Международные преступления – тягчайшие, общественно опасные противоправные деяния, которые нарушают основополагающие нормы международного права, затрагивают интересы всего международного сообщества, посягают на международный правопорядок в целом. К ним относятся: агрессия, военные преступления, преступление геноцида, преступления против человечности [1, с. 16].
В настоящее время роль договоров расширяется, несмотря на то, что еще недавно международные договоры сотрудничества в данной сфере охватывали лишь небольшой круг вопросов, которые связаны с нанесением ущерба стабильности государства. Сотрудничающие государства осуждали те или иные деяния преступников и предписывали участникам международного договора принимать меры к тому, чтобы признать данные деяния преступными согласно национальному законодательству. В настоящее время эти явления называются преступлениями международного характера.
Появление же понятия «международные преступления» как обозначения преступлений, не связанных с понятием преступности в том государстве, где они совершены, обязано своим происхождением мировым войнам, имевшим место в ХХ веке. Можно сказать, что это преступления против человечества в целом.
Источниками сотрудничества по борьбе с международной преступностью являются международные договоры и обычаи. В данной статье будут рассмотрены договоры, как источник сотрудничества между государствами в сфере борьбы с преступностью.
Международные договоры, в свою очередь, можно разделить на:
- Многосторонние универсальные договоры по отдельным вопросам борьбы с преступностью;
- Многосторонние региональные договоры по отдельным вопросам борьбы с преступностью;
- Многосторонние договоры по вопросам оказания правовой помощи;
- Международные договоры, учреждающие организации по борьбе с преступностью [4, с. 216].
К основным видам договоров по их цели относятся: международные договоры о правовой помощи и правовых отношениях; международные договоры о выдаче; международные договоры по вопросам передачи осужденных для отбывания наказания.
Ю.Л. Корабельникова отмечает, что в ряде договоров о правовой помощи закрепляется ее понятие. Так, «под взаимной правовой помощью понимается любая правовая помощь, оказываемая запрашиваемой стороной в отношении расследований или процессуальных действий по уголовным делам в пределах юрисдикции запрашивающей стороны, независимо от того, запрашивается или оказывается такая правовая помощь судом или каким-либо другим органом» [2, с. 105].
Содержание такой помощи может заключаться в следующих действиях:
- передача преступника в государства по принципу гражданства преступника для отбывания наказания;
- уголовное преследование и последующая выдача преступников;
- помощь в осуществлении процессуальных поручений и иные полномочия [2, с. 106].
Появление договоров первой группы связано с тем, что отбывание наказания осужденным в стране своего гражданства, по мнению законодателей, наиболее действенно для последующей реабилитации преступника. Обязательным условием становится согласие обоих государств на передачу преступника, а также назначение ему в принимающей стране такого же срока отбывания наказания. Если в данной стране за это деяние предусмотрен меньший предельный срок, то судом назначается максимально возможный срок с точки зрения законодательства данной страны.
В случае, если после передачи преступника договор отменяется, об этом немедленно уведомляется государство исполнения договора [3, с. 224].
Отметим, что для преступлений, отнесенных нами ко второй и третьей группам, должен действовать принцип «двойной криминализации», то есть деяние, за которое преступник привлекается к ответственности, должно считаться преступным в обеих странах-участниках договора. Выдача преступника производится только тогда, когда за совершенное им деяние предусмотрено наказание в виде лишения свободы.
Важным обстоятельствам по таким договорам становится и то, что приговор обязательно должен вступить в законную силу для того, чтобы преступник подвергся выдаче другой стране.
Интересно отметить тот факт, что договоры с разными странами во многом повторяют друг друга, но при этом и имеют существенные различия, в зависимости от специфики каждой из стран. Так, Ю.Л. Корабельникова, проводя в одной из своих статей анализ договоров о международном сотрудничестве по борьбе с преступностью, заключенных Российской Федерацией, отмечает, что, например, в договоре с Бразилией отдельное внимание уделяется выдаче преступников за преступления, совершенные в сфере финансов, а договор с Индией прописывает строгие условия выдачи в отношении тех, кто совершил налоговые преступления, даже если последние носят чисто фискальный характер [2, с. 107]. Кроме того, в договоре с Индией отдельно оговаривается возможность отказа в выдаче в случае, если к выдаваемому лицу может быть применена смертная казнь за совершение преступления, являющегося основанием выдачи, когда за такое правонарушение законодательство другой стороны не предусматривает данного вида наказания.
Таким образом, рассмотрение данного вопроса позволило нам прийти к выводу о том, что международные договоры в настоящее время охватывают достаточно широкую область борьбы с преступностью, помогая странам не только тесно сотрудничать в части выдачи преступников, но и в сфере профилактики совершения международных преступлений. При этом в связи с развитием преступности, появлением новых видов и способов преступлений, на наш взгляд, целесообразно развивать дальнейшее сотрудничество между странами в области борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера.