Выбор темы связан с необходимостью поиска новых методов и приемов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющих ОВЗ. У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в восприятии и обучении. Основным наиболее эффективным и действенным средством по развитию восприятия является применение традиционных и инновационных материалов (кварцевый и кинетический песок).
Актуальность проблемы заключается в своевременной коррекционной помощи детям с ОВЗ, а также активной работы с родителями и воспитателями в виде индивидуальных консультаций, рекомендаций. Добиться положительного результата в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно, если включать в работу по развитию восприятия, применение традиционных, например кварцевый песок и инновационных материалов, таких как песок кинетический.
При коррекционном процессе можно использовать игры с песком. Благодаря использованию нетрадиционных материалов, таких как кинетический песок, у детей поддерживается интерес к занятиям. При использовании песочной игротерапии с дошкольниками можно использовать картотеку игр.
Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь из-за недостаточного речевого развития маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо. Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории. Восприятие представляет собой основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. У детей с ОВЗ часто наблюдаются дефекты развития восприятия. Об этом свидетельствуют прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это не связано только с бедностью опыта ребенка. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе.
Помимо психологической помощи ребенку, песочная терапия предоставляет следующие возможности: помогает увидеть свой внутренний мир, разобраться в себе способствует навыку самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций, формирует чувство комфорта, образно-логическое мышление, развивает творческий потенциал, снимает мышечное напряжение, тренирует мелкую моторику рук, строит гармоничный образ мира.
Использование и комплексное сочетание традиционных (кварцевый песок) и нетрадиционных материалов (кинетический песок) способствует развитию восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Прикосновения к песку целительны сами по себе. Вспомните, что когда люди приходят на пляж, они начинают гладить песок, пересыпать его, начинают на нем рисовать, закапывают себе руки и ноги. Это очень успокаивающее занятие.
Кинетический песок – материал для детского творчества, разработанный в Швеции. На 98% он состоит из кварцевого песка, а на 2% из синтетического компонента – пищевой добавки Е900. Она абсолютно безопасна, гипоаллергенна и нужна для того чтобы песок был одновременно сыпучим и пластичным.
При коррекционном процессе развития восприятия у детей с ОВЗ можно использовать различные игры с песком. Благодаря использованию нетрадиционных материалов таких как кинетический песок у детей поддерживался интерес к занятиям.
В песочной терапии кроме песка используются небольшие фигурки предметов, животных и людей, которые позволяют создавать сюжеты и наполнять их личным смыслом. В процессе построения сюжета и рассказа о нём ребенок раскрывает свои переживания педагогу, а тот помогает малышу пережить жизненные трудности и способствует налаживанию контакта в семье.
Обычно сам процесс песочной терапии ребенок воспринимает как увлекательную игру с фигурками, поэтому не боится встреч с психологом.
Любой педагог может подтвердить, что в песочнице кипят нешуточные страсти. Малыши учатся контактировать со сверстниками и старшими в бесконечных конфликтных и игровых ситуациях: можно ли брать чужое и нужно ли отдавать своё, как отреагировать на разрушителя твоих трудов, стоит ли позволять кому-то помогать тебе со строительством, как определить свою территорию и можно ли покушаться на чужую. В процессе игры с песком дети начинают усваивать основополагающие правила существования в коллективе: учатся действовать сообща и отстаивать своё, решать проблемы самостоятельно и звать на помощь, обретают первых друзей.
Картотека игр:
1. Обучающие игры на песке.
2. Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук:
- «Чувствительные ладошки» (отпечатки ваших рук, что спрятано в песке и т.д.);
- «Необыкновенные следы»: «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
- «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»). «Кляксы-моляксы» – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
3. Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму «Песочная грамота»;
4. Игры-сказки;
5. Познавательные игры на песке (игры на знакомство с окружающим миром, географические игры, фантастические игры, исторические игры, игры-экскурсии по городу, история России в играх на песке;
6. Проективные игры на песке «Тайны нашей души»;
7. Индивидуальные игры;
8. Групповые игры.