Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольный возраст
онтогенез
развитие речи

Аннотация статьи

Согласно нормам онтогенеза, к старшему дошкольному возрасту монологическая и диалогическая речь должны быть уже развиты, так как являются необходимым и важным условием дальнейшей социализации и адаптации в учебной деятельности и повседневной жизни.

Текст статьи

Человек по мере собственного развития осваивает определенные речевые аспекты, что можно охарактеризовать, как онтогенез, то есть процесс, начинающийся с момента активизации первого речевого акта, заканчивая полным его овладением. Это позволяет говорить о том, что национальный (родной) язык – это средство взаимодействия (общения), мышления.

Структуризация и взаимосвязь компонентов речевой составляющей называется связной речью, предусматривающей смысловое объединение частей речи. Основными характеристиками связной речи являются: грамотность, последовательность изложения соответствующих мыслей, развернутость позиции, логичность.

Основными причинами не связной речи являются:

  • говорящий самостоятельно в собственных мыслях не может понять суть того, что хочет сказать, то есть отсутствует осознание и развернутость;
  • говорящий никак не подчеркивает имеющиеся связи между излагаемым им.

Дети дошкольного возраста, страдающие недоразвитием речи, испытывают существенные сложности в изложении связанной речи, если им не будет показан шаблонный вариант текста. Это в свою очередь обусловлено нарушениями компонентов речевой составляющей, однако при должной поддержке можно практически гарантировать успех усвоения навыков связной речи.

Связанность речи важна в рамках диалога и монолога, то есть при любой вариации речевой активизации. В связи с этим дети должны овладевать соответствующими навыками.

В рамках активизации речевой составляющей и ее результата появляются высказывания, имеющие определенный смысл. Дети, дошкольного возраста, страдающие недоразвитием речи, не имеют достаточного словарного запаса из-за чего их высказывания становятся однотипными.

В данном случае стоит выделить основные характеризующие признаки устного сообщения:

  • наличие смысловой составляющей между компонентами излагаемого;
  • наличие логики и грамматической связи между частями соответствующего предложения;
  • наличие вышеуказанной связи между членами предложения;
  • наличие осмысленности излагаемого текста говорящего.

На сегодняшний день специалистами лингвистической сферы для описания развернутости мыслей используется текст (текстовое содержание), отличия которого состоят в следующем: грамматическая, лингвистическая, смысловая связанность.

В рамках развернутого высказывания, необходимо уделять должное внимание последовательности излагаемых мыслей, поскольку неправильное построение текста способствует нарушению его связанности. Говоря о наиболее распространенной форме последовательности изложения, стоит отметить логичность сложных соподчиненных отношений, таких как: временные, пространственные, причинно-следственные. Основными формами нарушения последовательности являются: пропуск члена предложения, их перестановка, смещение нескольких рядов последовательности.

Если у детей отсутствует патология речи, то сама речевая функция развивается одновременно с мыслительной составляющей. Основы связной речи у детей в раннем возрасте закладываются от взаимодействия со взрослыми.

На основе примитивного понимания речи происходит развитие активной речи. К началу второго года жизни у ребенка начинают появляться первые значимые слова, которые в дальнейшем будут использоваться для обозначения предмета. Первые предложения начинают появляться в процессе развития ребенка. На третьем году жизни у ребенка происходит быстрое развитие следующих компонентов: понимания речи и активной речи. Происходит значительное увеличение словарного запаса и усложнение структуры предложений. Способность связного изложения своих мыслей находится на ранних стадиях развития, так как дети только начинают использовать диалогическую форму речи. Речь детей все также ситуативна, но уже начинает прослеживаться выразительное изложение. При построении предложения допускается много ошибок, одной из них является нарушение определения действий и качества предмета. Основой формирования монологической речи является обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие. Существенное влияние на развитие связной речи в дошкольном возрасте оказывает активизация импрессивного словаря, происходит увеличение объема словаря примерно до двух с половиной тысяч слов. Активный словарь ребенка начинает пополняться прилагательными для обозначения признака предмета, наречиями, обозначающие временные и пространственные отношения. В речи ребенка могут появиться первые обобщения, выводы, заключения.

Процесс перехода от ситуативной речи к конкретной является основным этапом развития связной речи. Возникновение конкретной речи обосновано задачами и характером общения ребенка с окружающими. Из-за наличия социальных факторов, требующие от ребенка более развернутой речи, ситуативная речь не может обеспечить полноту и ясность высказывания.

Освоение монологической речи у ребенка начинает происходить примерно с 5-6 лет. К этому времени заканчивается развитие фонематической стороны речи, что приводит к усвоению грамматического, морфологического и синтаксического строя родного языка.

В старшем дошкольном возрасте развитие связной речи достигает довольного высокого уровня. Основой совершенствования мыслительной деятельности является развитие представления и формирование общих понятий. За счет влияния улучшенной мыслительной деятельности происходит изменение содержания и формы детской речи.

Дошкольники старшей группы более активно ведут разговор или беседу, могут поспорить, привести аргументы, отстоять свое мнение, убедить собеседника. Также происходит развитие способности последовательно и ясно составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Но дети дошкольного возраста все еще нуждаются в поддержке и образце взрослого человека. У детей еще недостаточное развитие способности к передаче своего эмоционального отношения к описываемым предметам или явлениям. Поэтому достичь полного овладения речевыми навыками монологической речи детям возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Условия, необходимые для успешного овладения монологической речью детьми:

  • развитие специальных мотивов, потребность в употреблении монологических высказываний;
  • формирование различных видов контроля и самоконтроля;
  • усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения.

Таким образом, основой для создания полноценного текста являются:

  • формирование связной речи;
  • развитие лексической стороны речи;
  • правильное грамматическое построение слов в словосочетаниях и предложениях;
  • умение описывать предметы;
  • логичное построение предложений;
  • перечисление событий в хронологическом порядке;
  • способность делать выводы и умозаключения.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000. 400 с.
  2. Воробьева В. К., Белякова Л.И. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией. Недоразвитие и утрата речи. М., 1985. 88 с.
  3. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М., 1994. 96 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. 468 с.
  5. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1979. 223 с.
  6. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989. 223 с.

Поделиться

532

Селиверстенко А. В., Вараксина О. В., Ломоносова З. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста // Общество, образование, технологии: перспективы научных исследований в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 февраля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 72-75. URL: https://apni.ru/article/5594-razvitie-svyaznoj-rechi-u-detej-doshkolnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря