В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей, а также восстановления нарушенных прав в Российской Федерации создана система органов, обеспечивающих государственный контроль и надзор в сфере потребительских правоотношений. Каждый из них осуществляет мероприятия по обеспечению и защите прав потребителей, реализуя предоставленные полномочия в закрепленной области деятельности или по определенной группе товаров, работ, услуг в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством.
Так, Росздравнадзор выполняет государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. В 2018 г. в результате проверок в 3243 медицинских организациях было выявлено 2241 нарушение прав граждан на качество медицинской помощи, установлена 151 партия 86 торговых наименований недоброкачественных лекарственных средств [5]. Россельхознадзор реализует функции по контролю и надзору в ветеринарии, в сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. За 2018 г. были проведены лабораторные исследования проб, отобранных от 29 371 партии продукции животного происхождения, из которых 4 737 (16,13%) партий не соответствовали требованиям качества; проверено 12,9 млн тонн зерновых и выявлено 0,9 млн тонн некондиционной продукции [8]. Росстандарт занимается разработкой национальных стандартов.
Основным органом, осуществляющим государственный надзор в сфере защиты прав потребителей, является Роспотребнадзор.
Согласно государственному докладу Роспотребнадзора «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году» (далее – Доклад), за 2018 г. территориальными органами Роспотребнадзора было рассмотрено 319 456 обращений, из которых 2,7 % (8 816) составили обращения о причинении вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и окружающей среде (в 2016 г. – 1,1 %, 3 585 обращений) [2, с. 67].
16,3 % поступивших в территориальные органы Роспотребнадзора обращений направлены на рассмотрение в другие государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (52 112). 70 материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, переданы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений (в 2017 г. – 61 материал) [2, с. 69].
Так, специалисты Управления Роспотребнадзора по Пензенской области провели расследование в связи с массовым отравлением детей в школьной столовой и направили материалы в Следственное управление Следственного комитета РФ по Пензенской области для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей) [10].
Наиболее эффективным инструментом защиты прав потребителей, предоставленным органам Роспотребнадзора, является возможность обращаться в суды для защиты нарушенных прав. За 2018 г. территориальные органы Роспотребнадзора подготовили 3 411 исков. При этом Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в защиту прав потребителей было подано 452 иска, соответственно, в остальных 84 субъектах Российской Федерации в суд направили 2 959 заявлений, а это в среднем три заявления в месяц. Учитывая, что по состоянию на 17.02.2020 г. штатная численность Роспотребнадзора составляет 190 тыс. сотрудников, данные показатели представляются весьма незначительными, если учесть число выявленных этим органом нарушений.
Летом 2018 года в МАОУ «Сокол» была зарегистрирована групповая заболеваемость острыми кишечными инфекциями среди детей. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю выявили нарушения санитарно-эпидемиологических норм и технических регламентов в части организации питания детей. В территориальный отдел обратились законные представители заболевших в лагере «Сокол» детей с просьбой защитить их права в суде. На основании поступивших обращений территориальный отдел обратился в Ачинский городской суд Красноярского края с исковыми заявлениями к МАОУ «Сокол» в защиту интересов потребителей. Проанализировав представленные доказательства, суд удовлетворил требования потребителей о возмещении расходов на лекарственные средства и компенсации морального вреда [3].
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 780-р учреждена автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (далее – Роскачество) [1], которая осуществляет независимые исследования качества товаров и публикует их результаты на своём портале.
Согласно Регламенту проведения веерных исследований, утвержденному приказом Роскачества № 82/с от 31 октября 2017 г., в течение 5 рабочих дней после подведения итогов веерного исследования информация о результатах испытаний продукции направляется контрольно-надзорным органам государственной власти. Например, в ходе проведенного Роскачеством исследования сарафанов для девочек в 33 из 75 торговых марок были выявлены нарушения в показателях безопасности. После того, как Роскачество проинформировало об этом территориальные управления Роспотребнадзора, производители были привлечены к административной ответственности за нарушения требований технического регламента Таможенного союза 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков». По результатам повторного исследования Роскачества доля школьной формы с нарушениями снизилась на 20% [6].
Однако по данным Роспотребнадзора, Роскачество направляет результаты не всех исследований. В частности, установлены факты ненаправления сведений о реализации икры, не соответствующей требованиям по показателям качества и безопасности [7]; случаи непредоставления материалов о лабораторных испытаниях образцов детского фруктового пюре, в которых были обнаружены следы пестицидов [9] и др.
Размещение информации о выявленных нарушениях на сайте Роскачества не является основанием для проведения Роспотребнадзором внеплановой проверки, поскольку названный сайт не зарегистрирован в качестве средства массовой информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». А информирование средств массовой информации о результатах проведенных испытаний не является одним из этапов веерных исследований.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует надлежащее системное взаимодействие между мониторинговой организацией и надзорным ведомством. Вместе с тем, сотрудничество посредством взаимного дополнения полномочий можно назвать одним из способов сокращения количества нарушений прав граждан-потребителей.
В целях повышения эффективности деятельности органов Роспотребнадзора необходимо установить обязанность Роскачества передавать сведения о результатах исследований в средства массовой информации. В таком случае у органов Роспотребнадзора будут достаточные правовые основания для производства проверок и принятия мер реагирования по фактам допущенных нарушений.
Надзор за надлежащим исполнением своих обязанностей контролирующими органами и их должностными лицами осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Так, прокуратура Пензенской области проверила осуществление региональным Управлением Роспотребнадзора контрольно-надзорных мероприятий. В результате было выявлено необоснованное освобождение юридических лиц от ответственности, непроведение внеплановых проверок юридических лиц при наличии к тому оснований, неполные ответы на обращения граждан, нарушения требований КоАП РФ при производстве по делам об административных правонарушениях. В целях устранения нарушений, причин и условий, им способствующих, прокурор области внес представление руководителю Управления Роспотребнадзора по Пензенской области. По результатам его рассмотрения деятельность надзорного органа была скорректирована, за допущенные нарушения начальник отдела защиты прав потребителей Управления привлечен к дисциплинарной ответственности [4].
Для обеспечения надлежащего состояния законности в сфере потребительских правоотношений прокурорам необходимо ежегодно обобщать надзорную практику исполнения законов и соблюдения прав в названной сфере, анализировать результативность принимаемых мер по восстановлению нарушенных прав граждан, привлечению виновных к ответственности, совершенствовать способы выявления нарушений и качество проводимых проверок в данном направлении. Регулярный мониторинг позволит обеспечить должный уровень защищенности прав граждан-потребителей.