Воспитание патриотических чувств является одной из приоритетных задач школы. Изменения, которые происходят в российском обществе, требуют от всех институтов воспитания гордости за свою страну, уважение к её историческому наследию.
В нашем государстве происходят решающие переломные моменты, которые требуют переосмысления множества вещей, единства и сплочённости русского народа.
Патриотизм заключается не только в любви к своей Родине, но и к своему государству, к нациям, проживающим на территории нашей страны, к армии и её героям, которые доказали готовность защищать и оберегать наше Отечество.
Но, как известно любому педагогу, рассказы и беседы, не подкреплённые практическим опытом, как правило, не несут воспитательного результата. Любое знание должно быть подкреплено реальным опытом. В данной статье мы попробуем разобраться, как привить патриотическое воспитание школьникам на внеурочных занятиях.
Преимущество внеурочных занятий заключается в том, что учитель может отойти от шаблона стандартного урока и организовать занятие куда интереснее, насыщеннее, и что самое главное, включить большое количество материала, не имеющего отношения к урочной программе. Необходимо учесть, что форма внеурочного занятия может быть самой разнообразной, что делает усвоение материала лёгким для запоминания.
Как я упомянула выше, любое занятие должно быть подкреплено практическими навыками.
Воспитание патриотических начал в умах подрастающего поколения, безусловно, начинается с рассказов о Великой Отечественной войне и подвигах советских солдат. Это тяжёлое, но великое событие, навеки вошедшее в историю нашей страны, живописует потомкам, поистине великих людей, которых объединяла одна идея – любовь к своей Родине. И благодаря железной воле и силе духа в 1945 году над Рейхстагом было поднято алое знамя Советского Союза.
Внеурочное занятие можно организовать в форме учебной дискуссии. Такой формат занятия даст возможность учащимся не только выслушать мнение педагога, но и высказать своё собственное мнение, проанализировать, поставить себя на место героя и, в конечном итоге сделать выводы. Важно подчеркнуть, что во Времена Великой Отечественно героями были все: и солдаты, и генералы.
История Великой войны сохранила множество подобных примеров, но самыми яркими, на мой взгляд, служат истории подвигов рядового Александра Матросова и генерала-фортификатора Дмитрия Карбышева. Девятнадцатилетний Саша Матросов закрыл своей грудью дуло фашистского дзота, чтобы его сослуживцы смогли совершить атаку на опорный пункт врага. Посмертно юному рядовому было присвоено звание Героя Советского Союза.
Выдающийся генерал Карбышев был не так молод и силён, как его героически погибший соотечественник, но силу его солдатского духа сломить было невозможно. В 1943 году Дмитрий Михайлович попал в плен к немецко-фашистским захватчикам, которые только и мечтали заполучить такого опытного и мудрого военноначальника. Долгие два года уговоров о сотрудничестве не принесли немцам успеха, доблестный генерал даже и не думал работать на врага. В феврале 1945 года, незадолго до великой Победы, в одном из австрийских концлагерей Дмитрия Михайловича Карбышева зверски казнили, в отместку не несогласие о сотрудничестве. 64-летнего генерала обливали на морозе ледяной водой до тех пор, пока герой не замёрз насмерть. Легендарному генералу посмертно была присвоена золотая звезда героя СССР.
Подвиги двух поистине героических людей повествуют о любви к Родине, о ненависти к врагу. Только подумайте, как мог любить своё Отечество человек, чтобы отдать за него свободу и жизнь.
Таких подвигов история сохранила очень и очень много. Поступок каждого героя имеет невероятную значимость для нас, потомков. Именно такие примеры вдохновляют помогать Отечеству, защищать его честь, становиться достойными и справедливыми людьми.
Глупо полагать, что динамичная современность не воспитывает героев. Это абсолютно не так. Специальная военная операция на Украине тому подтверждение. Мы видим, что в нашем обществе есть настоящие герои, которые не гоняться за наградами и звёздочками на погонах, а отстаивают честь и достоинство своей страны, защищают и оберегают её граждан.
Внеурочное занятие на тему «Герои моего Отечества» можно сделать в формате «круглого стола» или конференции. У учащихся будет возможность высказать свои предположения и обменятся мнениями, что сформирует патриотические начала.
Цель каждого внеурочного занятия на патриотическую тематику – заставить детей задуматься, сделать выводы и принять правильное решение. Естественно, мы не можем обойтись без реальных примеров, живописующих всю силу и твёрдость духа наши военных.
Ярчайшим примеров служит история военнослужащего из Курской области – Сергея Омельченко.
Свой подвиг 23-летний Сергей совершил в Бучанском районе Киевской области. Взвод Сергея прикрывал левый фланг полка на занятом нашими войсками рубеже. Противник начал контратаку. Лейтенант Омельченко организовал оборону, грамотно управлял личным составом. Командир отдавал распоряжение так громко, что его голос был слышен по всему участку боя.
Сражение было страшным. Наши ребята уничтожили несколько единица боевой техники, но сами несли немалые потери. Погибли несколько стрелков и гранатометчик. Тогда Сергей принял бой на себя. Он бил по националистам из автомата, а когда кончились патроны, синхронно вооружился гранатомётом и выстрелил в наползающий танк противника. Стальная машина остановилась, так как Сергей перебил ей гусеницы, но всё-таки танк успел выпустить снаряд в то место, где находился лейтенант. Голос Сергея затих, среди бойцов пронеслось: «командир погиб».
Указом презента Российской Федерации лейтенант Сергей Валентинович Омельченко награждён Орденом Мужества. Но к великому сожалению, посмертно.
Внеурочные занятия должны не только давать дополнительные знания, но формировать нравственные начала. Школа – это объект вторичной социализации ребёнка и от того, какие установки она даст, зависит будущее её ученика.
Привития любви к своей Родине – одна из важнейших задач школы. Именно любовь к Отечеству рождает настоящих героев.