Главная
АИ #6 (136)
Статьи журнала АИ #6 (136)
Формирование и развитие речи детей с особыми образовательными потребностями

Формирование и развитие речи детей с особыми образовательными потребностями

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

особые образовательные потребности
инвалидность
ОВЗ
развитие речи
коммуникация

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема развития речи у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность.

Текст статьи

В современном мире наблюдается отрицательная тенденция, которая заключается в увеличении количества детей с особенностями развития. Практически у 75% детей данной категории речевые навыки либо не сформированы, либо находятся в зачаточном состоянии. В последние годы всё чаще и чаще можно встретить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с отсутствием речи. Стало больше детей с нарушением речи с сочетанной патологией, которая ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи.

Причинами нарушения формирования связной речи у детей с нарушением развития являются слабость и быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи и особенности, чаще отсутствие, мотивации. Дети неточно воспринимают указания взрослого и далеко не всегда определяют содержание и последовательность выполняемой деятельности. Отсутствие наглядно-действенных опор, необходимость исходить только из имеющихся представлений делают ответы учащихся бедными, непоследовательными, фрагментарными [5].

Независимо от срока появления речи и уровня её развития, ребёнок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами, и не отвечает на них. Речь характеризуется эхолалией, автономностью, скандированным произношением, своеобразной интонацией, называнием себя во втором или третьем лице (Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М.) [6].

Л.В. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте происходит соединение речи с мышлением [1]. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры драматизации, активно использовать театрализованные игры.

Работа логопеда с детьми, имеющими инвалидность и ОВЗ, занимает важное место в процессе коррекции нарушений речи ребёнка. Её специфика состоит в том, что нарушения речи сочетаются с умственной недостаточностью. Это усложняет речевой дефект, делает его тяжёлым. Нарушение речи у детей с нарушениями интеллекта являются очень распространенными. Они оказывают негативное влияние на психическое развитие ребёнка, эффективность его обучения. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неразборчивая речь ребёнка сильно затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и разборчиво. Ребенок с недостатками речи становится молчаливым, застенчивым, мучительно переживает насмешки товарищей, чувствует себя неуверенно.

Принимая во внимание тот факт, что нарушение коммуникации один из основных недостатков детей с особенностями развития. Поэтому главной целью логопедической работы с детьми, имеющими нарушения развития, является не просто развитие речи, а овладение всеми доступными средствами коммуникации и умение пользоваться ими на практике. Здесь важно понимать, что способность выражать свои мысли, желания и чувства – это не только слова. Есть много других возможностей и средств, которые способствуют пониманию речи. Этими средствами пользуются люди, когда процесс коммуникации затруднен.

Развитие детей с ОВЗ и инвалидностью отличается несформированностью психического и речевого развития, из-за органического поражения головного мозга они отстают от сверстников. Важную роль в работе с данной группой учащихся играет личность педагога, заинтересованность родителей в конечном результате и их активное подключение к воспитательно-образовательному процессу. Для таких детей огромное значение имеет общение с взрослыми. Без помощи взрослого эти дети не смогут правильно и отчётливо оценить окружающий мир.

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития требуют постоянное психолого-педагогическое сопровождение, реализуемое комплексно различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй.

Опираясь на свой опыт, думаю, что получить продуктивный результат можно только при комплексном использовании различных педагогических приемов и методов с обязательным закреплением навыков родителями в домашних условиях.

Занимаясь с «неречевыми» детьми понимаешь, что необходимо использовать в своей работе все известные в коррекционной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Привлекать родителей не только в пассивном формировании словаря, но и в активном. А именно в присутствии на занятиях, в контроле речевых навыков во время нахождения ребёнка в домашних условиях. Попытаться сформировать у них активную позицию в процессе формирования речевых навыков у ребёнка.

Работа специалистов нашего Центра направлена, прежде всего, на развитие и социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Мы помогаем ребенку компенсировать имеющиеся отклонения в развитии, сформировать систему практических умений и навыков, обеспечивающих его социализацию в окружающем мире. Поэтому сначала формируем представление ребенка о самом себе, затем учимся ориентироваться в окружающем пространстве. Работа с данной категорией детей требует постоянного педагогического поиска, гибкости, самосовершенствования, профессионального обучения, а самое главное в нашей работе – терпение и любовь. Правильно подобранная коррекционно-развивающая работа – залог нашей успешной работы и успешности ребенка.

Еще одна важная задача работы логопеда – это развитие у ребенка способности понимания речи. Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать и выполнять инструкции взрослого, устанавливать связи слова с предметом и действием. Только после этого в работу включаются задачи по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха, формированию навыков связной речи и предпосылок к обучению грамоте.

Практический многолетний опыт работы в Центре выявил то, что родители нередко самопроизвольно отстраняются не только от работы по исправлению речевых дефектов у детей, но и вообще от общения с ними. А ведь для таких детей огромное значение имеет общение с взрослыми. Без помощи взрослого эти дети не смогут правильно и отчётливо оценить окружающий мир. Многие родители недооценивают важность оказания логопедической помощи в Центре, а тем более в семье. Родители должны понимать, что становление речи – процесс постоянный и требует длительного, кропотливого труда не только со стороны специалистов, но и семьи. Чтобы получить положительные результаты в речевом развитии детей, специалисты Центра стараются вовлечь родителей в образовательный процесс. Мы проводим для родителей родительские собрания, лектории, мастер-классы, выставки работ детей. Это помогает родителям объективно оценивать состояние речи ребенка, приобрести необходимые знания и умения, осознать, что коррекционная работа – сложный и длительный процесс, и успешность её зависит от совместных усилий ребенка, родителей, педагога.

Только совместная работа педагогов Центра и родителей, их заинтересованность и контроль способны помочь скорректировать отставание в речевом развитии, нормализовать весь ход психического развития и предотвратить проявление вторичных нарушений у детей раннего возраста.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. – М., 1982, т. 4.
  2. Грибова О.Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48 с.
  3. Дедюхина Г.В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения неговорящим ребёнком. – М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. – 88 с.
  4. Крутякова Е.Н. Альтернативная дополнительная коммуникация в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 432-437.
  5. Леонтьева Н. Ю. Особенности развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / Н. Ю. Леонтьева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 14 (148). – С. 627-629. – URL: https://moluch.ru/archive/148/41527/ (дата обращения: 06.02.2023).
  6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи: Теревинф; Москва; 2007. – 145 с.

Поделиться

1510

Котенко В. В., Соловьева О. Н. Формирование и развитие речи детей с особыми образовательными потребностями // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.II.С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/5583-formirovanie-i-razvitie-rechi-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря