Железнодорожный транспорт функционирует в условиях постоянной конкуренции с другими видами транспорта, выполняя основную задачу по качественному удовлетворению потребностей экономики и общества в перевозках грузов и пассажиров. Основанием конкуренции в сфере грузоперевозок являются различные возможности видов транспорта, применяемых технологий, затраты на перевозки, качество предоставляемых услуг. Соответственно, главными экономическими показателями являются доходы и прибыль. Рост этих показателей может обеспечиваться двояко: как ростом качества перевозок, так и снижением издержек. Говоря о росте качества перевозок необходимо отметить, что важным конкурентным фактором является сокращение сроков доставки. Актуальность исследования обусловлена тем, что контейнерные перевозки играют особую роль в развитии транспортной логистики и являются надёжным и эффективным способом перевозки грузов. Очевидно, что увеличение объемов транзитных контейнерных перевозок, а также сокращение времени перевозки потребует использования инновационного подвижного состава.
Целью данной статьи является рассмотрение возможностей повышения конкурентного преимущества транспортно-логистических компаний при организации перевозок контейнеров в инновационном подвижном составе.
Основными задачами исследования являются:
- анализ рынка железнодорожных контейнерных перевозок на территории Российской Федерации;
- рассмотрение тенденций применения фитинговых платформ в перевозках;
- сравнительный анализ эффективности единиц подвижного состава.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование инновационного подвижного состава может являться одним из факторов конкурентного преимущества транспортно-логистических компаний при выполнении контейнерных перевозок.
В ряде текущих исследований отмечается увеличение темпа роста рынка внутренних контейнерных перевозок. В числе лидеров по динамике отправки в контейнерах: удобрения (рост в 2,6 раза), зерно (на 63,6%), рыбная продукция (32,4%), соль (29,9%) и стройматериалы (20,5%). ОАО РЖД, несмотря на резкое ухудшение условий для международного контейнерного трафика, по итогам года продемонстрировало рост железнодорожных перевозок контейнеров на 0,3%, побив рекорд 2021 года. [1]
По прогнозу на 2023 год в перспективной российской контейнерной логистики можно выделить следующие тренды:
- замедление роста мировой экономики, в том числе высокая инфляция, снижение покупательской способности;
- загруженность инфраструктуры Дальнего Востока будет на уровне близком к максимальному (порты и погранпереходы);
- на Восточном полигоне планируется расширение системы полувагонных схем перевозок контейнеров;
- рост экспорта сельскохозяйственных грузов, в том числе дальнейшая контейнеризация зерновых и масленичных;
- развитие торгово-логистических решений через страны-трейдеры, такие как Турция, ОАЭ, Узбекистан, Вьетнам и другие;
- рост торговых связей внутри BRICS, возникновение новых маршрутов, не всегда контейнерных из Бразилии и других странах Южной Америки;
- экономический рост и развитие логистических маршрутов в Центральной Азии и Прикаспии; Узбекистане, Казахстане, Азербайджане;
- Иран и коридор «Север-Юг» как один из векторов геополитико-экономического развития России;
- развитие транзитных решений в обход России по геополитическим причинам.
В целом по прогнозам на 2023 год, ожидается медленное восстановление импорта, ограниченное снижением доходов населения и уходом с российского рынка ряда иностранных компаний и удорожанием большинства импортных товаров. Все мероприятия, которые Минтранс и ОАО «РЖД» уже реализовали и планируют к реализации в ближайшее время, позволят увеличить объём контейнеров в 2023 году более чем на 60% к аналогичному периоду прошлого года на Восточном полигоне [2].
В настоящее время в соответствии с утвержденной Правительством РФ Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года компанией осуществляются масштабные мероприятия по увеличению пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры, и в первую очередь, для обеспечения роста транзитных контейнерных перевозок.
С целью осуществления перевозок крупнотоннажных контейнеров на сети железных дорог СНГ применяются четырёхосные фитинговые вагон-платформы, при этом допускаемая скорость движения груженого поезда может составлять до 90 км/ч. Тенденции повышения контейнеризации грузов и высокий спрос на контейнерные перевозки способствуют стремительному развитию рынка фитинговых платформ.
В 2018-2022 гг. наблюдался значительный спрос на контейнерные перевозки, приведший к дефициту парка фитинговых платформ, что спровоцировало рекордные поставки на данном рынке.
В 2021 году и в I квартале 2022 года наблюдался дефицит фитинговых платформ, что привело к росту закупок. В настоящее время парк фитинговых платформ в России составляет около 95,5 тыс. единиц. Они находятся в собственности порядка 200 компаний, при этом несколько крупных игроков владеют более 70% от общего числа таких платформ. Так, около 40% парка фитинговых платформ находится в собственности у ПАО «ТрансКонтейнер», 8% – у ООО «ТрансГарант», по 3,5% – у АО «Евросиб СПб-транспортные системы» и ООО «Транс Синергия», 3% – у ООО «Логбокс» и по 2,7% – у транспортно-экспедиторской компании «Модуль» и АО «ОТЛК ЕРА». Остальные вагоны принадлежат небольшим компаниям. В 2021 году в РФ был поставлен рекорд по объёму производства платформ (23,7 тыс.), из которых 90% – фитинговые платформы. Их производили в АО «Завод металлоконструкций» (18,6%), АО «Алтайвагон» (18,3%), концерне «Тракторные заводы» (16,5%), АО «Рославльский ВРЗ» (13,9%), «РМ Рейл» (11,4%), ПАО «Научно-производственная корпорация «Объединённая вагонная компания» (9,6%), АО «Трансмашхолдинг» (7,3%) и АО «Барнаульский вагоноремонтный завод» (4,4%) [3].
В соответствии с Концепцией комплексного развития контейнерного бизнеса [4] ОАО «РЖД» рассматривает пропуск грузовых поездов по Транссибу со скоростью 140 км/час и увеличение маршрутной скорости до 1500 км/сут. Для реализации данной стратегии возникла необходимость проработать новые подходы для создания более скоростной платформы в соответствии с техническими параметрами, необходимыми для перевозок контейнеров со скоростью движения до 140 км/ч.
Для увеличения объёмов транзита и скорости грузовых перевозок холдинг «РЖД» реализует проект развития скоростных перевозок контейнеров. В частности, Центром фирменного транспортного обслуживания совместно с причастными подразделениями ОАО «РЖД», АО «ФГК», АО «ВНИИЖТ», а также представителями ООО «Комплексные скоростные технологии» (ООО «КСТ Инжиниринг») подготовлен и утверждён Комплексный план мероприятий – дорожная карта – по реализации проекта в сегменте скоростных перевозок контейнеров. План предусматривает мероприятия, необходимые для разработки скоростного 80-футового вагона-платформы на трёхосных тележках модели 13-6704 по заказу АО «ФГК», а также организационно-технологические мероприятия, которые необходимо осуществить ОАО «РЖД» и компаниям холдинга «РЖД» для реализации проекта. В 2021 году АО «Калугапутьмаш» был представлен опытный образец вагон-платформы модели 13-6704, имеющий улучшенные ходовые характеристики, которые позволяют повысить скорости движения контейнерных поездов, и улучшенную грузоподъемность, которая позволяет разместить на одной платформе два 40-футовых контейнера или один 40-футовый контейнер и два 20-футовых контейнера [5].
Сравнительная характеристика инновационной платформы 13-6704 с четырёхосной фитинговой платформой 13-2162 приведена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика инновационной платформы 13-704 с четырёхосной фитинговой платформой 13-2162
Технические характеристики |
Фитинговая платформа 13-2162 |
Инновационная платформа 13-6704 |
---|---|---|
Грузоподъемность, т |
69 (80 футовая) |
75 (80 футовая) |
Масса тары вагона, т |
22 |
25 |
Количество осей, шт. |
4 |
6 |
Длина платформы по осям автосцепок, мм |
19 620 |
26 360 |
Типоразмеры перевозимых контейнеров |
1АА,1А,1А Х,1СС,1С |
1ААА,1АА, 1А,1АХ,1С С,1С,1СХ |
Габарит по ГОСТ |
0-ВМ (01-Т) |
0-ВМ |
Конструкционная скорость, км/ч |
90 |
140 |
Сравнение качественных и количественных технико-экономических характеристик инновационной платформы с отечественными аналогами показывает, что инновационная вагон-платформа наиболее эффективна.
Эксплуатация контейнерных поездов, состоящих из инновационных платформ, позволит повысить объемы перевозок контейнеров при равном числе выполнения одинакового объема перевозок с вагонами-аналогами. Рассмотрим на примере обращения контейнерных поездов длиной 57 и 71 условный вагон. Расчет числа перевозимых контейнеров в одном поезде приведен в таблице 2. Возможность размещения 3-контейнеров на инновационной платформе вместо 2-х контейнеров на стандартной фитинговой платформе при меньшем числе инновационных платформ при равных длинах грузового поезда все равно дает прирост объемов перевозок. При этом снижается потребное число поставляемых инновационных платформ на один контейнерный поезд, что может снизить потребность в парке фитинговых платформ на треть при равных размерах контейнерных поездов.
По результатам расчетов получается, что один контейнерный поезд, состоящий из инновационных фитинговых платформ, может перевести на 11-12% больше контейнеров, чем поезд, состоящий из фитинговых платформ-аналогов.
Таблица 2
Расчет числа 40-футовых контейнеров в контейнерных поездах, состоящих из инновационных платформ и платформ-аналогов
Контейнерный поезд |
Фитинговая платформа 13-2162 |
Инновационная платформа 13-6704 |
---|---|---|
|
Схема размещения контейнеров на платформе | |
|
1АА + 1СС |
1СС + 1АА + 1СС |
Длина 57 усл. ваг. (фактическое число фитинговых платформ) |
40 + 40 (40) |
30+30+30 (30) |
Итого |
80 контейнеров |
90 контейнеров |
Длина 71 усл. ваг. (фактическое число фитинговых платформ) |
50 + 50 (50) |
37 + 37 + 37 (37) |
Итого |
100 контейнеров |
111 контейнеров |
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что возможность размещения на одной платформе двух 40-футовых контейнеров или одного 40-футового контейнера и двух 20-футовых контейнеров позволит увеличить объемы перевозок на 10-12 % при равном числе отправленных контейнерных поездов, и соответственно доходы компании-оператора (экспедиторской компании), по сравнению с применением в эксплуатации существующих вагонов-аналогов. Кроме того, эксплуатация инновационных платформ позволяет на треть сократить число эксплуатируемого парка фитинговых платформ при равном объеме перевозок контейнеров.