Главная
АИ #6 (136)
Статьи журнала АИ #6 (136)
Устное народное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания дет...

Устное народное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

устное народное творчество
фольклор
нравственное воспитание
народная педагогика
дошкольный возраст

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются возможности использования устного народного творчества как средства нравственно-эстетического воспитания дошкольников и важность его использования в практике современной педагогики. Раскрывается воспитательный потенциал колыбельных и лирических песен, пословиц и поговорок, сказок и былин.

Текст статьи

«…Русские песни, предания, пословицы…наконец, русские сказки, без сомнения, заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности»
Н. А. Некрасов

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.

В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о будущем жизненном пути. Наши дети интуитивно отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Ко всему этому очень важно сохранить особенности характера, которые присущи человеку русской культуры. В основе ее синтез народности и православной культуры, суть – желание активного, творческого добра не только себе и своим близким, но и чужим людям.

Народная педагогика – это та сфера духовной и материальной жизни народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Наиболее ярко она проявляется в фольклоре – устном народном творчестве. Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk – «народ» и lore – «мудрость». История фольклора уходит в глубокую древность. Начало ее связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. Из глубины веков пришли к нам и мифы, объясняющие законы природы, тайны жизни и смерти в образно-сюжетной форме. Богатейшая почва древних мифов до сих пор питает и народное творчество, и литературу.

В отличие от мифов фольклор – уже вид искусства. Древнему народному искусству был присущ синкретизм, нерасчлененность разных видов творчества. Мифологическая предыстория фольклора объясняет, почему устное произведение не имело первого автора. С появлением авторского фольклора можно говорить о современной истории. Формирование сюжетов, образов, мотивов происходило постепенно и с течением времени обогащалось, совершенствовалось исполнителями.

Знакомство с фольклорными произведениями укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, Отечеству. Фольклор учит любить родную землю, природу, воспитывает трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и черт характера, расширяет кругозор детей. Через различные виды устного народного творчества у детей расширяются представления об окружающем мире, развивается и обогащается (эпитетами, сравнениями, оборотами и т.д.) речь, развивается память, логическое и творческое мышление и другие процессы умственной деятельности. Кроме того, словесное искусство народа оказывает влияние на нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, знакомит их с нормами морали, правилами поведения и т. д. Также устное народное творчество помогает воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. В работе по изучению родной истории детьми дошкольного возраста используются самые разные средства. В той или иной степени воспитатели обращаются в процессе преподнесения детям доступного им исторического материала к различным жанрам русского фольклора. Названия жанров детского фольклора, как правило, связаны с их бытовой функцией.

Все жанры делятся на две группы:

1. Малые. В первой группе выделяются колыбельные песни, призванные успокоить, усыпить малыша. Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка, его первые игры. Прибаутки предназначаются детям, которые уже способны воспринять их содержание. Заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игры. Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки.

  • Колыбельные. Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной игровой форме все, чем живет обычно мать, – ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это серенький коток, красная рубашечка, кусок пирога да стакан молока, журавлик. Нередко колыбельная была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и христианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остаются поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду.
  • Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкретными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. Сова летит, сова летит, – говорят, к примеру, когда машут кистями рук ребенка. Птички полетели, на головку сели, – ручки ребенка взлетают на головку. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: Гуси летели, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели... К пестушкам близки своеобразные шутливые заговоры, к примеру: С гуся вода, а с Ефима – худоба.
  • Потешки – более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность. (Тра-та-та, тра-та-та, // Вышла кошка за кота! // Кра-ка-ка, кра-ка-ка, // Попросил он молока! // Дла-ла-ла, дла-ла-ла, // Кошка-то и не дала!) Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. В потешках и в пестушках неизменно присутствует такой троп, как метонимия – замена одного слова другим на базе связи их значений по смежности.
  • Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры, в отличие от потешек. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет именно движение. (Стучит, бренчит по улице, // Фома едет на курице, // Тимошка на кошке – туды ж по дорожке). Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов – в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей. На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приемы в прибаутках – композиция, образность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания.
  • Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра. Благодаря перевертышам у детей развивается чувство комического, именно как эстетической категории. Этот вид прибаутки называют еще поэзией парадокса. Педагогическая ценность ее состоит в том, что, смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире. Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе. Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смешным изображением жизненных несообразностей. (Ехала деревня мимо мужика, // Глядь, из-под собаки лают ворота...) Народной педагогике данный развлекательный жанр оказался нужным, и она его широко использовала.
  • Считалки. Это еще один малый жанр детского фольклора. Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший.
  • Скороговорки. Относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций. (Был баран белорыл, // всех баранов перебелорылил.) Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками.
  • Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички – всё это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. (Скажи двести. Двести. Голова в тесте! (Поддёвка.), Радуга-дуга, // Не дай нам дождя, // дай красна солнышка-колоколнышка! (Закличка.) Мишка-кубышка, около уха – шишка. (Дразнилка.) Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

2. Крупные. Песни, былины, сказки.

  • Русские народные песни играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. В детской среде песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества – обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые (А мы просо сеяли, сеяли...), исторические (к примеру, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию устного народного творчества.
  • Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал – добра и зла – и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований – былин (от слова быль) или старин. Былины – грандиозное создание народного искусства. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами. Гипербола – один из ведущих приемов в былинном повествовании. Она придает персонажам монументальность, а их фантастическим подвигам – художественную убедительность.
  • Сказки. Они возникли в незапамятные времена. Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Однако сказка, наряду с вымыслом, несет и некоторый набор исторических сведений: о быте русского народа, его обычаях, традициях и т. д. Доступная и занимательная форма фольклорного произведения, его динамичность побуждают творческую активность дошкольников, заставляют делать выводы, которые недоступны в других обстоятельствах.

Таким образом, при правильном подборе фольклорного материала с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности и правильной организации последующей деятельности произведения устного народного творчества могут оказать огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. В частности, в ненавязчивой и доступной форме ребенок может получить сведения по истории нашей Родины. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях, а также способствует более полному и гармоничному развитию дошкольников.

Список литературы

  1. Зацепина М. Б. Народные праздники в детском саду. Методика для работы с детьми 5-7 лет. – М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
  2. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
  3. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. – 2009, № 5.
  4. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду: методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010.

Поделиться

1404

Маслаева А. В. Устное народное творчество как средство нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.II.С. 87-90. URL: https://apni.ru/article/5584-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-kak-sredstvo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря