Автор(-ы):
Медеткулов Нурсултан Медеткулович
9 февраля 2023
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
Торговые сотрудничества Республики Кыргызстан со странами ВТО необходимо для формирования стабильной экономики государства и осуществления быстрого и безопасного товарооборота сухопутным транспортом. Обращение о сотрудничестве с ВТО Кыргызстаном было подано в 1996 году 18 января. В 1998 году 20 декабря было заключена сделка об объединении с Маракешским Соглашением об утверждении ВТО. Страна за более чем двадцать лет с момента вступления в членство ВТО проводила трижды обзор торговой политики – 2006, 2013 и в 2019 году. Отчет включает данные об экономическом развитии, результаты осуществления торговой политики, цели будущего развития, главные задачи и преимущества торговой политики Кыргызской Республики. С 2015 года целью торговых операций республики является реализация процессов экономической интеграции региона в сотрудничестве с ЕАЭС, следствием чего было принято двустороннее соглашение, включающее в себя национальные права государства и права ЕАЭС, дополнительно были согласованы необходимые изменения, заключены нормативно-правовые документы. В условиях интеграции Республика Кыргызстан интенсивно принимает участие в развитии внешнеэкономической деятельности и использует все возможности для заключения контрактов международного товарооборота. Поэтому для расширения территорий экспорта Киргизской Республикой, государство совместно с партнерами интенсивно разрабатывает программы свободной торговли между ЕАЭС и третьими государствами, которые ориентированы на соединение национальной транспортной структуры в международное транспортное сообщество. Фигурируя в региональных объединительных действиях, Кыргызская Республика показывает свою преданность в поддержании и укреплении незаменимой роли ВТО в качестве основной зоны для переговоров, многосторонней либерализации торговли, а также разработки и обеспечения соблюдения правил многосторонней торговой системы.
Текст статьи
В настоящее время Кыргызстан осуществляет постоянное представительство при различных международных организациях, в том числе ОНН. Проводит активные мероприятия в организациях на уровне экономического Министерства, принимает систематические участия в обучениях и семинарах ВТО.
На современном этапе в масштабах ВТО выполнятся следующие меры:
Масштабное влияние на хозяйство страны оказывают международные автоперевозки, воздействующие на качество жизни, экономические показатели, цены, макроэкономику.
Расширение сотрудничества на внешнем рынке автотранспортной сферы, расширение двусторонних и разносторонних отношений Киргизской Республики, ориентированных на дальнейшее соединение транспортной структуры в мировую транспортную систему, основывается на реализации следующих шагов:
Присоединение Кыргызской Республики к ВТО было обусловлено интеграцией республики в систему мирохозяйственных связей, необходимостью открытия западных рынков для отечественных производителей и повышения конкурентоспособности промышленного производства.
До 2015 года экономика Кыргызской Республики характеризовалась превышением внешнеторгового оборота над ВВП. За 2013–2019 годы темпы роста внешней торговли были отрицательными и внешний оборот показал понижение на 12,7% - с 7993,8 млн долл. США до 6975,1 млн долл. США.
После вступления Киргизской Республики в ЕАЭС в 2015 году внешнеторговый оборот снизился и составил 5636,8 млн. долл. США, а в 2016–5573,6 млн долл. США.
Основанием отрицательных результатов внешнеторгового оборота стали снижение стоимости на импорт нефти, которое привело к замедлению экономического роста в странах ЕАЭС, снижение экспорта из-за принятия новых законов, неспособность кыргызских производителей удовлетворять технические и фитосанитарные требования ЕАЭС, периодические проблемы пограничного контроля в пунктах пропуска на границе между Кыргызстаном и Казахстаном.
В 2019 году экспорт по сравнению с 2013 годом понизился на 1% и составил 1986,1 млн долларов США, импорт – упал на 16,7%.
Восстановление внешней торговли Кыргызской Республики началось с 2017 года, показателем этого стало увеличение объема экспорта в системе внешнеэкономической деятельности и снижение дефицита торгового баланса - в 2013 году составлял 3980,2 млн. долларов США, в 2019 году - 3002,9 млн. долларов США.
Рис. 1. Структура импорта и экспорта за 2013- 2019 гг., %
По данным января 2022 года объем импорта и экспорта в совокупности составил 660, 5 млн.долларов. Объем импорта в январе 2021 году был 261,6 млн. долларов, в январе 2022 году – 543 млн. долларов, изменение составило +107, 6%. Объем экспорта в январе 2021 году был 99, 5 млн.долларов, в январе 2022 года объем был равен 117,5 млн.долларов, рост составил +18,1%. Данные объёма экспорта и импорта Кыргызской Республики приведены в диаграммах на рисунке 2 и рисунке 3.
Рис. 2. Диаграмма – объем импорта 2021- 2022г.
Рис. 3. Диаграмма – объем экспорта 2021-2022г.
Динамика экспорта в 2022 году относительно 2021 года показала снижение по причинам уменьшения вывоза важных ресурсов более чем в 1,5 раза, а именно отходов черных металлов (спад в 3,5 раза), стекла, медного лома (снижение на 20,5%), руды, молока и молочной продукции (-13,5%). Экспортные поставки Кыргызстан осуществляет с более чем 130 странами дальнего и ближнего зарубежья. При этом основную роль в формировании экспортных рынков за рассматриваемый период играют около 10 стран: Швейцария, Казахстан, Россия Узбекистан, Турция, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Таджикистан и Великобритания. Поставки продукции кыргызских предприятий в эти страны составили более 90% всего экспорта республики.
Динамика импорта в 2022 году относительно 2021 года показала значительный рост по причине роста потребности на трикотаж (+3,5 раза), черную металлургию (22,8%), механику и оборудование (+2,5 раза), нефтепродукты (21,9%), наземный транспорт и запчасти (+2,3 раза), пластмассовые изделия (+1,8 раза), фармацевтику (+25%), одежду (+24%),
Впоследствии вступления Киргизской Республики в ЕАЭС разработан и осуществляется план утверждения предварительных идей по классификации продукции согласно ТН ВЭД ЕАЭС. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, создан институт уполномоченного экономического оператора, оказывающий эффективное воздействие на процесс упрощения торговли и транзита на международном рынке. До вступления в ЕАЭС применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на территории Кыргызской Республики по отношению к третьим странам регулировалось национальным законодательством. После присоединения к ЕАЭС Кыргызская Республика применяет единый механизм защитных мер в отношении импорта товаров из третьих стран.
За период 2013-2019 годы произошел рост объема инвестиций в нефинансовые активы и в 2019 году составили 191,6 млрд. сомов (+1,7 раза), инвестиции в капитал составили 181 млрд. сомов(+1,7раза). Наиболее рентабельными направлениями вложения являются обрабатывающие предприятия, предприятия по добычи полезных ресурсов, посредничество в финансовой сфере и страхования, информационная деятельность, строительство.
За этот период крупными инвесторами были Китай, Казахстан, Россия, Канада, Швейцария, Великобритания, Турция, Узбекистан, Нидерланды.
В долгосрочной и среднесрочной перспективе политика торговли Республики Кыргызстан будет формироваться, ориентируясь на развитие конкурентоспособности, развитие традиционных отраслей и создание новых, дальнейшего расширения рынка экспорта согласно нормам ВТО.
Список литературы
Поделиться
Медеткулов Н. М. Проблемы реализации Киргизской Республикой и другими государствами региона соглашения ВТО об упрощении процедур торговли (СУПТ) в сфере международных автомобильных перевозок // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.II.С. 50-54. URL: https://apni.ru/article/5601-problemi-realizatsii-kirgizskoj-respublikoj