Автор(-ы):
Маслаева Анастасия Валентиновна
7 февраля 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассматриваются возможности использования устного народного творчества как средства нравственно-эстетического воспитания дошкольников и важность его использования в практике современной педагогики. Раскрывается воспитательный потенциал колыбельных и лирических песен, пословиц и поговорок, сказок и былин.
Текст статьи
«…Русские песни, предания, пословицы…наконец, русские сказки, без сомнения, заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности»
Н. А. Некрасов
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.
В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о будущем жизненном пути. Наши дети интуитивно отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Ко всему этому очень важно сохранить особенности характера, которые присущи человеку русской культуры. В основе ее синтез народности и православной культуры, суть – желание активного, творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим людям.
Народная педагогика – это та сфера духовной и материальной жизни народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Наиболее ярко она проявляется в фольклоре – устном народном творчестве. Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk – «народ» и lore – «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних мифов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.
В отличие от мифов фольклор – уже вид искусства. Древнему народному искусству был присущ синкретизм, нерасчлененность разных видов творчества. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением авторского фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.
Знакомство с фольклорными произведениями укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. Фольклор учит любить родную землю, природу, воспитывает трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и черт характера, расширяет кругозор детей. Через различные виды устного народного творчества у детей расширяются представления об окружающем мире, развивается и обогащается (эпитетами, сравнениями, оборотами и т.д.) речь, развивается память, логическое и творческое мышление и другие процессы умственной деятельности. Кроме того, словесное искусство народа оказывает влияние на нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, знакомит их с нормами морали, правилами поведения и т. д. Также устное народное творчество помогает воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. В работе по изучению родной истории детьми дошкольного возраста используются самые разные средства. В той или иной степени воспитатели обращаются в процессе преподнесения детям доступного им исторического материала к различным жанрам русского фольклора. Названия жанров детского фольклора, как правило, связаны с их бытовой функцией.
Все жанры делятся на две группы:
1. Малые. В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить, усыпить малыша. Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка, его первые игры. Прибаутки предназначаются детям, которые уже способны воспринять их содержание. Заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игры. Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.
2. Крупные. Песни, былины, сказки.
Таким образом, при правильном подборе фольклорного материала с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности и правильной организации последующей деятельности произведения устного народного творчества могут оказать огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. В частности, в ненавязчивой и доступной форме ребенок может получить сведения по истории нашей Родины. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях, а также способствует более полному и гармоничному развитию дошкольников.
Список литературы
Поделиться
Маслаева А. В. Устное народное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.II.С. 87-90. URL: https://apni.ru/article/5584-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo