Развитие сферы образования в постсоветский период шло по пути децентрализации управления, возникновения частных структур, что привело к значительному увеличению коррупционной активности. Различные субъекты образовательного процесса получили возможность работать с большей степенью самостоятельности. Влияние централизованного управления значительно ослабло, предоставив условия для всевозможных злоупотреблений служебным положением в личных целях. Во многом рост коррупции в образовании в период активного реформирования экономики был обусловлен именно низкой эффективностью управления на всех уровнях.
Качество образования также снижалось отчасти из-за злоупотреблений отдельных субъектов рынка образования в некоторых случаях по причине того, что на данный рынок в большом количестве вышли частные поставщики образовательных услуг, не всегда способные обеспечить должное качество обучения.
Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
На мой взгляд, следует выделить следующие виды коррупции в системе образования:
1. В зависимости от групп отношений:
- по управлению системой образования;
- по организации образовательной деятельности.
2. В зависимости от типа образовательной организации:
- дошкольные образовательные организации;
- общеобразовательные организации;
- профессиональные образовательные организации;
- образовательные организации высшего образования.
3. В зависимости от субъекта-учредителя образовательной организации:
- государственная;
- муниципальная;
- частная.
4. По наличию права на осуществление образовательной деятельности.
Также следует выделить классификации в зависимости от наличия функций управления, по характеру использования служебного положения, по характеру извлекаемых выгод коррупции и др.
Что касается типологизации, то следует выделить три основные типа коррупционного поведения в системе образования – отклоняющееся, правонарушающее и преступное. Отклоняющееся коррупционное поведение представляет собой нарушение субъектами коррупции норм морали и нравственности. Правонарушающее коррупционное поведение составляет правонарушение административного или дисциплинарного характера. Преступное же коррупционное поведение выражается в совершении преступления.
И так, коррупция в сфере образования происходит на низшем и высшем уровне. На низшем уровне она проявляется в процессе обучения. К примеру, прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и многое другое. Коррупция на высшем уровне связана с системой аккредитации, лицензирования учебных заведений, а также с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования. Одной из причин возникновения коррупции на низшем уровне образовательной сферы является большой разрыв между уровнем знаний выпускников школ и требованиями, предъявляемыми ВУЗами к абитуриентам. Из-за этого поступить в вуз становится весьма сложно, поэтому абитуриенты и их родители с помощью взяток пытаются решить эту проблему.
Порой, проблемы борьбы со взяточничеством в системе образования создает само законодательство, а если быть точнее – ее пробелы и размытые трактовки. Так, согласно ст. 290 УК РФ (получение взятки) субъектом преступления по данной статье является должностное лицо, а в примечании к ст. 285 УК РФ раскрывается понятие «должностного лица» – это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В качестве примера можно привести уголовное дело, возбужденное по ч. 1 ст. 290 УК РФ в отношении преподавателя ГБОУ СПО «Кизлярское медицинское училище» по факту получения им от студента М. 22 тысяч рублей за простановку зачетов. В связи с отсутствием в училище какого-либо организационно-распорядительного документа, наделяющего указанного преподавателя функциями «должностного лица», данное уголовное дело, впоследствии, переквалифицировано на ст. 159 УК РФ.
В каких сферах образования коррупция распространена в наиболее крупных масштабах? А именно в тех, где происходит выделение бюджетных средств на развитие системы образования. По данным экспертов, доля «откатов» – за выделение бюджетных средств на развитие вузовских программ формирования и развития общества доходят до 50 % от сумм финансирования [3, c. 42]. Но самая коррупционная сфера – это издание литературы для учебных заведений. Средства, выделяемые на эти цели из бюджета, распределяются исключительно между издательствами, которым покровительствует Министерство образования. Литературы на выделяемые бюджетные средства издается гораздо меньше, чем это необходимо, и недостачу объема выпущенной продукции, количество которой регламентируется количеством выделенных средств, покрывают такими финансовыми махинациями, как фиктивное увеличение себестоимости выпускаемой продукции.
Сегодня коррупция в системе высшего образования недостаточно изучена, и научному сообществу предстоит исследовать как ее особенности, так и отдельные проявления. Однако опасность коррупционных проявлений в системе высшего образования колоссальна.