Главная
АИ #6 (136)
Статьи журнала АИ #6 (136)
Сущность, структура и содержание военно-педагогического процесса, его закономерн...

Сущность, структура и содержание военно-педагогического процесса, его закономерности и противоречия

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

военная педагогика
военно-педагогический процесс
время
военнослужащий
дисциплина
развитие
воинский коллектив

Аннотация статьи

Одной из важных задач, стоящих перед органами военного управления, является обучение и воспитание военнослужащих, то есть их профессиональная подготовка к выполнению своего воинского долга по защите Родины. Чтобы реализовать эту задачу, командиру воинской части (подразделения) необходимо качественно организовать военно-педагогический процесс, опираясь при этом на теоретические основы и практический опыт.

Текст статьи

Военно-педагогический процесс – это целенаправленная, организованная деятельность командиров, штабов, органов по работе с личным составом по обучению, воспитанию военнослужащих, подразделений и воинской части в целом, подготовке их к умелым и мужественным действиям по предназначению. В условиях мирного времени это обеспечение боевой готовности воинской части, подразделений, в боевой обстановке – подготовка и ведение боевых действий, выполнение поставленных задач.

Сущность военно-педагогического процесса состоит в передаче знаний, социального, служебного и боевого опыта командирами (начальниками) и усвоении их подчиненными посредством взаимодействия. При этом передаваемый опыт трансформируется во внутренние черты, идеалы и личные качества военнослужащего, в его военно-профессиональную обученность, культуру и нравственный облик, в способности, умения, навыки, привычки.

Главное предназначение военно-педагогического процесса в мирное время состоит в обеспечении боевой готовности частей (кораблей). Его важнейшей задачей является формирование у личного состава воинского мастерства, высокой всесторонней подготовленности, организованности, дисциплины, патриотизма, верности конституционному долгу и др.

Военно-педагогический процесс в части является динамичным, закономерно развивающимся, управляемым процессом решения воинами и воинскими коллективами последовательно сменяющих друг друга, все усложняющихся учебно-воспитательных задач. Будучи важнейшим показателем специфики военно-педагогического процесса и выразителем его сущности, педагогические задачи представляют собой противоречивые педагогические ситуации, которые объективно обусловливаются потребностями повседневной жизни и деятельности воинов, интересами повышения боевой готовности части (корабля) в целом.

Многообразие педагогических задач и способов их разрешения характеризует специфику деятельности воинов в ходе военно-педагогического процесса. Внутренним содержанием этого процесса выступает активная коллективная (групповая) познавательная и практическая деятельность воинов. Её характер определяется не только содержанием тех идей, норм и принципов поведения, военно-научных положений, образцов техники и вооружения, способов решения учебно-боевых задач, которыми овладевают военнослужащие, но и организацией занятий, их методикой и материально-техническим обеспечением, а также нравственным, социально-психологическим климатом, который складывается в воинских коллективах (группах). Здесь особенно благоприятны общая заинтересованность, устремленность к поиску, дух состязания, доброжелательность и взаимная требовательность.

Военно-педагогический процесс протекает в виде завершенных циклов, сменяющих друг друга. Основными циклами является учебный год, в течение которого решается целый ряд конкретных учебно-воспитательных задач, определенных требованиями Министра обороны РФ, старших командиров и органов воспитательной работы. Учебный год состоит из 2-х периодов – зимнего и летнего, каждый из которых включает этап одиночной подготовки солдата (матроса) и подготовку подразделений, частей (кораблей). В структуре военно-педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых, с учетом специфики различных категорий военнослужащих и подразделений, решаются соответствующие педагогические задачи.

Научно-техническое развитие различных отраслей производства создает предпосылки для постоянного совершенствования военной техники. Зависимость военно-педагогического процесса от военно-технического фактора носит закономерный характер, однако она не прямолинейна. Данная зависимость социально обусловлена целым рядом других факторов, в том числе трудностями экономического характера, комплектования войск национальной гвардии и др. Современная техника развивается на принципиально новой научной базе радиоэлектроники, автоматики и кибернетики, что предполагает глубокое понимание военными специалистами физического смысла процессов, происходящих в аппаратуре, знание оптимальных условий её функционирования. Отсюда вытекает необходимость повышения роли теоретических, общенаучных знаний и интеллектуальных навыков в подготовке личного состава.

Одна из специфических закономерностей военно-педагогического процесса заключается в соответствии учебно-воспитательных действий командиров, заместителей командиров по воспитательной работе, штабов, общественных организаций характеру деятельности подчиненных, их духовным потребностям, познавательным и физическим возможностям, степени слаженности воинского коллектива (группы). Данная закономерность выражает направленность действий всех организаторов военно-педагогического процесса в полку (на корабле), их стремление в полной мере учесть внутренние силы военнослужащих в решении задач боевой и общественно-государственной подготовки.

Следующей специфической закономерностью военно-педагогического процесса является моделирование (воссоздание) в процессе боевой и общественно-государственной подготовки воинов условий боевой деятельности. Эта закономерность требует, чтобы весь военно-педагогический процесс в части (на корабле) соответствовал требованиям военной доктрины, особенностям современного боя, а вся подготовка личного состава осуществлялась с учетом их действий в бою. При моделировании боя, как свидетельствует войсковая практика, особое внимание уделяется созданию сложной и напряженной обстановки, приближенной к боевой, преодолению условностей, упрощенчества на занятиях и учениях.

Результатом ВПП как системы в целом являются: знания, навыки и умения военнослужащих, его высокие военно-профессиональные, морально-психологические и физические качества; боевая готовность подразделений, сплоченность воинских коллективов, здоровый нравственно-психологический климат.

ВПП обладает рядом особенностей:

  • военно-профессиональная направленность;
  • тактико-специальная выучка личного состава является внутренней военно-практической основой ВПП;
  • практический характер учебно-воспитательной работы, его тесная связь со служебной деятельностью личного состава;
  • органическое единство теоретической и практической подготовки;
  • напряженный характер учебно-воспитательной работы в строгом соответствии с требованиями воинских уставов и наставлений;
  • единство индивидуальной и коллективной подготовки;
  • многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер;
  • ведущая роль командиров и начальников в осуществлении ВПП.

Список литературы

  1. Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология. М.: ВПА, 1986.
  2. Беляев В.И., Шацкий С.Т. Эволюция представлений о целях воспитания. Педагогика, 1995.
  3. Караяни А.Г. Прикладная военная психология: учебно-методическое пособие: [учебное пособие для курсантов и слуш. высш. воен.-учеб. заведений] / А. Г. Караяни, И. В. Сыромятников. – СПб. [и др.]: Питер, 2006. – С. 108.
  4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.,1983.
  5. Кулаков В.Ф. Военная педагогика и психология. М.: Совершенство, 1998.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Прометей, 1996.

Поделиться

961

Сарбасов Р. А. Сущность, структура и содержание военно-педагогического процесса, его закономерности и противоречия // Актуальные исследования. 2023. №6 (136). Ч.I.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/5605-sushchnost-struktura-i-soderzhanie-voenno

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря