Главная
АИ #6 (136)
Статьи журнала АИ #6 (136)
Проблемы реализации Киргизской Республикой и другими государствами региона согла...

10.51635/27131513_2023_6_2_50

Проблемы реализации Киргизской Республикой и другими государствами региона соглашения ВТО об упрощении процедур торговли (СУПТ) в сфере международных автомобильных перевозок

Автор(-ы):

Медеткулов Нурсултан Медеткулович

9 февраля 2023

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

Киргизская Республика
Соглашение об упрощении процедур торговли (СУПТ)
Всемирная торговая организация (ВТО)
международные автомобильные перевозки
импорт
экспорт

Аннотация статьи

Торговые сотрудничества Республики Кыргызстан со странами ВТО необходимо для формирования стабильной экономики государства и осуществления быстрого и безопасного товарооборота сухопутным транспортом. Обращение о сотрудничестве с ВТО Кыргызстаном было подано в 1996 году 18 января. В 1998 году 20 декабря было заключена сделка об объединении с Маракешским Соглашением об утверждении ВТО. Страна за более чем двадцать лет с момента вступления в членство ВТО проводила трижды обзор торговой политики – 2006, 2013 и в 2019 году. Отчет включает данные об экономическом развитии, результаты осуществления торговой политики, цели будущего развития, главные задачи и преимущества торговой политики Кыргызской Республики. С 2015 года целью торговых операций республики является реализация процессов экономической интеграции региона в сотрудничестве с ЕАЭС, следствием чего было принято двустороннее соглашение, включающее в себя национальные права государства и права ЕАЭС, дополнительно были согласованы необходимые изменения, заключены нормативно-правовые документы. В условиях интеграции Республика Кыргызстан интенсивно принимает участие в развитии внешнеэкономической деятельности и использует все возможности для заключения контрактов международного товарооборота. Поэтому для расширения территорий экспорта Киргизской Республикой, государство совместно с партнерами интенсивно разрабатывает программы свободной торговли между ЕАЭС и третьими государствами, которые ориентированы на соединение национальной транспортной структуры в международное транспортное сообщество. Фигурируя в региональных объединительных действиях, Кыргызская Республика показывает свою преданность в поддержании и укреплении незаменимой роли ВТО в качестве основной зоны для переговоров, многосторонней либерализации торговли, а также разработки и обеспечения соблюдения правил многосторонней торговой системы.

Текст статьи

В настоящее время Кыргызстан осуществляет постоянное представительство при различных международных организациях, в том числе ОНН. Проводит активные мероприятия в организациях на уровне экономического Министерства, принимает систематические участия в обучениях и семинарах ВТО.

На современном этапе в масштабах ВТО выполнятся следующие меры:

  • Систематическая защита национальных потребностей с применением возможностей участия в ВТО – выдвижение личных инициатив, отстаивание личных границ в вопросах невыполнения задач другими участниками, которые противоречат интересам страны.
  • Защита потребностей доступно предоставляемых компенсаций странами – участниками ВТО в следствие с объединением в ЕАЭС.
  • Выполнение и разработка качественной торговой политики.
  • Осуществление систематических семинаров для государственных органов в целях повышения квалификации.
  • Целенаправленные действия на поддержание взаимовыгодной работы с Всемирной торговой организацией со строгим вниманием на защиту национальных потребностей.

Масштабное влияние на хозяйство страны оказывают международные автоперевозки, воздействующие на качество жизни, экономические показатели, цены, макроэкономику.

Расширение сотрудничества на внешнем рынке автотранспортной сферы, расширение двусторонних и разносторонних отношений Киргизской Республики, ориентированных на дальнейшее соединение транспортной структуры в мировую транспортную систему, основывается на реализации следующих шагов:

  • принятие новых межгосударственных соглашений с торговыми партнерами Киргизской Республики по международным перевозкам автотранспортными средствами.
  • развитие осуществления работ по вступлению к главнейшим соглашениям для последующего осуществления автотранспортных перевозок в международных транспортных каналах.
  • обновление и улучшение уже принятых соглашений международного сообщества (с КНР, Республикой Узбекистан) по совместной деятельности в сфере автоперевозок с целью защиты потребностей отечественных автомобильных перевозчиков.

Присоединение Кыргызской Республики к ВТО было обусловлено интеграцией республики в систему мирохозяйственных связей, необходимостью открытия западных рынков для отечественных производителей и повышения конкурентоспособности промышленного производства.

До 2015 года экономика Кыргызской Республики характеризовалась превышением внешнеторгового оборота над ВВП. За 2013–2019 годы темпы роста внешней торговли были отрицательными и внешний оборот показал понижение на 12,7% - с 7993,8 млн долл. США до 6975,1 млн долл. США.

После вступления Киргизской Республики в ЕАЭС в 2015 году внешнеторговый оборот снизился и составил 5636,8 млн. долл. США, а в 2016–5573,6 млн долл. США.

Основанием отрицательных результатов внешнеторгового оборота стали снижение стоимости на импорт нефти, которое привело к замедлению экономического роста в странах ЕАЭС, снижение экспорта из-за принятия новых законов, неспособность кыргызских производителей удовлетворять технические и фитосанитарные требования ЕАЭС, периодические проблемы пограничного контроля в пунктах пропуска на границе между Кыргызстаном и Казахстаном.

В 2019 году экспорт по сравнению с 2013 годом понизился на 1% и составил 1986,1 млн долларов США, импорт – упал на 16,7%.

Восстановление внешней торговли Кыргызской Республики началось с 2017 года, показателем этого стало увеличение объема экспорта в системе внешнеэкономической деятельности и снижение дефицита торгового баланса - в 2013 году составлял 3980,2 млн. долларов США, в 2019 году - 3002,9 млн. долларов США.

Рис. 1. Структура импорта и экспорта за 2013- 2019 гг., %

По данным января 2022 года объем импорта и экспорта в совокупности составил 660, 5 млн.долларов. Объем импорта в январе 2021 году был 261,6 млн. долларов, в январе 2022 году – 543 млн. долларов, изменение составило +107, 6%. Объем экспорта в январе 2021 году был 99, 5 млн.долларов, в январе 2022 года объем был равен 117,5 млн.долларов, рост составил +18,1%. Данные объёма экспорта и импорта Кыргызской Республики приведены в диаграммах на рисунке 2 и рисунке 3.

Рис. 2. Диаграмма – объем импорта 2021- 2022г.

Рис. 3. Диаграмма – объем экспорта 2021-2022г.

Динамика экспорта в 2022 году относительно 2021 года показала снижение по причинам уменьшения вывоза важных ресурсов более чем в 1,5 раза, а именно отходов черных металлов (спад в 3,5 раза), стекла, медного лома (снижение на 20,5%), руды, молока и молочной продукции (-13,5%). Экспортные поставки Кыргызстан осуществляет с более чем 130 странами дальнего и ближнего зарубежья. При этом основную роль в формировании экспортных рынков за рассматриваемый период играют около 10 стран: Швейцария, Казахстан, Россия Узбекистан, Турция, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Таджикистан и Великобритания. Поставки продукции кыргызских предприятий в эти страны составили более 90% всего экспорта республики.

Динамика импорта в 2022 году относительно 2021 года показала значительный рост по причине роста потребности на трикотаж (+3,5 раза), черную металлургию (22,8%), механику и оборудование (+2,5 раза), нефтепродукты (21,9%), наземный транспорт и запчасти (+2,3 раза), пластмассовые изделия (+1,8 раза), фармацевтику (+25%), одежду (+24%),

Впоследствии вступления Киргизской Республики в ЕАЭС разработан и осуществляется план утверждения предварительных идей по классификации продукции согласно ТН ВЭД ЕАЭС. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, создан институт уполномоченного экономического оператора, оказывающий эффективное воздействие на процесс упрощения торговли и транзита на международном рынке. До вступления в ЕАЭС применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на территории Кыргызской Республики по отношению к третьим странам регулировалось национальным законодательством. После присоединения к ЕАЭС Кыргызская Республика применяет единый механизм защитных мер в отношении импорта товаров из третьих стран.

За период 2013-2019 годы произошел рост объема инвестиций в нефинансовые активы и в 2019 году составили 191,6 млрд. сомов (+1,7 раза), инвестиции в капитал составили 181 млрд. сомов(+1,7раза). Наиболее рентабельными направлениями вложения являются обрабатывающие предприятия, предприятия по добычи полезных ресурсов, посредничество в финансовой сфере и страхования, информационная деятельность, строительство.

За этот период крупными инвесторами были Китай, Казахстан, Россия, Канада, Швейцария, Великобритания, Турция, Узбекистан, Нидерланды.

В долгосрочной и среднесрочной перспективе политика торговли Республики Кыргызстан будет формироваться, ориентируясь на развитие конкурентоспособности, развитие традиционных отраслей и создание новых, дальнейшего расширения рынка экспорта согласно нормам ВТО.

Список литературы

  1. Белов, В. А. Международное торговое право и право ВТО в 3 кн. Книга 1. Понятие и источники международного торгового права. Обычное и конвенционное (договорное) международное торговое право : учебник для вузов / В. А. Белов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 347 с. – (Высшее образование).
  2. Белов, В. А. Международное торговое право и право ВТО в 3 кн. Книга 2. Частноунифицированное международное торговое право : учебник для вузов / В. А. Белов. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 426 с. – (Высшее образование).
  3. Международное коммерческое право : учебник для вузов / В. Ф. Попондопуло [и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Попондопуло. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 476 с. – (Высшее образование).
  4. Джумагулов А. М., Досматов Д. Э., Касымкулова А. О. Проблемы реализации Киргизской Республикой и другими государствами региона Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли (СУПТ) в сфере международных автомобильных перевозок // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №5. С. 529-534.
  5. Участие Кыргызстана в ВТО https://mineconom.gov.kg/ru/direct/13/233
  6. Итоги 2022: рынок грузоперевозок https://vesti.kg/zxc/item/108585-itogi-2022-za-schet-chego-rastet-rynok-gruzoperevozok-v-kyrgyzstane.html
  7. Ратификация Соглашения Венгрии с Кыргызстаном об автоперевозках, 2021г. https://goo.su/U2Wi1PE
  8. ПРОТОКОЛ о присоединении Киргизии к Марракешскому Соглашению о формировании ВТО http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ky-kg/17511?cl=ru-ru
  9. Соглашение ВТО об УПТ https://tfig.unece.org/RUS/contents/WTO_Agreement.htm
  10. Динамика автотранспорта Кыргызстана, 2022г. https://goo.su/AfWqui
  11. Годовая статистика международной торговли товарами (HS) https://trendeconomy.ru/data/h2/KyrgyzRepublic/TOTAL
  12. http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203963/30?cl=ru-ru
  13. http://cbd.minjust.gov.kg/act/preview/ru-ru/218498/10?mode=tekst
  14. Официальный сайт WTO https://www.wto.org/
  15. https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/wtsr_2022_c2_e.pdf
  16. https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/wtsr_2022_c3_e.pdf

Поделиться

468

Медеткулов Н. М. Проблемы реализации Киргизской Республикой и другими государствами региона соглашения ВТО об упрощении процедур торговли (СУПТ) в сфере международных автомобильных перевозок // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.II.С. 50-54. URL: https://apni.ru/article/5601-problemi-realizatsii-kirgizskoj-respublikoj

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля