожаротушения.

Гидравлический расчет автоматической системы пожаротущшения.

Согласно Приложения Б [1] «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Производственные помещения, удельная пожарная нагрузка 181 – 1400 МДж/м2 по степени пожарной опасности и функциональному назначению относятся к группе помещений – 2.

С учетом выбранной группы объекта защиты, определяем параметры установки пожаротушения в соответствии с табл. 3 [1]:

  • интенсивность орошения водой – 0.08 л/(м2 с)
  • расход огнетушащего вещества – 20 л/с
  • минимальная площадь орошения – не менее 120 м2
  • расстояние между оросителями – не менее 4 м
  • продолжительность подачи воды – не менее 60 мин.

В пределах одного помещения должны использоваться только однотипные оростели с одинаковым диаметром выходных отверстий.

Выбираем тип оросителя по паспорту согласно исходным данным.

Выбираем ороститель устанавливаемый вертикально вверх СПОО - РУо(д)0.74-R1/2/Р57.В3-«СПУ-15»:

  • минимальное давление, которое необходимо обеспечить у диктующего оросителя Р=0,12 МПа
  • максимальное расстояние между оросителями не более 4 м.

Скорость движения воды в напорных трубопроводах должна быть не более 10 м/с, принимаем 5 м/с.

Расчетный расход воды через диктующий ороситель, расположенный в диктующей защищаемой орошаемой площади, определяем:

где q1 – расход ОТВ через диктующий ороситель, л/с;

k – коэффициент производительности оросителя, принимаемый по технической документации на изделие, л/(с·МПа);

Р – давление перед оросителем, МПа.

Минимальное расчетное количество оросителей необходимое для защиты диктующей площади:

где Qн = 20 л/с – нормативный расход спринклерной АУП согласно таблицам 5.2 [1]

Намечаем трассировку трубопроводной сети и план размещения оросителей; для наглядности трассировка трубопроводной сети по объекту защиты изображается в аксонометрическом виде.

Компоновка оросителей на распределительном трубопроводе АУП согласно [1] выполняю по кольцевой схеме.

Расход первого диктующего оросителя является расчетным значением Q1–2 на участке L1–2 между первым и вторым оросителями.

Диаметр трубопровода на участке L1–2 определяем по формуле:

где d1–2 – диаметр между первым и вторым оросителями трубопровода, мм;

Q1– расход ОТВ, л/с;

– скорость движения воды, м/с.

Диаметр увеличиваем до ближайшего номинального значения по ГОСТ. Принимаем d1-2=32 мм

Потери давления Р1–2 на участке L1–2 определятся по формуле

где kT – удельная характеристика трубопровода;

Давление у оросителя 2

Расход оросителя 2 составит

где d2-а – диаметр трубопровода между вторым оросителем и точкой а, мм;

Q2 – расход, л/с;

– скорость движения воды, м/с.

Диаметр увеличиваем до ближайшего номинального значения по ГОСТ. Принимаем d2=40 мм

Потери давления Р2-а на участке L2-а определяется по формуле

Давление в точке а составит

Расход оросителя а составит

  – расход в точке а на 4 аросителя;

Обобщенную характеристику ряда I определяется из выражения

где d2 – диаметр трубопровода у второго оросителя, мм;

Q– расход, л/с;

– скорость движения воды, м/с.

Диаметр увеличиваем до ближайшего номинального значения по ГОСТ. Принимаем d2=65

Потери давления на участке а–б определяется по формуле

Потери давления в точке б составят:

Расход воды на II рядке составит:

Расход воды на участке б-в составит:

Расход системы составит:

Расчет спринклерных АУП проводится из условия

Qн≤Qc

где Qн = 20 л/с – нормативный расход спринклерной АУП СП-5.13130.2009;

Qс = 23.29л/с– фактический расход спринклерной АУП.

Условие выполняется.

Давление пожарного насоса складывается из следующих составляющих:

где РН – требуемое давление пожарного насоса, МПа;

РГ – потери давления на горизонтальном участке трубопровода, МПа;

РВ – потери давления на вертикальном участке трубопровода, МПа;

РМ – потери давления в местных сопротивлениях (фасонных деталях), МПа;

Руу – местные сопротивления в узле управления (сигнальном клапане, задвижках, затворах), МПа;

РД – давление у диктующей защищаемой площади, МПа;

Z – пьезометрическое давление (геометрическая высота диктующего оросителя над осью пожарного насоса), Мпа; Z = Н/100;

PВХ – давление на входе пожарного насоса (определяется согласно варианту), Мпа,

PТР – давление требуемое, Мпа.

От точки с до пожарного насоса вычисляются потери давления в трубах по длине с учетом местных сопротивлений, в том числе в узлах управления (сигнальных клапанах, задвижках, затворах).

Гидравлические потери давления в диктующем питающем трубопроводе определяется суммированием гидравлических потерь на отдельных участках трубопровода по формуле:

где ΔPI - гидравлические потери давления на участке Li, Мпа;

Q - расход ОТВ, л/с;

kт – удельная характеристика трубопровода на участке Li;

Для питающего трубопровода на участке в-г, принимаем трубу 0,01 м

Результаты расчета представлены в таблице 3.

Таблица 3

Расчёт автоматизированной установки пожаротушения в окрасочном цеху

Потери давления

Участок

Длинна участка м

Диаметр трубопровода м

Расход на участке л/с

Потеря давления на участке Мпа

Рг

б-г

114.8

0.065 (Кт=572)

23.29

0,79

Pд

г-д

4,5

0.065 (Кт=572)

23.29

0,0139

Руу

Сигнальный клапан АV-1

 

0.065

23.29

0,0017

Задвижка -3 шт.

 

0.065

23.29

0.0081

Обратный

клапан – 1шт.

 

0.065

23.29

0,009

PМ

Отвод – 5 шт.

 

0.065

23.29

0,0042

Пьезометрическое давление при высоте потолка 4.5 м и высоте оси пожарного насоса 0.5 м составляет Z=0,045 Мпа.

Потери давления в местных сопротивлениях Рм=0,0042 МПа.

Требуемое давление пожарного насоса составляет:

Рн=0,79+0,014+0,002+0,0042+0,12= 0,93 Мпа = 93м.вод.ст.

Расчет ведут таким образом, чтобы давление у узла управления не превышало 1 МПа, если иное не оговорено в технических условиях.

Давление у узла управления не превышает 1 Мпа.

С учетом выбранной группы объекта защиты продолжительность подачи огнетушащего вещества составит 60 мин.

Подбираем по расчетному давлению и расходу тип и марку пожарного насоса: NB 65-250.

Вывод. Наибольшее количество пожаров возникает вследствие беспечности или небрежности как со стороны судовой администрации, так и со стороны непосредственных исполнителей ремонтных работ. При надлежащем выполнении существующих противопожарных правил пожар почти всегда может быть предотвращен. Основным условием недопущения пожара является постоянная бдительность со стороны судовой администрации, четкое и точное исполнение регламента технических работ с соблюдением всех требований и норм противопожарной безопасности. А также использование на судостроительном заводе автоматических средств пожаротушения.

Список литературы

  1. СП «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
  2. Теребнев В.В. Справочник руководителя тушения пожара. – М.: Пожкнига, 2020. – 248 с.
  3. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Подгрушный А.В. Промышленные здания и сооружения. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 2. – М.: Пожнаука 2018. - 412с.
  4. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Подгрушный А.В. Объекты добычи, переработки и хранения горючих жидкостей и газов. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 4. – М.: Пожнаука 2020. - 325с.
  5. Теребнев В.В., Артемьев Н.С., Грачев В.А. Транспорт: наземный, морской, речной, воздушный, метро. Противопожарная защита и тушение пожаров. Книга № 6. – М.: Пожнаука 2020. -383с.
  6. Теребнев В.В., Смирнов В.А. Пожаротушение. (Справочник). – 2-е издание - Екатеринбург, 2019. – 472 с.
  7. Теребнев В.В. Организация службы начальника караула пожарной части. – М: ООО «ИБС-ХОЛДИНГ», 2019 – 232 с.
  8. Теребнев В.В., Подгрушный А.В., Пожарная тактика: Основы тушения пожаров М.: Академия ГПС МЧС России, 2020 – 322 с.
  9. Теребнев В.В., Теребнев А.В., Подгрушный А.В., Грачев А.В. Тактическая подготовка должностных лиц органов управления силами и средствами на пожаре М.: Академия ГПС МЧС России, 2020 – 301 с.
  10. Теребнев В. В., Теребнев А. В. Основы теории управления силами и средствами на пожаре: Учебное пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. – 291 с.
  11. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
  12. Приказ МЧС России № 630 «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».

Поделиться

1277

Сухоловская П. В. Обеспечение пожарной безопасности на судостроительном заводе // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.I.С. 40-45. URL: https://apni.ru/article/5574-obespechenie-pozharnoj-bezopasnosti-na-sudost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря