В современных условиях сфера информационно-коммуникативных технологий (ИТК) охватывает интересы личности, общества и государства, и требует специального правового регулирования. Вопросы правового регулирования оборота информации являются одним из направлений государственной политики российского государства.
Нормативно-правовая база информационной сферы в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента РФ, актов Правительства РФ, и положениях документов, регулирующих политику Российской Федерации в информационной сфере – Доктрина информационной безопасности РФ [1], Концепции внешней политики РФ [2], Стратегии национальной безопасности РФ [3].
Совершенствование правового обеспечения информационной безопасности российского государства является весьма актуальной задачей. Доктрина информационной безопасности РФ от 2016 г. приоритетно закрепила задачу – обеспечения информационной безопасности индивидуального, группового и общественного сознания, и определяет направление правоприменительной деятельности по реализации политики в сфере информационной безопасности: в области обороны, в области государственной и общественной безопасности, в экономической сфере, в области науки, технологий и образования, в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства [1].
Российский законодатель закрепляет понятие информационной сферы как совокупность информации, объектов информации, информационные системы, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сетей связи, информационных технологий, субъектов [1]. Всех их объединяет деятельность связанная с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названых технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений.
В свою очередь информационная безопасность Российской Федерации (далее – информационная безопасность) есть состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства. Кроме того, в научной литературе стали применять еще одно понятие «кибербезопасность государства», что предусматривается наличие таких организационных мер и структур, как национальные системы спутниковой связи, навигации и вещания, система платежных карт базы данных и знаний, государственные системы защиты и т. д. [4]
В соответствии с федеральным законодательством в Российской Федерации защита цифрового пространства осуществляется в следующими средствами: правовыми, организационными и техническими. Так, информационная безопасность предполагает состояние защищенности национальных интересов государства в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [5]. В данном аспекте в основном используются императивные методы правового регулирования. С другой стороны, в условиях информационного общества осуществляется переход к цифровым бизнес-моделям, внедряются платежные технологии, цифровые финансовые услуги, облачные системы, виртуализации, расширяются возможности ИТК, что предполагает использование диспозитивных методов правового регулирования. Соответственно, собственник стремится защитить свои информационные ресурсы от угроз, кибератак, мошенничества, утечки информации всеми возможными средствами.
Современные государства столкнулись с угрозой национальной безопасности в глобальном информационном пространстве. М. В. Хижняк считает, что «наиболее развитые государства в сотрудничестве с бизнес-сообществом ведут активную работу по общим направлениям, создавая системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы, в то же время, совершенствуя законодательное регулирование деятельности в информационном пространстве. Однако учитывая специфику интернет, как распределительного ресурса, а также с усилением тенденций к милитаризации информационного пространства и изменением баланса сил на мировой арене, возникает необходимость в многостороннем сотрудничестве государств для совместного противодействия киберугрозам» [6].
Россия последовательно придерживается линии расширения международного сотрудничества в информационной сфере как одного из приоритетных направлений в обеспечении глобальной и национальной безопасности, и неоднократно предлагала ООН свои проекты. В этом аспекте Россию поддерживают Китай, Индия, Бразилия. Не получив поддержки в ООН Россия продвигает свою концепцию МИБ через – Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), БРИКС, ОДКБ, ЕАЭС, с которыми заключены ряд соглашений о сотрудничестве в данной сфере. Оппонентами России в этом вопросе являются – США, ЕС и Япония, считающие, что вопросы кибербезопасности не нужно излишне «перерегулировать» в ущерб свободам граждан и бизнеса. Следовательно, реалии сегодняшних дней показал необходимость, в том числе, международно-правового регулирования киберпространства.
В конце отметим, что правовое регулирование сферы информационной безопасность регулируется императивными методами, как сфера деятельности органов исполнительной, законодательной власти федерального и регионального уровней.