Военно-педагогический процесс – это целенаправленная, организованная деятельность командиров, штабов, органов по работе с личным составом по обучению, воспитанию военнослужащих, подразделений и воинской части в целом, подготовке их к умелым и мужественным действиям по предназначению. В условиях мирного времени это обеспечение боевой готовности воинской части, подразделений, в боевой обстановке – подготовка и ведение боевых действий, выполнение поставленных задач.
Сущность военно-педагогического процесса состоит в передаче знаний, социального, служебного и боевого опыта командирами (начальниками) и усвоении их подчиненными посредством взаимодействия. При этом передаваемый опыт трансформируется во внутренние черты, идеалы и личные качества военнослужащего, в его военно-профессиональную обученность, культуру и нравственный облик, в способности, умения, навыки, привычки.
Главное предназначение военно-педагогического процесса в мирное время состоит в обеспечении боевой готовности частей (кораблей). Его важнейшей задачей является формирование у личного состава воинского мастерства, высокой всесторонней подготовленности, организованности, дисциплины, патриотизма, верности конституционному долгу и др.
Военно-педагогический процесс в части является динамичным, закономерно развивающимся, управляемым процессом решения воинами и воинскими коллективами последовательно сменяющих друг друга, все усложняющихся учебно-воспитательных задач. Будучи важнейшим показателем специфики военно-педагогического процесса и выразителем его сущности, педагогические задачи представляют собой противоречивые педагогические ситуации, которые объективно обусловливаются потребностями повседневной жизни и деятельности воинов, интересами повышения боевой готовности части (корабля) в целом.
Многообразие педагогических задач и способов их разрешения характеризует специфику деятельности воинов в ходе военно-педагогического процесса. Внутренним содержанием этого процесса выступает активная коллективная (групповая) познавательная и практическая деятельность воинов. Её характер определяется не только содержанием тех идей, норм и принципов поведения, военно-научных положений, образцов техники и вооружения, способов решения учебно-боевых задач, которыми овладевают военнослужащие, но и организацией занятий, их методикой и материально-техническим обеспечением, а также нравственным, социально-психологическим климатом, который складывается в воинских коллективах (группах). Здесь особенно благоприятны общая заинтересованность, устремленность к поиску, дух состязания, доброжелательность и взаимная требовательность.
Военно-педагогический процесс протекает в виде завершенных циклов, сменяющих друг друга. Основными циклами является учебный год, в течение которого решается целый ряд конкретных учебно-воспитательных задач, определенных требованиями Министра обороны РФ, старших командиров и органов воспитательной работы. Учебный год состоит из 2-х периодов – зимнего и летнего, каждый из которых включает этап одиночной подготовки солдата (матроса) и подготовку подразделений, частей (кораблей). В структуре военно-педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых, с учетом специфики различных категорий военнослужащих и подразделений, решаются соответствующие педагогические задачи.
Научно-техническое развитие различных отраслей производства создает предпосылки для постоянного совершенствования военной техники. Зависимость военно-педагогического процесса от военно-технического фактора носит закономерный характер, однако она не прямолинейна. Данная зависимость социально обусловлена целым рядом других факторов, в том числе трудностями экономического характера, комплектования войск национальной гвардии и др. Современная техника развивается на принципиально новой научной базе радиоэлектроники, автоматики и кибернетики, что предполагает глубокое понимание военными специалистами физического смысла процессов, происходящих в аппаратуре, знание оптимальных условий её функционирования. Отсюда вытекает необходимость повышения роли теоретических, общенаучных знаний и интеллектуальных навыков в подготовке личного состава.
Одна из специфических закономерностей военно-педагогического процесса заключается в соответствии учебно-воспитательных действий командиров, заместителей командиров по воспитательной работе, штабов, общественных организаций характеру деятельности подчиненных, их духовным потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени слаженности воинского коллектива (группы). Данная закономерность выражает направленность действий всех организаторов военно-педагогического процесса в полку (на корабле), их стремление в полной мере учесть внутренние силы военнослужащих в решении задач боевой и общественно-государственной подготовки.
Следующей специфической закономерностью военно-педагогического процесса является моделирование (воссоздание) в процессе боевой и общественно-государственной подготовки воинов условий боевой деятельности. Эта закономерность требует, чтобы весь военно-педагогический процесс в части (на корабле) соответствовал требованиям военной доктрины, особенностям современного боя, а вся подготовка личного состава осуществлялась с учетом их действий в бою. При моделировании боя, как свидетельствует войсковая практика, особое внимание уделяется созданию сложной и напряженной обстановки, приближенной к боевой, преодолению условностей, упрощенчества на занятиях и учениях.
Результатом ВПП как системы в целом являются: знания, навыки и умения военнослужащих, его высокие военно-профессиональные, морально-психологические и физические качества; боевая готовность подразделений, сплоченность воинских коллективов, здоровый нравственно-психологический климат.
ВПП обладает рядом особенностей:
- военно-профессиональная направленность;
- тактико-специальная выучка личного состава является внутренней военно-практической основой ВПП;
- практический характер учебно-воспитательной работы, его тесная связь со служебной деятельностью личного состава;
- органическое единство теоретической и практической подготовки;
- напряженный характер учебно-воспитательной работы в строгом соответствии с требованиями воинских уставов и наставлений;
- единство индивидуальной и коллективной подготовки;
- многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер;
- ведущая роль командиров и начальников в осуществлении ВПП.